Новости

СМЕЯТЬСЯ, ПРАВО, НЕ ГРЕШНО...

СМЕЯТЬСЯ, ПРАВО, НЕ ГРЕШНО...

«Как обмануть государство» на сцене Малого театра

Имена комедиографов-французов Л. Вернея и Ж. Берра популярны не только на родине этих драматургов. Тем более их все больше ставят сейчас по всей Европе — не просто потому, что комедия должна смешить, а их творчество вполне отвечает требованиям жанра, но и потому, что она оказалась весьма и весьма актуальна.

В самом деле, сколько споров, пересудов, недовольств, даже боязни нового связано с налоговой политикой каждого государства. Кто- то, как мы отлично знаем, увиливает от уплаты достаточно высоких налогов, кто-то, наоборот, — смиренно платит все, что требуется, кто-то пытается, как ни странно, торговаться о сумме налога, кто-то их самовольно огульно накручивает. В общем, эта проблема, повторяю, волнует абсолютно всех.

Не подумайте, что комедия, представленная Малом театром в постановке Владимира Бей- лиса, ударилась в острые вопросы бухгалтерии. Ведь проблема эта — не просто экономическая, но и сугубо человеческая, моральная. В отношении к налогам особенно разняться людские характеры. А тут, в премьере, характеры на редкость удались, начиная, разумеется, с роли блистательного Бориса Клюева. Его герою предстояло прожить сразу две ипостаси своей карьеры — расцвет, подъем, власть, силу, а потом вдруг страшное разочарование, горечь потерь и... необходимость начать жизнь сначала, чтобы не остаться на бобах.

Комедия остроумна, парадоксальна, построена очень любопытно. У крупного налогового чиновника Фромантеля (его-то и играет Б. Клюев), умеющего лихо ловчить, есть капризная, но по-современному деловито мыслящая дочка Жульетта (П. Долинская). А у этой капризной дочки, постоянно требующей немалые деньги на свои карманные расходы, имеется муж Гастон (А. Вершинин). Главное призвание последнего — весёлый образ жизни и паталогическая лень, вгоняющая его в тоску даже при упоминании о необходимости трудиться. Вот такая семейка!..

Налогоплательщики, разорённые конторой Фромантеля и тщетно взывающие к его совести и гуманности, грустной чередой проходят мимо злокозненного чинуши. Причём их диалоги с чиновным боссом при всей внутренней остроте, внешне выливаются в колючую, но весьма смешную перебранку. Присмотревшись однажды внимательнее к делам своего маститого свёкра — эдакого мастодонта в экономике и убеждённого трудоголика, бездельник Гастон неожиданно для самого себя придумывает некий план. От него у многих голова идет кругом: одни — в восторге от возможности заработать на налогоплательщиках; другие — предчувствуют катастрофу, поскольку ловко сработанный и обретающий все большую известность план Гастона в итоге лишает свёкра места и почета.

Надо сказать, что благодатный сценический материал с неожиданными коллизиями очень удачно использован постановщиком. Ярко вылеплены характеры действующих лиц: вроде бы нарочито простоватый и наивный женолюбец-миллионер Лошапелод (В. Дубровский); «страдалец»-налогоплательщик Альфред Меню (В. Петров); забавная, легко меняющая своих поклонников содержанка Бетти Дорланж (Д. Юдина); эдакая продувная бестия, умело держащая хвост по ветру и совершенно влюбленная в деньги, а заодно и в женщин — молодой чиновник Жиру (А. Коновалов). Шумная и цветистая компания, которая увлеченно, ансамблево и юморно ведёт спектакль.

У спектакля есть и второе название — «Школа налогоплательщиков». По ходу действия оно приобретает особый смысл. Герой Б. Клюева находит своё место в этой «школе»: время, ситуация и своеобразный талант зятя помогли ему не впасть в депрессию от собственного фиаско. Не могу не отметить, что Клюев хорош всегда, а в этой роли он прямо купается в благодатном драматургическом материале. Конечно, он — флагман спектакля. Но в немалой степени успех постановки обязан и сценографии С. Бенедиктова, и музыке В. Соколова.

В общем, получилось весьма неплохо. Посмотрите, убедитесь сами!

Наталья ЛАГИНА.

