3 САМЫЕ УЗНАВАЕМЫЕ РОЛИ ВИТАЛИЯ СОЛОМИНА
12 декабря 2013 года замечательному российскому актеру Виталию Соломину исполнилось бы 72 года.
Виталий Соломин родился на свет в военном 1941 году в Чите. Семья жила в 40-метровой комнате старого деревянного дома. Мефодий Викторович Соломин был хормейстером, руководил Домом народного творчества. Зинаида Ананьевна, мать Виталия и Юрия Соломиных, служила пианисткой в Доме пионеров. Родители очень хотели, чтобы Виталий продолжил династию музыкантов, заставляли ходить в музыкальную школу, но мальчику совсем не нравилось там учиться. Выбор профессии Виталий отложил до самого окончания школы - поступать в знаменитую «Щепку», театральное училище имени Щепкина, он решил случайно - мало того, что именно этот вуз окончил старший брат, Юрий Соломин, так еще и в 1959 году училище проводило набор в Чите. Сокурсниками Соломина-младшего стали Олег Даль, Виктор Павлов и Михаил Кононов.
Театральная судьба Виталия Соломина накрепко связана с Малым театром. Еще будучи студентом, он стал получать эпизодические роли на сцене Малого, а после окончания училища стал членом труппы. Поменять сцену Соломину пришлось лишь однажды, да и то, всего на два года - в 1987-1989 годах он служил в Театре имени Моссовета.
Виталию Соломину было отмерено на этой земле преступно мало - всего шесть десятилетий. Он ушел как настоящий артист - на сцене, доиграв первый акт одного из самых ярких своих спектаклей - «Свадьбы Кречинского». Поклонникам таланта Соломина остались его фильмы - удивительно, но даже эпизодические роли он умел играть настолько тонко, что созданные им персонажи оставались в памяти.
«Вечерняя Москва» предлагает вспомнить самые узнаваемые кинообразы Виталия Соломина.
Доктор Ватсон («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», реж. Игорь Масленников, 1979, 1980, 1981, 1983, 1986)
Удивительно, но на эту роль, ставшую настоящей визитной карточкой Соломина, его утвердили не сразу - мешала совсем «не английская» внешность. К счастью, рыжеволосого артиста все же отстояли, узнав в нем типичного шотландца. О том, что образ компаньона знаменитого сыщика получился достоверным, громче всего говорит тот факт, что масленниковская экранизация романов Артура Конан-Дойла признана лучшей в самой Великобритании.
Фальк («Летучая мышь», реж. Ян Фрид, 1979)
В экранизации знаменитой оперетты Виталию Соломину досталась роль директора музыкального театра Вены Фалька - друга главного героя Генриза Айзенштайна, которого сыграл Юрий Соломин. Два брата Соломиных в одном кадре - не шутка, с учетом не самых простых их взаимоотношений. Сравнивать, однако, получается с трудом - оба персонажа очень органично дополняют образы друг друга. Чего стоит хотя бы сцена, где Фальк рассказывает Розалинде об охоте и собаке Шульца.
Режиссер Игорь Масленников стал для Виталия Соломина своеобразным ангелом-хранителем в профессии. Точно так же, как цикл приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона, трилогия «Зимняя вишня» стала знаковой в кинокарьере актера, принесла ему славу и дополнила коллекцию образов-визитных карточек. Так же, как и в случае с Ватсоном, на роль нерешительного Дашкова Соломина утвердили не сразу - однако после начала съемок режиссер решил заменить артиста именно на Виталия, в кадре потребовалось «рыжее пятно, какая-то аморфная масса», как говорил сам Масленников. Несмотря на всю неоднозначность образа, этот герой Соломина нашел своих поклонников - и тем более, поклонниц - потому что получился очень настоящим, очень искренним.
Вадим Дашков («Зимняя вишня», реж. Игорь Масленников, 1985, 1990, 1995)
В целом, искренность - это, пожалуй, главное качество всех ролей Виталия Соломина - будь то на экране или на театральных подмостках. Его друзья вспоминают, что он и сам был таким, лишенным фальши, настоящим, умевшим переживать всей душой. В его груди билось сердце Артиста - трепетное, живое, мятежное. И как жаль, что уберечь его никто оказался не в силах.
Мария Трошенкова,
«Вечерняя Москва», 12 декабря 2013 года