Я ОЧЕНЬ РАЗБОРЧИВА В КИНО
Я ОЧЕНЬ РАЗБОРЧИВА В КИНО
Евгения ГЛУШЕНКО – актриса, которую помнят в основном по двум-трём ролям в кино. Зато каких! В неё был «влюблён по собственному желанию» великолепный Олег Янковский. В «Неоконченной пьесе...» с ней самозабвенно целовался по колено в воде неотразимый Александр Калягин. Пары таких ролей достаточно для того, чтобы уверенно сказать: Актриса с большой буквы.
Откуда взялось желание стать актрисой, Евгения Глушенко определённо ответить не может:
– Наверное, это было у меня в крови. Я была стеснительной, зажатой девочкой. Как-то в разговоре мама мне сказала: «Пошла бы ты в драмкружок, что ли. Научилась бы хорошо говорить, в обществе себя уверенно
Женя и отправилась. Сначала во Дворец пионеров, потом в Ростовское училище искусств, после в Москву в Щепкинское театральное училище.
После училища у молодой актрисы не было распределения. «На вас нет заявок, вы никому не нужны», – говорили ей. И вдруг сразу два приглашения. Режиссёр Костромского театра предложил поехать к нему, а через неделю и сам Михаил Иванович Царёв предложил ей роль Лизы в фирменном спектакле Малого театра «Горе от ума».
– В моей жизни очень многое значит случай, – признаётся Глушенко. – Возможно, в Костроме я бы больше ролей сыграла, но разве смогла бы сняться в «Неоконченной пьесе для механического пианино»?
В её судьбе словно бы по странному стечению банальных обстоятельств вдруг происходили судьбоносные повороты. Знакомство с Михалковым состоялось с подачи подруги. Позже на съёмках фильма Никиты Сергеевича произошла встреча с будущим мужем Александром Калягиным. На тот момент он был уже вдовцом, в одиночку растил дочь от первого брака. Боясь ущемить дочку, не обзаводился новой семьёй. Но тут решился. Вскоре после окончания съёмок актёры поженились.
– У меня фильмов ведь совсем немного, – делится Евгения Константиновна. – Важных – три: «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Впервые замужем» и «Влюблён по собственному желанию».
И ещё актриса добавляет имя Виктора Титова, с которым была сделана «Жизнь Клима Самгина» и роль Никоновой. В театре несколько ролей подряд она сделала с Леонидом Хейфецем. Потом случилась встреча с Борисом Львовым-Анохиным. А затем наступило время работы с Борисом Морозовым.
За роль Матрёны в «Горячем сердце» Евгения Константиновна получила приз Центрального дома актёра и международной ассоциации «Музы свободы» «Хрустальная роза» в 1993 году. Всё как будто бы неплохо складывалось, но Глушенко ушла вслед за режиссёром Борисом Морозовым в Театр Советской армии.
– Я человек очень спокойный, достаточно рассудочный. Однако бывали в жизни случаи, когда я круто меняла судьбу, – признаётся она.
По прошествии трёх лет актриса вновь вернулась в Малый. Второе пришествие выглядело вполне гармоничным. Сразу же Виталий Соломин предложил ей роль Зинаиды Саввишны в «Иванове» по Чехову. Текста и пространства Чеховым отпущено было немного, но дыхание Зинаиды Саввишны в адаптации Глушенко чувствовалось за версту – оно растворялось в воздухе вместе с ароматами её варенья...
Достаточным ли образом удалось Евгении Глушенко воплотиться в профессии и что она сама об этом думает? Отвечает, что с благодарностью принимает то, что у неё есть:
– Может, после «Неоконченной пьесы для механического пианино» и не надо ничего другого. Случился такой фильм, и слава богу. У меня никогда не было желания сниматься ради того, чтобы сниматься, быть на экране ради того, чтобы быть. Я очень разборчива в кино, причём изначально, когда ещё совсем юной актрисой была. После роли Сашеньки Платоновой у Михалкова меня стали приглашать на роли того же плана. Я отказывалась, опасаясь повторов. Вторая роль была у Иосифа Хейфица. Он предложил мне сыграть сорокапятилетнюю женщину, а мне было всего двадцать пять. Тогда только я согласилась. Я не была всеядна. Может быть, это плохо, не знаю.
В своё время режиссёр Сергей Микаэлян увидел этот фильм и пригласил Глушенко в свою картину «Влюблён по собственному желанию» без проб. За роль Веры актриса была удостоена «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале 1983 года как лучшая исполнительница женской роли.
– Что мне в ней нравится, – говорит режиссёр, – так это то, что она может сыграть всё. Диапазон грандиозный: от трагедии до комедии. На неё нужно писать сценарии.
С конца 80-х Евгения Глушенко почти перестала сниматься в кино. Лишь спустя десятилетие, в 1997 году, она вновь появилась на экране в эксцентрической комедии Николая Досталя «Полицейские и воры». С этой картины начался новый период в кинобиографии актрисы. И всё же главной для неё остаётся семейная жизнь. Евгения Константиновна стала для своего мужа и детей надёжным тылом. Александр Александрович, когда его удаётся разговорить, о жене отзывается как о святой.
Антиидейный дебют
Впервые Евгения Глушенко снялась в кино в шестнадцать лет. Это была дипломная работа режиссёра Никиты Михалкова и оператора Игоря Клебанова «А я уезжаю домой» (1968 г.). Однако эту картину признали антиидейной и антиэстетической и, естественно, к защите не допустили. Поэтому не случайно во многих энциклопедиях актёрским дебютом Евгении Глушенко считают её вторую картину – «Неоконченная пьеса для механического пианино» того же Никиты Михалкова, снятую им по произведениям А.П. Чехова.
№ 8 (350) от 28 февраля 2013, «Аргументы Недели», Светлана ХОХРЯКОВА
Дата публикации: 28.02.2013