Новости

В МАЛОМ ТЕАТРЕ СЫГРАЛИ «ДЕТЕЙ ВАНЮШИНА»

В МАЛОМ ТЕАТРЕ СЫГРАЛИ «ДЕТЕЙ ВАНЮШИНА»

«Театр уж полон. Ложи блещут...» Ради одного этого торжественного ощущения, пришедшего к нам из прошлой эпохи и мало где сохранившегося, стоит посетить Малый театр. Он, как последний из могикан, остается классическим до основания, классическим по сути, по духу. Но вот можно ли эту классику смотреть сегодня или Малый театр следует считать музеем и преданьем старины глубокой? Корреспондент «AиФ.ru» посетил последнюю премьеру в филиале Малого на Ордынке и нашел ответ на этот вопрос.

Итак, «Дети Ванюшина» по пьесе драматурга конца XIX-начала XX века Сергея Найденова. Постановка штатного режиссера Малого Виталия Иванова. В главных ролях звезды, которых зал встречает аплодисментами. Несмотря на то, что Борис Невзоров и Людмила Полякова немало снимаются в кино, публика приветствует их именно как звезд сцены, а не экрана. Публика — чувствуется — своя, собралась посмотреть на любимых и знакомых по другим ролям артистов.

Для тех, кто не считает себя специалистом по творчеству Найденова, — это нечто среднее между Островским и Чеховым. Большая семья зажиточных купцов: во главе грозный отец, тихая, жалостливая, богобоязненная мать и куча взрослых, разновозрастных детей. Характерные декорации старого купеческого дома, слуги...

Ванюшин 40 лет работал без отдыха (у него своя лавка), чтобы прокормить, воспитать и содержать в порядке свою огромную семью. Главное — чтобы было перед соседями не стыдно, чтобы все было прилично, по понятиям, как у людей... «Шито да крыто», как язвительно говорит старший сын. Ванюшин в погоне за нравственностью не замечает, что творится у него под боком с его шестью детьми. Старший сын спит с дальней родственницей. Младшего выгнали из гимназии, он ворует деньги у матери, чтобы ухаживать за хористкой и проводить с ней ночи. Дочь, якобы выданная замуж за богатого, возвращается домой: муж ее выгнал, поскольку у нее был роман с мужем собственной сестры! Две младшие девочки-гимназистки только и мечтают, что о любви, подслушивают, воруют и сплетничают. Кстати, девочки эти, неестественно сыгранные вполне зрелыми актрисами, — единственная серьезная неудача в спектакле.

Что произошло? Что случилось с нашими детьми, которых мы воспитывали в любви, вере, отдавая им все, что только имели? До такого разврата, как в доме Ванюшина, не доходили ни персонажи пьес Чехова, ни Островского...

Тема «что скажет княгиня Марья Алексевна» сейчас несовременна. Никого не волнует, прилично или неприлично выглядит происходящее с нами. И все же смотреть потрясающе интересно. Включается память о прошлых временах и устоях. В Ванюшине (Борис Невзоров) и его жене (Людмила Полякова) видишь своих бабушек и дедов, отцов и матерей. Речь, традиции, манеры («Бабушки Лукерьи сегодня память...», «Поменьше бы ты расстраивался — болезни от этого бывают!») напоминают давно ушедшую жизнь.

Время меняет акценты: если век назад зрители Ванюшина жалели, а детей его осуждали, то теперь отец семейства выглядит жестоким ретроградом, негибким тираном, подавляющим свободу воли.

Актеры в ударе. По чему-то живому проехался спектакль, перебросил мостик между нами и ними, между прошлым и будущим. А ведь ни обнаженки, ни гомосексуальной темы, ни политики — того, без чего якобы немыслим актуальный театр XXI века. Так... Нравы нашего городка.

Вера Копылова
«Аргументы и факты», 10 декабря 2012 года


Дата публикации: 11.12.2012
В МАЛОМ ТЕАТРЕ СЫГРАЛИ «ДЕТЕЙ ВАНЮШИНА»

«Театр уж полон. Ложи блещут...» Ради одного этого торжественного ощущения, пришедшего к нам из прошлой эпохи и мало где сохранившегося, стоит посетить Малый театр. Он, как последний из могикан, остается классическим до основания, классическим по сути, по духу. Но вот можно ли эту классику смотреть сегодня или Малый театр следует считать музеем и преданьем старины глубокой? Корреспондент «AиФ.ru» посетил последнюю премьеру в филиале Малого на Ордынке и нашел ответ на этот вопрос.

Итак, «Дети Ванюшина» по пьесе драматурга конца XIX-начала XX века Сергея Найденова. Постановка штатного режиссера Малого Виталия Иванова. В главных ролях звезды, которых зал встречает аплодисментами. Несмотря на то, что Борис Невзоров и Людмила Полякова немало снимаются в кино, публика приветствует их именно как звезд сцены, а не экрана. Публика — чувствуется — своя, собралась посмотреть на любимых и знакомых по другим ролям артистов.

Для тех, кто не считает себя специалистом по творчеству Найденова, — это нечто среднее между Островским и Чеховым. Большая семья зажиточных купцов: во главе грозный отец, тихая, жалостливая, богобоязненная мать и куча взрослых, разновозрастных детей. Характерные декорации старого купеческого дома, слуги...

Ванюшин 40 лет работал без отдыха (у него своя лавка), чтобы прокормить, воспитать и содержать в порядке свою огромную семью. Главное — чтобы было перед соседями не стыдно, чтобы все было прилично, по понятиям, как у людей... «Шито да крыто», как язвительно говорит старший сын. Ванюшин в погоне за нравственностью не замечает, что творится у него под боком с его шестью детьми. Старший сын спит с дальней родственницей. Младшего выгнали из гимназии, он ворует деньги у матери, чтобы ухаживать за хористкой и проводить с ней ночи. Дочь, якобы выданная замуж за богатого, возвращается домой: муж ее выгнал, поскольку у нее был роман с мужем собственной сестры! Две младшие девочки-гимназистки только и мечтают, что о любви, подслушивают, воруют и сплетничают. Кстати, девочки эти, неестественно сыгранные вполне зрелыми актрисами, — единственная серьезная неудача в спектакле.

Что произошло? Что случилось с нашими детьми, которых мы воспитывали в любви, вере, отдавая им все, что только имели? До такого разврата, как в доме Ванюшина, не доходили ни персонажи пьес Чехова, ни Островского...

Тема «что скажет княгиня Марья Алексевна» сейчас несовременна. Никого не волнует, прилично или неприлично выглядит происходящее с нами. И все же смотреть потрясающе интересно. Включается память о прошлых временах и устоях. В Ванюшине (Борис Невзоров) и его жене (Людмила Полякова) видишь своих бабушек и дедов, отцов и матерей. Речь, традиции, манеры («Бабушки Лукерьи сегодня память...», «Поменьше бы ты расстраивался — болезни от этого бывают!») напоминают давно ушедшую жизнь.

Время меняет акценты: если век назад зрители Ванюшина жалели, а детей его осуждали, то теперь отец семейства выглядит жестоким ретроградом, негибким тираном, подавляющим свободу воли.

Актеры в ударе. По чему-то живому проехался спектакль, перебросил мостик между нами и ними, между прошлым и будущим. А ведь ни обнаженки, ни гомосексуальной темы, ни политики — того, без чего якобы немыслим актуальный театр XXI века. Так... Нравы нашего городка.

Вера Копылова
«Аргументы и факты», 10 декабря 2012 года


Дата публикации: 11.12.2012