100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА СССР ВИКТОРА ХОХРЯКОВА
Видеорепортаж на канале «Культура»
Исполнилось 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Виктора Хохрякова. Если задача актера – существовать в предлагаемых обстоятельствах, то сама судьба предоставила этому артисту широчайший диапазон ситуаций, вплоть до экзамена на выживание. Рабочий сцены в Уфе, актер драмы в Харькове; наконец, представитель почти всех театральных профессий, включая бутафора, в Московском театре транспорта. С этим коллективом Хохряков исколесил всю страну, в годы войны ездили по Дальнему Востоку, Уралу и Сибири, жили в поездах, сами играли, ставили и оформляли спектакли. На столичную сцену и на экран артист вышел, обладая уникальным опытом. Рассказывают «Новости культуры».
«Сладкий гад» – это, конечно, не искусствоведческий термин, а, скорее, профессиональный сленг. Так коллеги говорят о роли Виктора Хохрякова в фильме «Судьба барабанщика». Герой подлый, но внешне невероятно обаятельный. Профессионалы уверяют, чтобы создать такой образ, нужно обладать огромным актерским диапазоном.
«Хохряков был актером раблезианского склада. Вот я очень его легко представляю в роли Гаргантюа. В нем был некий галльский темперамент, несмотря на то, что он по-настоящему русский артист», – вспоминает народный артист России, режиссер Александр Бурдонский.
Его актерская судьба – самостоятельная драматургия. Он начинал во вспомогательном составе Башкирского театра. Потом учился в Ленинграде, у любимого ученика Немировича-Данченко Николая Петрова. От него Хохряков и воспринял традиции Художественного театра. Мог остаться в Александринке, но уехал за своим мастером в Харьков. В Малый театр он пришел, когда ему было уже 40. В труппе в это время была настоящая плеяда звезд. Но Хохряков – фигура заметная.
Несмотря на регалии и звания, был открытым и простым в общении. Молодые артисты называли его дядя Витя. Он много выступал в концертах, брал в свои номера начинающих, чтобы те могли подзаработать. У него всегда можно было попросить помощи, что для театра – редкость.
«Тогда трудно было купить холодильник, невозможно. Можно было только по каким-то бумажкам народным артистам. Он был народный артист, и вот он купил холодильник. А этот старый свой подарил мне», – рассказывает народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин.
В 1976 году молодому Юрию Соломину предстояло заменить Иннокентия Смоктуновкого в спектакле «Царь Федор Иоаннович». На то, чтобы ввестись в постановку было всего 10 дней. На последней дневной репетиции решалась судьба – состоится ли вечерний спектакль.
«Небольшое количество артистов, но главных исполнителей. Они стали задавать вопросы режиссеру – могу ли я вот так сделать или вот так? То есть тянуть одеяло на себя. А время идет. И вдруг Виктор Ивановичч Хохряков – единственный – на очень властных и мощных тонах сказал: «Как вам не стыдно? Ему сегодня играть, а вы тянете одеяло на себя». Я никогда в жизни этого не забуду», – рассказывает Юрий Соломин.
Широкая натура, многогранный артист – такие часто выходят за рамки профессии. Хохрякова заинтересовала режиссура. На его постановку «Каменное гнездо» ходила вся Москва. А вот постановку Хохрякова «Без вины виноватые» с Элиной Быстрицкой не принял худсовет. Актриса пыталась спасти спектакль, обратилась к другому постановщику – Александру Бурдонскому. Он начал работу с начала, по-своему.
«И вот тут произошла для меня очень неожиданная и, с другой стороны, дающая мне крылья ситуация, которую сделал Виктор Иванович. Он из-за режиссерского стола пересел за стол актерский и дал мне карт-бланш. Он меня поразил своей душевной щедростью, он абсолютно доверился мне. Абсолютно! Как ребенок», – замечает режиссер, народный артист России Александр Бурдонский.
Абсолютно верили Хохрякову и зрители. Бальзак, Фамусов, Дудукин, Абрезков. Перевоплощения актера сравнимы с переселением душ.
«Культура», 26 июля 2013 года