«Слово», №43-44 2013

Дата публикации: 30.12.2013
СМЕЯТЬСЯ, ПРАВО, НЕ ГРЕШНО...

«Как обмануть государство» на сцене Малого театра

Имена комедиографов-французов Л. Вернея и Ж. Берра популярны не только на родине этих драматургов. Тем более их все больше ставят сейчас по всей Европе — не просто потому, что комедия должна смешить, а их творчество вполне отвечает требованиям жанра, но и потому, что она оказалась весьма и весьма актуальна.

В самом деле, сколько споров, пересудов, недовольств, даже боязни нового связано с налоговой политикой каждого государства. Кто- то, как мы отлично знаем, увиливает от уплаты достаточно высоких налогов, кто-то, наоборот, — смиренно платит все, что требуется, кто-то пытается, как ни странно, торговаться о сумме налога, кто-то их самовольно огульно накручивает. В общем, эта проблема, повторяю, волнует абсолютно всех.

Не подумайте, что комедия, представленная Малом театром в постановке Владимира Бей- лиса, ударилась в острые вопросы бухгалтерии. Ведь проблема эта — не просто экономическая, но и сугубо человеческая, моральная. В отношении к налогам особенно разняться людские характеры. А тут, в премьере, характеры на редкость удались, начиная, разумеется, с роли блистательного Бориса Клюева. Его герою предстояло прожить сразу две ипостаси своей карьеры — расцвет, подъем, власть, силу, а потом вдруг страшное разочарование, горечь потерь и... необходимость начать жизнь сначала, чтобы не остаться на бобах.

Комедия остроумна, парадоксальна, построена очень любопытно. У крупного налогового чиновника Фромантеля (его-то и играет Б. Клюев), умеющего лихо ловчить, есть капризная, но по-современному деловито мыслящая дочка Жульетта (П. Долинская). А у этой капризной дочки, постоянно требующей немалые деньги на свои карманные расходы, имеется муж Гастон (А. Вершинин). Главное призвание последнего — весёлый образ жизни и паталогическая лень, вгоняющая его в тоску даже при упоминании о необходимости трудиться. Вот такая семейка!..

Налогоплательщики, разорённые конторой Фромантеля и тщетно взывающие к его совести и гуманности, грустной чередой проходят мимо злокозненного чинуши. Причём их диалоги с чиновным боссом при всей внутренней остроте, внешне выливаются в колючую, но весьма смешную перебранку. Присмотревшись однажды внимательнее к делам своего маститого свёкра — эдакого мастодонта в экономике и убеждённого трудоголика, бездельник Гастон неожиданно для самого себя придумывает некий план. От него у многих голова идет кругом: одни — в восторге от возможности заработать на налогоплательщиках; другие — предчувствуют катастрофу, поскольку ловко сработанный и обретающий все большую известность план Гастона в итоге лишает свёкра места и почета.

Надо сказать, что благодатный сценический материал с неожиданными коллизиями очень удачно использован постановщиком. Ярко вылеплены характеры действующих лиц: вроде бы нарочито простоватый и наивный женолюбец-миллионер Лошапелод (В. Дубровский); «страдалец»-налогоплательщик Альфред Меню (В. Петров); забавная, легко меняющая своих поклонников содержанка Бетти Дорланж (Д. Юдина); эдакая продувная бестия, умело держащая хвост по ветру и совершенно влюбленная в деньги, а заодно и в женщин — молодой чиновник Жиру (А. Коновалов). Шумная и цветистая компания, которая увлеченно, ансамблево и юморно ведёт спектакль.

У спектакля есть и второе название — «Школа налогоплательщиков». По ходу действия оно приобретает особый смысл. Герой Б. Клюева находит своё место в этой «школе»: время, ситуация и своеобразный талант зятя помогли ему не впасть в депрессию от собственного фиаско. Не могу не отметить, что Клюев хорош всегда, а в этой роли он прямо купается в благодатном драматургическом материале. Конечно, он — флагман спектакля. Но в немалой степени успех постановки обязан и сценографии С. Бенедиктова, и музыке В. Соколова.

В общем, получилось весьма неплохо. Посмотрите, убедитесь сами!

Наталья ЛАГИНА.

«Слово», №43-44 2013

Дата публикации: 30.12.2013