ОПИСКИН УЖЕ ИДЕТ К ВАМ
ОПИСКИН УЖЕ ИДЕТ К ВАМ
Основное здание Малого театра закрыли на ремонт. Пока он не закончится, спектакли будут играть только на сцене филиала на Ордынке. Жалеть о переезде театру, похоже, не придется. Первая же сыгранная здесь премьера - спектакль «Село Степанчиково и его обитатели» по повести Ф.М. Достоевского - вышла современной, актуальной и не оставит равнодушным ни одного зрителя.
Вы спросите: что актуального в истории Достоевского о том, как бывший шут Фома Фомич Опискин, лгун, лицемер и ханжа, «выдавливающий из себя зависть и яд при каждой встрече, при каждой чужой удаче», подчинил себе всех обитателей помещичьего дома, тиранит и унижает его хозяев, а крестьян заставляет учить французский язык и астрономию? Для доказательства, что история Села Степанчикова имеет самое непосредственное отношение к современной жизни, постановщику спектакля Антону Яковлеву понадобились всего два точных режиссерских хода: он предложил роль Фомы Опискина Василию Бочкареву, одному из лучших актеров в Москве, и сам сочинил инсценировку спектакля, сделав Фому Фомича главным героем.
О необычном предложении Яковлева стало известно еще до премьеры, и трудно было угадать, как справится Василий Бочкарев, актер, кажется, ни разу в жизни не сыгравший ни подлеца, ни негодяя, с ролью человека без совести и чести, лгуна, пройдохи и домашнего тирана, о котором даже читать- то неприятно. Как сумеет актер, наделивший зарядом жизнелюбия, бодрости и энергии даже озабоченного своим здоровьем Аргана из мольеровского «Мнимого больного», передать озлобленность Опискина и его обиду на весь мир?
Но Бочкарев не стал играть «упыря», ненавидящего все вокруг. Его Фома Фомич обаятелен и полон кипучей энергии. Он живет полной жизнью и готов учить и вдохновлять всех вокруг. При первом появлении на сцене в начале спектакля Фома Фомич очень напоминает режиссера, прослушивающего артистов на кастинге: выслушивает чтеца, с пафосом произносящего стихи о пользе труда, подсказывает и показывает интонацию, подходящую для слова «работа», и доброжелательно оценивает результат.
За время спектакля Фома Фомич превратится в «режиссера», управляющего жизнью обитателей Степанчикова. Это сразу бросается в глаза человеку «извне», свободомыслящему студенту Сергею (А.Дривень), который приехал в имение погостить. Сергей замечает, что все его обитатели Степанчикова словно околдованы Фомой. Старая генеральша (О. Чуваева), мать хозяина имения, воспринимает любую фразу Опискина как откровение «подсаживаясь» на его рассуждения о морали как на наркотик. Приживалки поклоняются Опискину как языческому божку. Хозяин — благородный, порядочный и оттого верящий в честность и добрые намерения остальных людей полковник Ростанев (В. Низовой) из последних сил сопротивляется натиску Фомы Фомича: тот пытается устроить семейную жизнь Ростанева. И даже смелый Иван Мизинчиков (Глеб Подгородинский), всегда готовый выступить за справедливость, предпочитает держаться от Опискина подальше. А тот изначально уверен в собственной непогрешимости и превосходстве над другими людьми. Фома Фоми распоряжается чужими судьбами так вольно, словно имеет дело не с людьми, а с фигурами на шахматной доске. Он произносит витиеватые пассажи об образовании — и заставляет старого камердинера Гаврилу говорить по-французски, а остальным мужикам приказывает видеть благородные сны. Он рассуждает о литературе — и вот его верный адъютант лакей Вилоплясов уже собирается посвятить себя изящной словесности. Опискин мнит себя фигурой великой, трагической: «Хотите знать, как я страдаю? Спросите у Шекспира!» Фома Фомич озабочен идеей народной нравственности, и в его «проповедях» вдруг звучит что-то до боли знакомое: ведь наши российские чиновники в последние годы тоже вдруг рьяно стали бороться за всеобщую нравственность.
Но перед нами не просто актерское перевоплощение, перед нами виртуозная работа мастера. Бочкарев на сцене одновременно блестяще играет роль Фомы Фомича и как будто наблюдает за своим персонажем. Во время патетических выступлений и проповедей Опискина то и дело «заносит» как Хлестакова в сцене вранья или Остапа Бендера (на сходство с великим комбинатором в спектакле намекают детали костюма Фомы Фомича, длинный шарф и белая капитанская фуражка). Но после очередного приступа красноречия вдруг замечаешь хитрый актерский взгляд: «Ну что, подействовало?»
И в результате «История села Степанчикова» обретает совершенно иной масштаб и актуальность.
Это спектакль о том, как удается не особенно умному и непорядочному человеку получить безграничную власть над другими людьми, перекликается с реалиями нынешнего дня. Но почему все терпят Фому Фомича, который порой бывает бестактен и откровенно груб? — спрашивают создатели спектакля.
И отвечают: он нужен всем героям только от того, что он сумел внушить всем: его присутствие необходимо, если он рядом — люди вокруг становятся лучше. Опискин занимается манипуляцией. И если ему не сопротивляться, Фома Фомич захватит весь мир.
Спектакль Малого театра выстроен так, что быстро понимаешь: в нем Опискину мало распоряжаться жизнью горстки обитателей Степанчикова. Ему хочется повелевать массами. Для начала подчинить себе весь зрительный зал — к нему герой временами обращается со вдохновенной проповедью, а порой по-свойски подмигивает. А может быть, он в скором времени подчинит себе и всю Россию. Так бывший шут, приживал и ханжа перерастает в фигуру почти сказочную, мистическую, вроде того «Ивана-царевича», которого мечтал явить народу Петр Верховенский в романе «Бесы», чтобы возглавить народную смуту.
Неудивительно, что в спектакле Малого театра такой неожиданный финал в повести Достоевского Фома Фомич, устроив свадьбу Ростанева, окончательно воцарился в доме «осчастливленных» им героев и скончался лет через семь. На сцене и речи нет о смерти. Энергия Фомы Фомича растет от эпизода к эпизоду. Несмотря на неприятности, он бодр и полон сил. В конце спектакля Фома Фомич, примостившись на авансцене, доверительно сообщает зрителям, что собрался в Москву, лекции читать. Напоследок он спрашивает: «Заронил я в вас искру небесного огня?» И наслаждается восторженными аплодисментами.
Ольга РОМАНЦОВА
«Планета красота», №7-8 2013
Дата публикации: 28.10.2013