Новости

ВИТАЛИЙ СОЛОМИН СКРЫВАЛ СВОИ БОЛЕЗНИ

Виталий Соломин скрывал свои болезни

И только незадолго до трагического инсульта сказал режиссеру: «Давай завтра дорепетируем. Что-то давление подскочило...» Сегодня Москва прощается с любимым актером...
В день смерти Виталия Соломина в Малом театре шел спектакль Анни Жирардо. И спекулянты с утра торговали билетами на вечернее представление, заламывая цены... Что ж, такова жизнь. The show mast go on...
Но это за воротами театра. Сам театр в шоке. Смерти артиста и режиссера здесь не ждали. Несвоевременная утрата, как говорят в официальных сводках. Но разве утраты бывают своевременными? Театр знал, что состояние Виталия Мефодьевича тяжелое. Знал, что врачи делают все возможное. И свято верил в победу жизни. Но ошибся. И на время онемел, растерялся, начал вытирать не театральные, а вполне настоящие, искренние слезы.
Несмотря на то что день в Малом был нерабочий, к служебному входу начали стекаться люди в траурных одеждах. Телефон в дирекции раскалился. Молоденькие сотрудницы литчасти, глотая валерьянку, отвечают журналистам на вопросы, с кем дружил, что играл, с кем учился Соломин-младший. Рано или поздно, приняв бесчисленные соболезнования, каждый из обитателей Малого театра задастся простым вопросом: за что я любил Соломина? У каждого будет свой ответ.

Хороший человек с плохим характером...
Татьяна Петровна Панкова — старожил Малого театра. Недавно актриса отметила 85-летие. Вспоминая о Соломине, плачет.
- С высоты своего возраста я воспринимала его как мальчишку с плохим характером. Он часто бывал несдержан. Мог накричать, а через минуту обнимет за плечи, засмеется — и вроде все прошло. Зла на него держать было невозможно. Недавно я сломала руку... Вы представляете, что это такое для пожилого актера? Я, честно сказать, очень боялась, что он заменит меня в «Свадьбе Кречинского». А он оставил... А еще у него было удивительное чувство юмора! Услышит новый анекдот — спешит рассказать коллегам, кого в коридоре увидит. Боялись ли его как режиссера? Да! Его репетиции были самыми дисциплинированными. Бывало, гаркнет так, что у нас мурашки по спине. Зато и посидеть в компании после спектакля любил. Умел превращать жизнь в праздник.
Знаете, Виталий ассоциируется у меня с хорошим конем, которого понукать не надо было, который задохнулся на скаку...

Беспощадный педагог
- Я не забуду свою первую репетицию у Виталия Мефодьевича, — вспоминает молодая актриса Инна Иванова. — «Ты чего боишься? — неожиданно спросил меня Соломин. «Высоты? Мышей? Болезни?» Я так растерялась и испугалась... Вопросы сыпались на меня как горох, он даже ответы слушать не успевал. Потом я набралась смелости и сказала, что больше всего боюсь читать роль на репетиции. «Вот и хорошо! Читай всю пьесу!» — постановил режиссер. Я начала читать, и ко мне такое вдохновение пришло, страх пропал совершенно... Он любит... любил играть с молодыми актерами в такой словесный пинг-понг и смотреть, как ты «мячики» его отбиваешь. Очень радовался, когда мы реагировали быстро, в «десятку».
Был ли Соломин суеверным, как все актеры? Его студенты говорят, что был. Но чуть-чуть, не сильно. Он вообще не любил выплескивать эмоции напоказ, не любил жаловаться и говорить о болезнях. Например, о том, что он гипертоник, коллеги узнали совершенно случайно. Недавно на репетиции сказал своему приятелю-режиссеру: «Знаешь, я не слышал, что ты сейчас мне говорил. Давление здорово подскочило. Голова перестала работать. Повтори мне все, пожалуйста, завтра утром...»

