ФИЛУМЕНА НЕ ПЛАЧЕТ
ФИЛУМЕНА НЕ ПЛАЧЕТ
Все смешалось в доме неаполитанца синьора Сориано. Филумена Мартурано, любовница, с которой он прожил 25 лет, сумела обманом женить Сориано на себе, а когда синьор решил с ней развестись, объявила, что в тайне от него родила и воспитала трех сыновей, причем Сориано – отец одного из них, и ушла… В Доме Островского – Малом театре – премьера комедии Эдуардо Де Филиппо «Филумена Мартурано», сюжет которой знаком всем, кто любит кино, по фильму «Брак по-итальянски» с Софией Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях. Эта комедия очень нравится зрителям и с неизменным успехом идет в разных столичных театрах. Когда стало известно, что ее собираются поставить в Малом, а главные роли сыграют Ирина Муравьева и Юрий Соломин, никто не сомневался, что «Филумена» станет одним из важных событий нынешнего театрального сезона. Оставалось загадкой, как и о чем сыграют этот спектакль в Доме Островского.
«Филумена Мартурано» удивляет зрителей с самого начала. Неаполитанец Стефано ди Лука, поставивший комедию Эдуардо Де Филиппо, безжалостно изгнал со сцены все штампы «итальянщины» со «знойными» страстями, криками и бенефисным битьем посуды. В первом эпизоде, когда ссора между Филуменой (Ирина Муравьева) и Доменико (Юрий Соломин) разгорается, напряжение на сцене нарастает все сильнее, но не прорывается наружу, как будто перед нами постановка Чехова или Островского. Об Италии в этом спектакле вообще напоминают разве что имена героев. Сценография предельно проста: в столовой, где происходит действие, только то, без чего не представишь себе жилую комнату: стол, стулья, люстра, распахивающаяся входная дверь и дверной проем сбоку.
Застыв в этом проеме неподвижно, словно изваяние, не произнося ни слова, Филумена Ирины Муравьевой слушает упреки синьора Сориано. Муравьеву в этой роли не узнать: ни ослепительной улыбки, ни полюбившихся зрителям интонаций, комических приемов и жестов. Она смотрит на Сориано и молчит, но, глядя на нее, понимаешь: у Филумены, только что обманом женившей синьора на себе, нет ни сил, ни азарта настаивать на своей правоте, кому-то что-то доказывать или плакать. Она и сама говорит, что у нее не осталось слез. Только давняя обида перехватывает горло, душит, мешая говорить: она любила Сориано, отдала ему лучшие годы, вела все его дела, а он принимал это как должное, и недавно собирался жениться на молоденькой. Но Филумена Муравьевой спокойно воспринимает обвинения и крики Доменико вовсе не из-за обиды. Она решилась его обмануть, призналась во всем и должна вытерпеть его угрозы ради детей. Материнский инстинкт, желание помочь им пересиливает сейчас все остальные чувства Филумены. Три ее взрослых сына будут носить фамилию Сориано, чтобы никто не считал их сиротами без роду и племени. Она этого добьется, переступив через стыд, обиду и боль.
«Когда видишь только плохое, незачем проливать слезы», – спокойно и жестко говорит героиня Муравьевой. У Филумены в пьесе есть монологи, откровенно «бьющие на жалость». К примеру, она рассказывает, как бродила по улицам, зная, что ждет первого ребенка, и не понимала, как поступить. Вызывающе заговорила со статуей Мадонны и вдруг явственно услышала слова: «Дети есть дети». В такие моменты Муравьева играет сдержанно, без всякой сентиментальности, фальши или желания растрогать. Только раз она дрогнет – перед тем как признаться своим, уже взрослым, сыновьям, что она их мать.
Удивляет зрителей и Юрий Соломин, в своей последней работе (заглавной роли в спектакле «Мольер» в Малом театре) сыгравший нервного, усталого, измученного жизнью и интригами Мольера. Доменико Сориано – его полная противоположность. Соломин играет Сориано человеком гибким, внутренне подвижным, легко поддающимся своим настроениям. Только что он бушевал, готовый разнести все вокруг. А через некоторое время успокоился: все, что вызывало гнев, воспринимает уже как мелочь, не заслуживающую внимания. Но, главное, синьор Сориано – прирожденный оптимист, уверенный, что из самой трагической ситуации есть выход и все обязательно закончится хорошо.
Вот синьор, пытаясь выяснить, кто из сыновей Филумены его отпрыск, выспрашивает их, любят ли они скачки, теряют ли голову при виде красивой девушки, хорошо ли поют. Он заражает зрителей своим азартом, они тоже начинают гадать, кто из этих трех парней его настоящий сын. И становится понятно, что в душе синьор Доменико – так и не повзрослевший мальчишка. Жизнь для него увлекательная игра. Как он потрясен и обрадован, когда сыновья Филумены хором говорят ему «папа»! Как быстро входит в роль отца семейства, явно получая от нее удовольствие. Весь совсем недавно он оставался один на один с подступающей старостью и страхом, что жизнь уходит – и вдруг почувствовал, что он не одинок. Доменико даже не пришлось прилагать для этого никаких усилий – жизнь все расставила по своим местам. Ему остается только убежденно повторить фразу своей жены: «Дети есть дети». В финале спектакля, уже после того, как герои повенчались в церкви, Сориано вдруг нежно посмотрит на Филумену, а она, впервые за все это время, заплачет. И станет ясно, что в жизни этих людей открывается какая-то новая страница.
В «Филумене Мартурано» хороши не только исполнители заглавных ролей. Запоминается и служанка Розалия (Л.Кичанова), готовая ради своей госпожи и в огонь, и в воду. И сыновья – простодушный водопроводчик Микеле (М.Хрусталев), по-юношески надменный Риккардо (К.Юдаев) и мечтатель Умберто (С.Потапов), который сочиняет рассказы. Актерский ансамбль в этом спектакле настолько слажен, что хочется сравнить его с дружной итальянской семьей.
Ближе к финалу комнату, где происходило действие, вообще перестаешь замечать, она как будто растворяется в воздухе. Да, в сущности, и не важно, когда и где случилась эта история. Главное, что сыновья нашли родителей, родители – сыновей, а Филумена все-таки смогла вернуть любовь Доменико. За всю свою историю человечество не придумало ничего важнее любви родителей и детей и семейного счастья.
Спектакль, защищающий семейные ценности, появился в Малом театре неслучайно. Тема семьи, дома, в котором тебя любят и ждут, особенно важна для этого театра именно сейчас, когда Дом Островского ожидают несколько лет тесноты и полукочевой жизни, связанной с ремонтом основного здания.
Ольга Романцова, «Планета красота», №11-12 2013 год
Дата публикации: 19.12.2013