Новости

Последняя «Жертва» В Малом сыграли премьеру комедии Островского «Последняя жертва». Обозначение жанра у Островского, скорее, запутывает, нежели свидетельствует о наличии некоторого числа комедийных моментов: никто не умирает, не бросается в Волгу -

Последняя «Жертва»

В Малом сыграли премьеру комедии Островского «Последняя жертва».


Обозначение жанра у Островского, скорее, запутывает, нежели свидетельствует о наличии некоторого числа комедийных моментов: никто не умирает, не бросается в Волгу - вот и комедия. В финале, правда, героиня выходит замуж за богатого вдовца, а бросивший ее жених вновь надеется на чудо (и, кажется, небезосновательно), но сказать, что все они счастливы, язык не поворачивается. После недавней премьеры спектакля по той же пьесе Островского в «Ленкоме» коллега, театральный критик Ольга Галахова напомнила, что последняя жертва - конечно, не те деньги, что вымаливает жениха ради Юлия Тугина у Флора Федулыча Прибыткова, последняя жертва - ее замужество, согласие на брак с миллионщиком Прибытковым. Для него она и есть очередной доход, прибыток.

После премьеры в Малом театре стало понятно, как меж собой непохожи все «Жертвы», вышедшие за год на столичных сценах, что сравнивать их - себе дороже и, посмотрев одну из версий можно, без боязни повторить впечатления, идти на другой спектакль - из МХТ имени Чехова - в «Ленком», оттуда - в Малый. Три спектакля - три истории, участники которых - однофамильцы, не более того. Поскольку о двух ранее вышедших спектаклях мы успели написать прежде, здесь и далее - о спектакле, поставленном в Малом Владимиром Драгуновым. Сам режиссер успел сказать, что его спектакль - больше о любви, чем о деньгах. Ну, может быть, так хотелось, а вышло иначе.

Нет, разумеется, Юлия Тугина, которую в Малом играет Людмила Титова, безнадежно любит своего жениха Вадима Дульчина. Но он-то любит ее лишь до тех пор, пока та готова оплачивать его счета. Когда же ее денег оказывается недостаточно, Тугиной приходится идти к Прибыткову, умолять его дать взаймы. Тот сперва не дает, потом - поддается на уговоры и униженные мольбы. Так что без разговоров про деньги не обходится.

От Малого ждали не режиссерских ухищрений, не актуальной трактовки, а, скажем так, простоты и понимания Островского, короче - здорового консерватизма. И потому спектакль теряет свою увлекательность, когда режиссер вдруг заявляет свои права: когда, к примеру, выходит на авансцену Наблюдатель, невесть откуда взявшийся в доме у Тугиной, бродит по комнатам со старинным фотоаппаратом в руках, аки тать в нощи... Когда под стать настроению Тугиной облачка, витающие над интерьерами, приобретают то ясно-солнечный, то хмуро-грозовой оттенок (художник - Лариса Ломакина, к слову, весьма остроумно выстроившая комнаты всех трех главных героев на «консервативном» поворотном круге). Мистики - с чередованием черных и алых цветов, с подлинной дьяволиадой денег - достаточно было у Марка Захарова. В Малом от нее несколько рябит.

Измученная режиссерскими ухищрениями душа находит утешение в игре актеров.

В Малом любят актеров, ценят их, дают им волю. В «Последней жертве» есть на кого посмотреть: на Людмилу Полякову, которая играет тетку Тугиной Глафиру Фирсовну, большую поклонницу неоднократных обедов, а также пособницу Прибыткова в его интриге; на Людмилу Титову, заложницу собственных чувств; на Бориса Клюева в роли племянника Прибыткова, этакого западника, с английскими бакенбардами и в клетчатом сюртуке, проводящего досуги с книжкой в руках в долговой яме. Не просто герои - персонажи, типы, характеры.

Прежде других следует назвать и поставить Василия Бочкарева, которому - против возможных ожиданий - досталась роль Прибыткова. Прибытков - соблазнитель, и вправду лукавый (так сказать, в функциональном смысле и по своим «должностным обязанностям»). Бочкарев всегда казался простодушнее. Но в «Последней жертве» он подходит к Островскому ближе многих других. Обаятельны не только его миллионы, обаятелен и он сам, причем он как раз не добрый миллионер, он деловой человек, потому для него женитьба - не одно только следование чувству и желанию. Не герой-любовник, Бочкарев строит эту историю «по Островскому», у которого женитьба Прибыткова - еще и (а может, и в первую очередь) удачный бизнес-проект, исполнение правильно составленного бизнес-плана, где деловая удача несколько выше общественной морали. Дело не в обмане - обманом пусть занимается Дульчин или, например, Салай Салтаныч, наследники которого и сегодня представляют Кавказский регион в столичном бизнесе. Прибытков, как и Дульчин, игрок, но - расчетливый и удачливый. Азарта не скроешь, а глаза его - буквально светятся азартом.

Наблюдать за игрой Бочкарева - удовольствие. Редкое удовольствие: ведь Прибытков - успешный человек, а своей игрой Бочкарев доказывает, что успешные люди на театре бывают не менее интересны, чем те, что унижены и оскорблены.