Великий придумщик
С актером Ярославом Барышевым Виталий Соломин учился на одном курсе. А курс был не так себе. Все студенты с заявкой на первое место — Даль, Кононов, Павлов...
- Ярослав Павлович, что вы чаще вспоминаете из вашей студенческой жизни?
- Выпивали мы здорово. Но при всем при том Виталик был из нас самым приспособленным, что ли... Он первым начал бегать по массовкам, чувствовал, что себя надо показать... Его трудно было обидеть. Он умел дать сдачи, огрызнуться. Он был честолюбив, а такие люди слабыми не бывают. Работать мог сутками — трудоголик! Он был сложным человеком, рыцарем своего дела. Но не относился к людям свысока. Однажды, например, у одного актера случился инфаркт. Виталий не стал дожидаться «Скорой», прыгнул в машину, сам отвез человека в больницу. Инфаркт — такая штука, которую важно вовремя «поймать». И он это сделал.
- Кто был любимым актером студента Соломина?
- Бабочкин.
- Кем более был Соломин — трагиком, комиком?
- Он был великим придумщиком... Кто-то из актеров берет образы из жизни. А Виталий — из собственных фантазий.

Душа компании
Его любили гримеры, потому что он ни разу не пришел на спектакль в плохом настроении и не делал замечаний под руку. Его обожали в литчасти, где работают скромные труженики театра, о существовании которых зритель может даже не догадываться.
- Что меня всегда удивляло в Виталии Мефодьевиче — это корректность, — говорит Оля, сотрудник театра. — Ему по делу можно было позвонить и в 12, и в час ночи. Он всегда был ровен, доброжелателен... После юбилея, который мы помогли ему организовать, он пришел к нам с пирожными, конфетами, благодарил, хотя многие актеры не считают нужным это делать. А еще Виталий Мефодьевич любил устраивать нам праздники...
Он не был религиозным человеком, но из всех праздников любил Рождество. Да, именно Рождество в Малом ждали с особым трепетом. Потому что несколько лет подряд Соломин в начале января устраивал для коллектива театра праздник — «капустник». На свои деньги. Приглашал все цеха: актеров, гримеров, осветителей. Смотрел на самодеятельность своего коллектива и, сам того не замечая, подъедал конфеты из ближайших вазочек...
Как всякий добрый человек, он очень любил сладкое. В его гримерной, что сегодня стала местом паломничества неутомимых телевизионных групп, в уголке, за зеркалом спряталась початая баночка варенья, оставленная актером, возможно, перед тем роковым спектаклем.

Семьянин
Принято считать, что, если братья или сестры успешны в одной профессии, между ними всегда существует острая конкуренция и зависть. Так вот, братья Соломины не всегда соглашались друг с другом по творческим вопросам. Но зависти у них не было. Не так воспитаны. Но сейчас в Малом эту тему пытаются не затрагивать.
Понятие «семья» для Виталия всегда значило много. Он прожил со своей супругой Марией Антоновной долгую счастливую жизнь. Мария Антоновна профессиональной актрисой не была, но снялась в двух фильмах — «Сильве» и «Городском романсе». А вообще по профессии она художник-модельер. Они вырастили двух дочерей. Лизе сейчас 18 лет, Насте — 29. Соломин безумно любил внуков Кирилла и Федора. Все родные до последнего верили, что Виталий Мефодьевич переломит болезнь, хотя прогнозы с самого начала были неутешительны. Жена держала в тайне то, что Виталий потерял речь, - надеялась, что вот-вот мужу станет лучше... В Малом из репертуара не снимали спектаклей, в которых он играл. Ждали...
Оказалось, 23 апреля Соломин вышел на сцену в последний раз... Ему сделалось плохо по время первого действия спектакля «Свадьба Кречинского», который Виталий Мефодьевич поставил сам и в котором играл главную роль.
Это увидели коллеги. Но не увидел зал. Поэтому, когда срочно приехавший в театр Соломин-старший объявил публике, что спектакль продолжаться не может, многие не поверили в серьезность ситуации. Пошли сдавать билеты, начали высказывать обиды за «пропавший» вечер... А многие еще долго оставались на своих местах, веря, что произошла ошибка и спектакль будет продолжен. Но ошибки не произошло. Занавес больше не поднялся...

