Новости

ЧУЖИЕ БЛИЗКИЕ

ЧУЖИЕ БЛИЗКИЕ

Спектакль по пьесе мало известного сейчас драматурга Сергея Найденова «Дети Ванюшина» вошел в афишу Малого театра в самом конце прошлого года.

«Дети Ванюшина» - первая и самая успешная пьеса Найденова. Возможно, потому, что в ней отразились личные впечатления молодого драматурга, которому отец готовил купеческое будущее, но сам он выбрал другую стезю. Автобиографические мотивы могли повлиять и на то, что пьеса была создана достаточно быстро - писатель, его настоящая фамилия Алексеев, закончил текст на двенадцатый день. На качество написанного, впрочем, это не повлияло, и пьесу весьма благосклонно приняли Чехов и Горький, практически в то же время создавший своих «Мещан».

Сейчас «Дети Ванюшина» смотрятся продолжением линии русской драматургии, начатой еще Островским, — купеческий быт и нравы описываются в пьесе подробно и обстоятельно. Режиссер спектакля Виталий Иванов и художник Александр Глазунов выстраивают на сцене настоящий дом купца Ванюшина, тщательно воспроизводя не только обстановку, но и мельчайшие детали интерьера вроде фамильных портретов или вазочек, не говоря уже о большом столе и старинном буфете. Выглядит очень эффектно, а когда поворотный круг начинает вращаться, открываются истинные масштабы пространства и все его подробности: зритель вместе с героями перемещается из одной комнаты в другую, с первого этажа на второй, — жизнь большой семьи Ванюшиных видна как на ладони.

Виталий Иванов показывает незыблемость уклада, который был заведен еще, вероятно, дядей
Ванюшина-старшего, чей портрет как раз и висит на самом видном месте. Это с одной стороны. С другой — уже первые сцены свидетельствуют, что явленная стабильность есть фикция. Младший сын Ванюшина Алексей не ночует дома, другой — Константин — крутит сомнительный роман с племянницей с папаши (так дети называют отца), и это, естественно, далеко не все ске- леты, которые спрятаны в крепком купеческом шкафу. Несмотря на очевидные проблемы, члены семьи стараются делать вид, что ничего особенного не происходит, все как обычно, как всегда, но идиллии не получается, поскольку ее никогда и не было. Семейная история постепенно обрастает подробностями весьма неприятного свойства, каких невозможно представить, скажем, у Островского. Алексей, увлекшийся хористкой, ворует у матери деньги; Людмилу, еще до свадьбы соблазненную супругом старшей сестры, выгоняет из дома муж, и она возвращается в постылый отчий дом. На все это сначала несколько отстраненно, а потом с ужасом смотрит глава семьи Александр Егорович Ванюшин.

Центральную роль в спектакле исполняет Борис Невзоров. Мощная фигура его героя, которую зритель впервые видит освещенной огоньком свечи, прорастает из полутени, преобразуясь сначала в хваткого, делового купца, как будто бы заботящегося о благе семьи. По мере развития сюжета характер Ванюшина трансформируется, и артист играет уже глубоко несчастного в своих заблуждениях, запутавшегося человека, который думает, что поступает как надо. На самом же деле, живя в прошлом, Ванюшин Невзорова делает это прошлое настоящим и для себя, и для своей семьи. Так же живет и супруга героя Арина Ивановна — ее играет Людмила Полякова. Богомольная, она пытается соблюсти видимость приличий (в частности, не говорит мужу о том, что младший сын украл деньги), но гипертрофированная забота о ближних только усугубляет ситуацию. Наблюдая за игрой Бориса Невзорова и Людмилы Поляковой, понимаешь, какую идеальную пару когда-то составляли их герои, прожившие счастливую и сытую жизнь, но под старость понявшие, что передать свой опыт, дело, дом некому — шестерым их детям все это не нужно. Они люди нового склада, сформировавшиеся не благодаря, а вопреки родителям. Ванюшину говорит об этом Алексей (Михаил Мартьянов) в изумительной по мощности воздействия сцене в конце третьего действия, но разговор не заканчивается примирением — в кульминационный момент появляется разъяренный Константин (Олег Доброван), и конфликт разгорается с еще большей силой.

С психологической точки зрения такое нагнетание страстей необходимо для того, чтобы показать масштабы разыгрываемой драмы, но режиссер идет дальше, превращая будущую жену Константина Инну (Анастасия Дубровская) в декадентствующую особу, чуждую в доме Ванюшиных, — слишком они разные, поэтому никакое счастье в новой семье невозможно. Появление Инны и ее картавящей матери (Алефтина Евдокимова), которая смотрится настоящей карикатурой, становится окончательным приговором всем Ванюшиным.