Григорий Заславский

Независимая газета, 23.12.2004 10:01

Дата публикации: 23.12.2004
Последняя «Жертва»

В Малом сыграли премьеру комедии Островского «Последняя жертва».


Обозначение жанра у Островского, скорее, запутывает, нежели свидетельствует о наличии некоторого числа комедийных моментов: никто не умирает, не бросается в Волгу - вот и комедия. В финале, правда, героиня выходит замуж за богатого вдовца, а бросивший ее жених вновь надеется на чудо (и, кажется, небезосновательно), но сказать, что все они счастливы, язык не поворачивается. После недавней премьеры спектакля по той же пьесе Островского в «Ленкоме» коллега, театральный критик Ольга Галахова напомнила, что последняя жертва - конечно, не те деньги, что вымаливает жениха ради Юлия Тугина у Флора Федулыча Прибыткова, последняя жертва - ее замужество, согласие на брак с миллионщиком Прибытковым. Для него она и есть очередной доход, прибыток.

После премьеры в Малом театре стало понятно, как меж собой непохожи все «Жертвы», вышедшие за год на столичных сценах, что сравнивать их - себе дороже и, посмотрев одну из версий можно, без боязни повторить впечатления, идти на другой спектакль - из МХТ имени Чехова - в «Ленком», оттуда - в Малый. Три спектакля - три истории, участники которых - однофамильцы, не более того. Поскольку о двух ранее вышедших спектаклях мы успели написать прежде, здесь и далее - о спектакле, поставленном в Малом Владимиром Драгуновым. Сам режиссер успел сказать, что его спектакль - больше о любви, чем о деньгах. Ну, может быть, так хотелось, а вышло иначе.

Нет, разумеется, Юлия Тугина, которую в Малом играет Людмила Титова, безнадежно любит своего жениха Вадима Дульчина. Но он-то любит ее лишь до тех пор, пока та готова оплачивать его счета. Когда же ее денег оказывается недостаточно, Тугиной приходится идти к Прибыткову, умолять его дать взаймы. Тот сперва не дает, потом - поддается на уговоры и униженные мольбы. Так что без разговоров про деньги не обходится.

От Малого ждали не режиссерских ухищрений, не актуальной трактовки, а, скажем так, простоты и понимания Островского, короче - здорового консерватизма. И потому спектакль теряет свою увлекательность, когда режиссер вдруг заявляет свои права: когда, к примеру, выходит на авансцену Наблюдатель, невесть откуда взявшийся в доме у Тугиной, бродит по комнатам со старинным фотоаппаратом в руках, аки тать в нощи... Когда под стать настроению Тугиной облачка, витающие над интерьерами, приобретают то ясно-солнечный, то хмуро-грозовой оттенок (художник - Лариса Ломакина, к слову, весьма остроумно выстроившая комнаты всех трех главных героев на «консервативном» поворотном круге). Мистики - с чередованием черных и алых цветов, с подлинной дьяволиадой денег - достаточно было у Марка Захарова. В Малом от нее несколько рябит.

Измученная режиссерскими ухищрениями душа находит утешение в игре актеров.

В Малом любят актеров, ценят их, дают им волю. В «Последней жертве» есть на кого посмотреть: на Людмилу Полякову, которая играет тетку Тугиной Глафиру Фирсовну, большую поклонницу неоднократных обедов, а также пособницу Прибыткова в его интриге; на Людмилу Титову, заложницу собственных чувств; на Бориса Клюева в роли племянника Прибыткова, этакого западника, с английскими бакенбардами и в клетчатом сюртуке, проводящего досуги с книжкой в руках в долговой яме. Не просто герои - персонажи, типы, характеры.

Прежде других следует назвать и поставить Василия Бочкарева, которому - против возможных ожиданий - досталась роль Прибыткова. Прибытков - соблазнитель, и вправду лукавый (так сказать, в функциональном смысле и по своим «должностным обязанностям»). Бочкарев всегда казался простодушнее. Но в «Последней жертве» он подходит к Островскому ближе многих других. Обаятельны не только его миллионы, обаятелен и он сам, причем он как раз не добрый миллионер, он деловой человек, потому для него женитьба - не одно только следование чувству и желанию. Не герой-любовник, Бочкарев строит эту историю «по Островскому», у которого женитьба Прибыткова - еще и (а может, и в первую очередь) удачный бизнес-проект, исполнение правильно составленного бизнес-плана, где деловая удача несколько выше общественной морали. Дело не в обмане - обманом пусть занимается Дульчин или, например, Салай Салтаныч, наследники которого и сегодня представляют Кавказский регион в столичном бизнесе. Прибытков, как и Дульчин, игрок, но - расчетливый и удачливый. Азарта не скроешь, а глаза его - буквально светятся азартом.

Наблюдать за игрой Бочкарева - удовольствие. Редкое удовольствие: ведь Прибытков - успешный человек, а своей игрой Бочкарев доказывает, что успешные люди на театре бывают не менее интересны, чем те, что унижены и оскорблены.

Григорий Заславский

Независимая газета, 23.12.2004 10:01

Дата публикации: 23.12.2004