31 мая 2002 г
Автор: Анна Амелькина
Источник:
http://www.kp.ru/

Дата публикации: 19.06.2002
Виталий Соломин скрывал свои болезни

И только незадолго до трагического инсульта сказал режиссеру: «Давай завтра дорепетируем. Что-то давление подскочило...» Сегодня Москва прощается с любимым актером...
В день смерти Виталия Соломина в Малом театре шел спектакль Анни Жирардо. И спекулянты с утра торговали билетами на вечернее представление, заламывая цены... Что ж, такова жизнь. The show mast go on...
Но это за воротами театра. Сам театр в шоке. Смерти артиста и режиссера здесь не ждали. Несвоевременная утрата, как говорят в официальных сводках. Но разве утраты бывают своевременными? Театр знал, что состояние Виталия Мефодьевича тяжелое. Знал, что врачи делают все возможное. И свято верил в победу жизни. Но ошибся. И на время онемел, растерялся, начал вытирать не театральные, а вполне настоящие, искренние слезы.
Несмотря на то что день в Малом был нерабочий, к служебному входу начали стекаться люди в траурных одеждах. Телефон в дирекции раскалился. Молоденькие сотрудницы литчасти, глотая валерьянку, отвечают журналистам на вопросы, с кем дружил, что играл, с кем учился Соломин-младший. Рано или поздно, приняв бесчисленные соболезнования, каждый из обитателей Малого театра задастся простым вопросом: за что я любил Соломина? У каждого будет свой ответ.

Хороший человек с плохим характером...
Татьяна Петровна Панкова — старожил Малого театра. Недавно актриса отметила 85-летие. Вспоминая о Соломине, плачет.
- С высоты своего возраста я воспринимала его как мальчишку с плохим характером. Он часто бывал несдержан. Мог накричать, а через минуту обнимет за плечи, засмеется — и вроде все прошло. Зла на него держать было невозможно. Недавно я сломала руку... Вы представляете, что это такое для пожилого актера? Я, честно сказать, очень боялась, что он заменит меня в «Свадьбе Кречинского». А он оставил... А еще у него было удивительное чувство юмора! Услышит новый анекдот — спешит рассказать коллегам, кого в коридоре увидит. Боялись ли его как режиссера? Да! Его репетиции были самыми дисциплинированными. Бывало, гаркнет так, что у нас мурашки по спине. Зато и посидеть в компании после спектакля любил. Умел превращать жизнь в праздник.
Знаете, Виталий ассоциируется у меня с хорошим конем, которого понукать не надо было, который задохнулся на скаку...

Беспощадный педагог
- Я не забуду свою первую репетицию у Виталия Мефодьевича, — вспоминает молодая актриса Инна Иванова. — «Ты чего боишься? — неожиданно спросил меня Соломин. «Высоты? Мышей? Болезни?» Я так растерялась и испугалась... Вопросы сыпались на меня как горох, он даже ответы слушать не успевал. Потом я набралась смелости и сказала, что больше всего боюсь читать роль на репетиции. «Вот и хорошо! Читай всю пьесу!» — постановил режиссер. Я начала читать, и ко мне такое вдохновение пришло, страх пропал совершенно... Он любит... любил играть с молодыми актерами в такой словесный пинг-понг и смотреть, как ты «мячики» его отбиваешь. Очень радовался, когда мы реагировали быстро, в «десятку».
Был ли Соломин суеверным, как все актеры? Его студенты говорят, что был. Но чуть-чуть, не сильно. Он вообще не любил выплескивать эмоции напоказ, не любил жаловаться и говорить о болезнях. Например, о том, что он гипертоник, коллеги узнали совершенно случайно. Недавно на репетиции сказал своему приятелю-режиссеру: «Знаешь, я не слышал, что ты сейчас мне говорил. Давление здорово подскочило. Голова перестала работать. Повтори мне все, пожалуйста, завтра утром...»

