«СВЯЩЕННЫЕ ЧУДОВИЩА» ПО ПЬЕСЕ ЖАНА КОКТО НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА
В столице состоялась премьера спектакля Антона Яковлева «Священные чудовища». Первыми постановку увидели жители Грозного и Ярославля, и лишь потом её представили на сцене филиала Малого театра. Такой порядок презентации не случаен: театр возрождает традицию представления новинок в регионах. Рассказывают «Новости культуры».
Психологический театр, трагифарс, трагедия положений – все это «Священные чудовища». Для своей первой постановки в Малом театре Антон Яковлев выбрал одно из самых загадочных произведений Жана Кокто и превратил в практически житейскую историю.
«Это просто иной стиль, – говорит режиссер-постановщик Антон Яковлев. – Иной способ существования. Через себя, знаете, как бывает театр проживания, переживания, и театр внешний. Который может быть ничем не хуже, но это другой способ существования. Тут мало играть. В таких пьесах. И в таком театре нужно тратить себя как артиста».
Сцена превратилась в закулисье. Актеры так и остались актерами, только, как и желал автор, в «несовременной» современности. Без времени и эпох рассказывается история о любовном треугольнике. Большие актеры в приватной жизни: месье любит мадемуазель, мадемуазель любит месье, а мадам в – как всегда – блистательном исполнении Ирины Муравьевой любит просто. Всех.
Главная героиня интервью не дает, всё, что нужно – произносит на сцене. О главном, о любви, которая в этой пьесе повсюду: и преданная, и жестокая. О ней же рассуждает Флоран. В пьесе этот премьер Комеди Франсез совсем запутался в своих дамах. Актер Александр Ермаков признается: пришлось постараться, чтобы найти в себе Флорана. Зато теперь говорят – это 100-процентное попадание в роль.
«Было очень непросто, – признается актер. – Пьеса непростая, я играл героические роли, играл крупные роли, играл Несчастливцева. Это был немножко другой театр и другие роли. Флоран – это мечущаяся фигура, актер. Который сомневается, который внутри держит стержень прощения, непонимания почему его не понимают».
Для Алены Охлупиной эта постановка – первая в жанре трагифарса. Несмотря на это, со своей героиней – Шарлоттой – общий язык актриса нашла быстро. Влюбленная во Францию и Жана Кокто, она очень благодарна режиссеру за эту роль.
«Для меня это совершенно необычный театр, – говорит Алена Охлупина. – Но нам очень повезло с режиссером. Это тонкая такая вот, очень нервная и тонкая структура, которая помогает реализовываться».
История, написанная в сороковые годы прошлого столетия, по замыслу Кокто, должна была вывести зрителя из гипноза войны. Новое время расставляет свои акценты в этом театральном зазеркалье. Здесь нет яркого света софитов. Но есть чувства, которые одерживают верх.
«Культура», 19 октября 2012 года