Евгений ПЕТРЕНКО, «Планета красота» №9-10 2013


Дата публикации: 31.10.2013
ЧУЖИЕ БЛИЗКИЕ

Спектакль по пьесе мало известного сейчас драматурга Сергея Найденова «Дети Ванюшина» вошел в афишу Малого театра в самом конце прошлого года.

«Дети Ванюшина» - первая и самая успешная пьеса Найденова. Возможно, потому, что в ней отразились личные впечатления молодого драматурга, которому отец готовил купеческое будущее, но сам он выбрал другую стезю. Автобиографические мотивы могли повлиять и на то, что пьеса была создана достаточно быстро - писатель, его настоящая фамилия Алексеев, закончил текст на двенадцатый день. На качество написанного, впрочем, это не повлияло, и пьесу весьма благосклонно приняли Чехов и Горький, практически в то же время создавший своих «Мещан».

Сейчас «Дети Ванюшина» смотрятся продолжением линии русской драматургии, начатой еще Островским, — купеческий быт и нравы описываются в пьесе подробно и обстоятельно. Режиссер спектакля Виталий Иванов и художник Александр Глазунов выстраивают на сцене настоящий дом купца Ванюшина, тщательно воспроизводя не только обстановку, но и мельчайшие детали интерьера вроде фамильных портретов или вазочек, не говоря уже о большом столе и старинном буфете. Выглядит очень эффектно, а когда поворотный круг начинает вращаться, открываются истинные масштабы пространства и все его подробности: зритель вместе с героями перемещается из одной комнаты в другую, с первого этажа на второй, — жизнь большой семьи Ванюшиных видна как на ладони.

Виталий Иванов показывает незыблемость уклада, который был заведен еще, вероятно, дядей
Ванюшина-старшего, чей портрет как раз и висит на самом видном месте. Это с одной стороны. С другой — уже первые сцены свидетельствуют, что явленная стабильность есть фикция. Младший сын Ванюшина Алексей не ночует дома, другой — Константин — крутит сомнительный роман с племянницей с папаши (так дети называют отца), и это, естественно, далеко не все ске- леты, которые спрятаны в крепком купеческом шкафу. Несмотря на очевидные проблемы, члены семьи стараются делать вид, что ничего особенного не происходит, все как обычно, как всегда, но идиллии не получается, поскольку ее никогда и не было. Семейная история постепенно обрастает подробностями весьма неприятного свойства, каких невозможно представить, скажем, у Островского. Алексей, увлекшийся хористкой, ворует у матери деньги; Людмилу, еще до свадьбы соблазненную супругом старшей сестры, выгоняет из дома муж, и она возвращается в постылый отчий дом. На все это сначала несколько отстраненно, а потом с ужасом смотрит глава семьи Александр Егорович Ванюшин.

Центральную роль в спектакле исполняет Борис Невзоров. Мощная фигура его героя, которую зритель впервые видит освещенной огоньком свечи, прорастает из полутени, преобразуясь сначала в хваткого, делового купца, как будто бы заботящегося о благе семьи. По мере развития сюжета характер Ванюшина трансформируется, и артист играет уже глубоко несчастного в своих заблуждениях, запутавшегося человека, который думает, что поступает как надо. На самом же деле, живя в прошлом, Ванюшин Невзорова делает это прошлое настоящим и для себя, и для своей семьи. Так же живет и супруга героя Арина Ивановна — ее играет Людмила Полякова. Богомольная, она пытается соблюсти видимость приличий (в частности, не говорит мужу о том, что младший сын украл деньги), но гипертрофированная забота о ближних только усугубляет ситуацию. Наблюдая за игрой Бориса Невзорова и Людмилы Поляковой, понимаешь, какую идеальную пару когда-то составляли их герои, прожившие счастливую и сытую жизнь, но под старость понявшие, что передать свой опыт, дело, дом некому — шестерым их детям все это не нужно. Они люди нового склада, сформировавшиеся не благодаря, а вопреки родителям. Ванюшину говорит об этом Алексей (Михаил Мартьянов) в изумительной по мощности воздействия сцене в конце третьего действия, но разговор не заканчивается примирением — в кульминационный момент появляется разъяренный Константин (Олег Доброван), и конфликт разгорается с еще большей силой.

С психологической точки зрения такое нагнетание страстей необходимо для того, чтобы показать масштабы разыгрываемой драмы, но режиссер идет дальше, превращая будущую жену Константина Инну (Анастасия Дубровская) в декадентствующую особу, чуждую в доме Ванюшиных, — слишком они разные, поэтому никакое счастье в новой семье невозможно. Появление Инны и ее картавящей матери (Алефтина Евдокимова), которая смотрится настоящей карикатурой, становится окончательным приговором всем Ванюшиным.

Евгений ПЕТРЕНКО, «Планета красота» №9-10 2013


Дата публикации: 31.10.2013