В Малом театре сыгран лучший любовный дуэт 2004 года
Поздние чувства
В субботу в Малом театре презентовали третью в этом году премьеру пьесы «Последняя жертва» Александра Островского. Версия Малого театра оказалась (в отличие от МХТ и «Ленкома») вполне академической. Роль Флора Прибыткова блистательно сыграл один из лучших актеров Москвы Василий Бочкарев.
Герой «Театрального романа» Булгакова злоупотреблял контрамарками на один и тот же спектакль, где актер играл «так смешно и великолепно, что у меня от наслаждения выступал на лбу мелкий пот». На Василия Бочкарева в роли Прибыткова надо ходить не раз, чтобы оценить все нюансы переходов, все разнообразие красок и приспособлений, неожиданный и верный рисунок роли.
Седой мужчина в великолепном белом костюме (у Островского ведь важно, что на улице тепло, хотя редко, кто обращает внимание на погоду в его пьесе) входит в дом молодой вдовы, где давно не был. Вручает роскошную вазу с фруктами, непринужденно садится на предложенный стул. А в глазах – неожиданная виноватость. И взгляд задерживается на портрете покойного друга, который, умирая, просил позаботиться о молодой жене. А он действительно забыл. Кажется, впервые в разговоре Флора Федулыча с Юлией Павловной мотив «покупки» красивой женщины отходит на второй план. Не столько «купить», сколько «помочь» и тем загладить вину и невнимание. «Отдайте мне ваши деньги – сохраннее будут!» – Флор Федулыч уже наслышан, что капиталу осталось немного, что Юлию беспощадно обирают. Но сказать ей напрямую – совестно. Он предлагает новую коляску и новую квартиру, и абонемент в театр. А подо всеми предложениями: «позвольте мне о вас позаботиться!». А Юлия – Людмила Титова, – яростно отстаивая свою независимость, все время ожидая упрека (растранжирила мужнино наследство!), почти грубит: «Я у родни одалживаться не буду!».
В Малом театре решили поставить Островского прежде всего как пьесу о большой любви. Василий Бочкарев и Людмила Титова точно и верно играют все перипетии рождающегося чувства. Каждое слово может качнуть качели отношений. Каждое движение – как по тонкой досточке. Чужие, плохо знакомые люди сначала конфузятся друг друга. Потом начинают уважать. Они узнают друг друга в ситуации почти экстремальной. Прося деньги для проигравшегося любовника, Юлия дразнит Прибыткова и унижается перед ним. А он и злится на эту женщину, так неумело с ним кокетничающую, и стыдится за нее: как можно вам, даме в уважении, так себя ронять? Он говорит ей безжалостные слова, а потом кидается поднимать с колен. И жалость сжимает сердце до спазма. Длинный разговор, закончившийся поцелуем благодарности, актеры превращают в мост, приведший двух людей друг к другу. Такие далекие вначале, они расстаются неожиданно близкими.
И Прибытков вдруг начинает петь, чтобы не задохнуться от невозможных чувств. Да и Юлия уходит, пошатываясь, не только от пережитого унижения, но и вдруг появившегося желания довериться этому сильному и так жалеющему ее мужчине. Позже, ограбленная и брошенная любовником, она кинется к Прибыткову, как к спасителю, и лишится чувств на его руках.
Образы остальных персонажей решены довольно традиционно, актеры Малого театра играют с избыточным нажимом, окарикатуривая своих героев и немилосердно замедляя темп. Сценографическое решение также более чем узнаваемо: привычные «интерьеры Островского» кажутся перешедшими из спектаклей 60–70–80-х годов. Режиссер Владимир Драгунов периодически «подпускает» постановочные эффекты: зловещую музыку, замедленный шепот, подкрашивает в красные тона висящий над сценой облачный потолок, да всячески выдвигает на передний план фигуру Наблюдателя с фотоаппаратом. Но все эти рутинные приемы только оттеняют главное: дуэт Прибыткова-Бочкарева и Тугиной-Титовой, который, на наш взгляд, стал лучшим актерским дуэтом 2004 года.
ОЛЬГА ЕГОШИНА
«Новые Известия», 20 декабря 2004 г.