ОБМАНЫВАТЬ ГОСУДАРСТВО ОЧЕНЬ ДАЖЕ ПОЛЕЗНО
Московский Малый театр представил свою первую премьеру нового сезона на сцене филиала на Большой Ордынке
Народный артист РФ, режиссер Владимир Бейлис поставил некогда популярную у нас французскую комедию. Главный герой хитроумный проходимец Гастон Вальтье создал «Школу налогоплательщиков» и обучает в ней клиентов законным способам уклонения от налогов под носом у собственного тестя – директора департамента подоходного налога. Махинации Вальтье почти что разорили государственную казну, а ему самому позволили стать единоличным владельцем главного символа Парижа – Эйфелевой башни. Присвоенный главный символ он хочет подарить своей любимой жене Жюльетт. Как результат его действий - Франция в опасности! Ведь даже сам министр финансов, потеряв свой пост, вынужденно захотел стать учеником школы дельца Гастона.
Премьерный спектакль «Как обмануть государство» создан по пьесе французских авторов Луи Вернея и Жоржа Берра «Школа налогоплательщиков». В ней идет речь о событиях, происходящих в 1930-е годы в Париже. Написанная в 1934 году, она впервые была опубликована в Советском Союзе в 1935 году. Проблемы и ситуации, затронутые в пьесе, остросовременны - это не только увлекательный сюжет, забавные ситуации и меткие репризы. Глубокие мысли и тонкий подтекст пьесы, точные авторские наблюдения и выводы будут полезны всем, кто интересуется вопросами налогообложения.
По словам режиссера, текст пьесы звучит настолько актуально, что не было необходимости что-то искусственно осовременивать, менять время и место действия. «Самая главная тема — налоги, а что может быть актуальнее сегодня? Как существует семья во время кризиса, как справляется с удушающими налогами? Что становится решающим в этой жизни — деньги или что-то другое, более важное для человека? Подчас (как и происходит в пьесе), мы готовы пуститься на любые аферы ради спасения своей семьи, счастья близких. Но все-таки не «золотой телец», а чувства и отношения людей друг к другу побеждают»,- считает Владимир Бейлис.
Идея, а вернее компоненты этой пьесы стары как мир и одновременно актуальны во все времена. Все линии в спектакле (деньги, личные отношения, деловые отношения), соединяясь дают беспроигрышный вариант при качественной подаче.
Работа актеров на безупречной высоте. Словно северное сияние, как и всегда, блистает Лилия Юдина. Традиционно неподражаем в своей эксцентричности Борис Клюев. Юмор скользит на протяжение всей пьесы, и подается он не только текстом, но и самой игрой. Все немного преувеличено, но ровно настолько, чтобы усилить впечатление, а не превратить спектакль в «дешевку». Пьеса не может не понравиться тем, кто любит Малый театр и его атмосферу.
В новом спектакле помимо вышеупомянутых Лилии Юдиной и Бориса Клюева также заняты – Александр Вершинин, Полина Долинская, Владимир Дубровский, Петр Абрамов и другие.
Ирина Зиновьева, Дмитрий Алексеев
»Московский комсомолец», 21 октября 2013 года