Великий придумщик
С актером Ярославом Барышевым Виталий Соломин учился на одном курсе. А курс был не так себе. Все студенты с заявкой на первое место — Даль, Кононов, Павлов...
- Ярослав Павлович, что вы чаще вспоминаете из вашей студенческой жизни?
- Выпивали мы здорово. Но при всем при том Виталик был из нас самым приспособленным, что ли... Он первым начал бегать по массовкам, чувствовал, что себя надо показать... Его трудно было обидеть. Он умел дать сдачи, огрызнуться. Он был честолюбив, а такие люди слабыми не бывают. Работать мог сутками — трудоголик! Он был сложным человеком, рыцарем своего дела. Но не относился к людям свысока. Однажды, например, у одного актера случился инфаркт. Виталий не стал дожидаться «Скорой», прыгнул в машину, сам отвез человека в больницу. Инфаркт — такая штука, которую важно вовремя «поймать». И он это сделал.
- Кто был любимым актером студента Соломина?
- Бабочкин.
- Кем более был Соломин — трагиком, комиком?
- Он был великим придумщиком... Кто-то из актеров берет образы из жизни. А Виталий — из собственных фантазий.

Душа компании
Его любили гримеры, потому что он ни разу не пришел на спектакль в плохом настроении и не делал замечаний под руку. Его обожали в литчасти, где работают скромные труженики театра, о существовании которых зритель может даже не догадываться.
- Что меня всегда удивляло в Виталии Мефодьевиче — это корректность, — говорит Оля, сотрудник театра. — Ему по делу можно было позвонить и в 12, и в час ночи. Он всегда был ровен, доброжелателен... После юбилея, который мы помогли ему организовать, он пришел к нам с пирожными, конфетами, благодарил, хотя многие актеры не считают нужным это делать. А еще Виталий Мефодьевич любил устраивать нам праздники...
Он не был религиозным человеком, но из всех праздников любил Рождество. Да, именно Рождество в Малом ждали с особым трепетом. Потому что несколько лет подряд Соломин в начале января устраивал для коллектива театра праздник — «капустник». На свои деньги. Приглашал все цеха: актеров, гримеров, осветителей. Смотрел на самодеятельность своего коллектива и, сам того не замечая, подъедал конфеты из ближайших вазочек...
Как всякий добрый человек, он очень любил сладкое. В его гримерной, что сегодня стала местом паломничества неутомимых телевизионных групп, в уголке, за зеркалом спряталась початая баночка варенья, оставленная актером, возможно, перед тем роковым спектаклем.

Семьянин
Принято считать, что, если братья или сестры успешны в одной профессии, между ними всегда существует острая конкуренция и зависть. Так вот, братья Соломины не всегда соглашались друг с другом по творческим вопросам. Но зависти у них не было. Не так воспитаны. Но сейчас в Малом эту тему пытаются не затрагивать.
Понятие «семья» для Виталия всегда значило много. Он прожил со своей супругой Марией Антоновной долгую счастливую жизнь. Мария Антоновна профессиональной актрисой не была, но снялась в двух фильмах — «Сильве» и «Городском романсе». А вообще по профессии она художник-модельер. Они вырастили двух дочерей. Лизе сейчас 18 лет, Насте — 29. Соломин безумно любил внуков Кирилла и Федора. Все родные до последнего верили, что Виталий Мефодьевич переломит болезнь, хотя прогнозы с самого начала были неутешительны. Жена держала в тайне то, что Виталий потерял речь, - надеялась, что вот-вот мужу станет лучше... В Малом из репертуара не снимали спектаклей, в которых он играл. Ждали...
Оказалось, 23 апреля Соломин вышел на сцену в последний раз... Ему сделалось плохо по время первого действия спектакля «Свадьба Кречинского», который Виталий Мефодьевич поставил сам и в котором играл главную роль.
Это увидели коллеги. Но не увидел зал. Поэтому, когда срочно приехавший в театр Соломин-старший объявил публике, что спектакль продолжаться не может, многие не поверили в серьезность ситуации. Пошли сдавать билеты, начали высказывать обиды за «пропавший» вечер... А многие еще долго оставались на своих местах, веря, что произошла ошибка и спектакль будет продолжен. Но ошибки не произошло. Занавес больше не поднялся...

31 мая 2002 г
Автор: Анна Амелькина
Источник:
http://www.kp.ru/

Дата публикации: 19.06.2002