МАЛЫЙ ТЕАТР ОТМЕЧАЕТ ДВОЙНОЙ ЮБИЛЕЙ ВАЛЕРИЯ БАБЯТИНСКОГО
МАЛЫЙ ТЕАТР ОТМЕЧАЕТ ДВОЙНОЙ ЮБИЛЕЙ ВАЛЕРИЯ БАБЯТИНСКОГО
Народный артист РФ, ведущий актер Малого театра Валерий Бабятинский в воскресенье, 24 февраля, отмечает свой двойной юбилей — 70 лет со дня рождения и 50 лет службы в Малом театре.
В этот вечер он выйдет на родную сцену в роли короля Людовика ХIV в спектакле «Мольер» по Булгакову. После представления родные, друзья, коллеги поздравят актера с юбилеем. В их числе — такие известные мастера, как Элина Быстрицкая, Тамара Синявская, Владислав Пьявко, Виктория Токарева, Зураб Соткилава, Татьяна Доронина, Николай Губенко, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
Театральная карьера Бабятинского началась рано и сразу с главной роли. Многие артисты ждут годами, когда получат такую роль, как Чацкий, а Валерию Бабятинскому повезло сыграть ее, будучи еще студентом театрального училища им. Щукина.
«Надо сказать, я был в ужасе от этого предложения. Во-первых, мне казалось, что это совсем не моя роль, а во-вторых, я не очень любил Чацкого, мне он казался скучным, нудным. Да и сам Малый театр рассматривал, как такой рутинный театр. Тогда я думал о Современнике, Вахтанговском, Маяковке. Перед тем, как идти на прослушивание в Малый, я позвонил своему педагогу — легендарной первой принцессе Турандот, любимой ученице Вахтанова Цецилии Львовне Мансуровой посоветоваться — вот приглашают в Малый театр, а мне не очень хочется. И услышал гневный крик: «Ты с ума сошел, Вахтангов мечтал о Малом театре. Вдохновленный я пошел на прослушивание и был принят. Причину мне объяснили словами, смысл которых я не вполне понял тогда, но они так красиво звучали, что я их запомнил: «У вас легко воспламеняющийся темперамент».
За полвека служения в Малом театре артист сыграл десятки разных ролей в пьесах Грибоедова, Чехова, Гюго, Скриба, Островского, Горького, Булгакова. Ему довелось не только видеть игру, но и выступать на одной сцене с великими «стариками» Малого театра. И прожив в «Доме Островского» целую жизнь, Бабятинский убежден, что настоящую школу он получил именно в стенах этого удивительного театра, с уникальной биографией, богатыми традициями, великими актерами.
«Щуку» я заканчивал как в каком-то удивительном сне, ничего толком не зная о театре, особенно не налегал на науки — в одно ухо влетало, в другое вылетало, — признался актер. — Мне казалось глупостью учить систему Станиславского, главное было — получить роль. Так что в училище «пролетел» по поверхности, хотя получил красный диплом с отличием. Но еще раз повторю — настоящую школу и подлинное понимание театра дали мне мастера Малого».
Что касается желания попробовать себя в другом театре, то конечно, как говорит Бабятинский, такие мысли были, его приглашали в другие театры, сулили большие зарплаты. Татьяна Доронина приглашала много раз на роли в спектаклях: «Актриса на роль жены Достоевского» и Гаева в «Вишневом саде» — это его дипломная работа, которую он до сих пор вот уже 50 лет играет на сцене Малого.
«Знаете, были моменты, как и у всех, какого то беспокойства, даже паники, — признался актер. — Но однажды я прочитал слова американского психолога, который написал: Никогда не сравнивайте себя ни с кем, только с самим собой». И тогда я подумал: Валерка, да, ты счастливый человек, у тебя так все здорово. Мальчишкой из провинциального молдавского городка ты приехал в Москву и поступил в одно из лучших театральных училищ, работаешь в прославленном Малом театре. Тебя примечал знаменитый актер и режиссер Борис Бабочкин, который приглашал на роль Моцарта, ты снимался у выдающегося режиссера Анатолия Эфроса. Сыграл Дориана Грея в телевизионном фильме, первом российском триллере, и в английском журнале «Эсквайр» в числе десяти лучших Дорианов в первой тройке отмечен российский».
В репертуаре Бабятинского в основном роли в классике, к которой он испытывает, судя по всему, особую симпатию. Но была в его творческой биографии современная роль, которую он считает своей настоящей удачей. Это работа в спектакле по пьесе эстонского драматурга Эгона Раннета «Криминальное танго». В ней, по словам артиста, автор описал и довольно жестко современную жизнь и общество. В спектакле тогда в советское время в числе действующих лиц были проститутки, бандиты. Пьеса не была антисоветской, но, как говорят, с «душком» и запрещена по всему Союзу.
Как рассказал Бабятинский, на генеральную репетицию в Малый пришла тогда министр культуры Екатерина Фурцева и после первого же отделения выдала вердикт — запретить немедленно. Но в театре оказался друг Брежнева — министр МВД Щелоков. Он похвалил пьесу и сказал, что такие произведения нужны, они в помощь милиции. После такого заявления Фурцева дала добро на выпуск спектакля, но это право было предоставлено исключительно Малому. Артист подчеркнул, что больше с такой сильной современной драматургией не сталкивался.
«К сожалению, сегодня наблюдается головокружительное падение отечественной культуры в целом, — сказал Бабятинский. — Только одна надежда на то, что жизнь представляет собой такой маятник, и когда он дойдет до конца в одну сторону, потом обязательно пойдет в другую. То, что называют сегодня искусством, таковым не является. Наша звезда шоу-бизнеса уверенно считает себя не просто представителем, а столпом искусства. Везде принята, обласкана. А подлинное искусство уходит тихо, без почестей, как прошла кончина нашей выдающейся русской актрисы, жены Игоря Ильинского Татьяны Еремеевой, для которой наше министерство культуры не удосужилось даже прислать слова сочувствия. Вот вам и состояние культуры»
Но Бабятинский все же надеется и чувствует, что маятник уже начинает двигаться в обратную сторону. Свидетельство тому, по его мнению, то, что зритель стремится сегодня не только туда, где показывают разные части обнаженного тела, а на спектакли театров, занимающихся серьезным искусством. А это значит, что публика уже перекормлена пошлостью и ищет чего-то подлинного.
Что касается актерских амплуа, то, по мнению артиста, они существуют, хотя и Сирано де Бержерака можно сыграть маленькому и толстенькому, а на Джульетту назначить совсем не красотку — нигде не написано, что они с Ромео были красавцами.
«Главное, чтобы актер был убедителен. Когда играют на разрыв аорты, все возможно, и амплуа раздвигает свои границы. Я все роли считаю характерными, потому что Отелло, Треплев, Гаев, Дориан Грей — это все разные люди, разные характеры, разные мысли» — говорит Бабятинский.
Сегодня много молодежи в Малом театре, среди которых, как считает актер, есть несколько по-настоящему одаренных.
«К сожалению, общее состояние, идущего за нами поколения, — не его вина, а наша. Это мы допустили такое, как и многое другое в нашей жизни. Теперь мало, кто приходит, как мы раньше в театр, как в храм — как говорил великий Щепкин — «священнодействуй, или убирайся вон». Они приходят сегодня не в Малый театр, а в Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры. Вот такая история».
Помимо театра, которому артист служит полвека верой и правдой, главное в его жизни, что поддерживает и дает радость — это семья: сын, дочь и жена, которыми он гордится.
РИА Новости, 24 февраля 2013 года
Дата публикации: 24.02.2013