О ЧАЦКОМ И НЕ ТОЛЬКО
Малый театр, «Горе от ума». Как хорошо, что еще остались в современном театральном мире классические постановки классических произведений.
Вполне допускаю, понимаю, одобряю всевозможные эксперименты над чем и кем угодно, каждый художник имеет право, и каждый зритель тоже. Взять, к примеру, «Гамлета» Резо Габриадзе: вполне возможно, что чье-то молодое трепетное сердце обязательно отзовется на монолог «Быть или не быть» в исполнении К. Райкина – на фоне современных телевизоров. Но хотелось бы, чтобы сохранился, так сказать, первоисточник, ну хоть изредка, хоть иногда. Именно такое удовольствие я получил от гастролей Малого в Сургуте.
Зрительский дебют пришелся на грибоедовское «Горе от ума». Конечно, главная роль – это Чацкий. Об исполнителе отдельно. Совершенно удивительный актер – Глеб Подгородинский. Как жаль, что мы сегодня оцениваем актеров в основном по фильмам и сериалам. Увы, театр для провинции большая редкость, а телевизор есть в каждом доме. Потому и кумиры у молодежи сегодня – Чадовы, Аверины и иже с ними. Надеюсь, большое кино когда-нибудь встретится с Подгородинским и явит широкому зрителю нового героя – тонко чувствующего, пронзительного!
Теперь о Чацком. В блистательном исполнении Подгородинского – это нервно-импульсивный, с болью пропускающий через сердце малейшую фальшь и несправедливость окружающего мира человек. Не скрою, при прочтении у меня сложился несколько иной Чацкий - этакий Печорин и Онегин, Чаадаев своего времени, эстетствующий интеллектуальный остро-слов, с тонкой, слегка отстраненной иронией ко всему происходящему. И в такой трактовке крылатые фразы, коих там обилие, - от «Служить бы рад, прислуживаться тошно» до «Карету мне, карету!» звучали бы, мне кажется, истинно по-грибоедовски, в контексте всегда актуальных «героев нашего времени». Но это уже дело вкуса, о котором, когда он есть, спорить всегда приятно!
Эдуард Иваницкий
«Сургутская трибуна», 20.06.2013