Юрий Соломин – Газете: «Слово «родина» мы как-то измочалили»
Сегодня Первый канал начнет показывать самый крупнобюджетный многосерийный фильм на российском ТВ за последние десять лет — шпионский боевик «Родина ждет».
Юрий Соломин – Газете: «Слово «родина» мы как-то измочалили»
Сегодня Первый канал начнет показывать самый крупнобюджетный многосерийный фильм на российском ТВ за последние десять лет — шпионский боевик «Родина ждет». Замечательный артист, глава Малого театра, звезда «Адъютанта его превосходительства» Юрий Соломин сыграл в фильме роль генерала ФСБ. Об этом он рассказал подробнее в интервью Антону Долину.
— Что вас заставило отвлечься от сложной работы в Малом театре и согласиться сыграть в фильме «Родина ждет»?
— У нас, у актеров, существует какой-то выбор из того, что предлагается: предложенное в этом фильме меня привлекло. В последние годы я снимался не так много, хотя на днях будет премьера еще одного фильма, «Прощания в июне», где я снимался три года назад. Я и тогда говорил, что мне не хочется сниматься «в стол». А «Родина ждет» делалась для того, чтобы жить в работе, а не заниматься какими-то исследованиями и измышлениями. Когда меня пригласили, была уже снята натура в Средней Азии. Режиссер, Олег Погодин, показал мне отснятый материал минут на сорок, и когда я посмотрел, мне захотелось сниматься. Уж очень все было профессионально — и режиссура, и операторская работа, и монтаж. Сейчас очень много остросюжетного кино, но «Родина ждет» отличается от общего уровня.
— Расскажите подробнее о вашем герое, который продолжает череду вами же сыгранных персонажей-разведчиков.
— Роль у меня небольшая, но требующая акцента. Есть небольшие роли, без которых не может существовать фильм. Это генерал ФСБ, ведущий дело, начальник отдела Рокотов. У него кадры, работники, заместители, но принимает решения он. Из кабинета: у меня все сцены кабинетные или прогулочные. Он следит за исполнителями и направляет их. Я таких персонажей знаю, играл их, и возраст мой подошел соответствующий. Думаю, что работаю в фильме в тех же темпоритмах, что всегда работал.
— В общем, это М из фильмов о Джеймсе Бонде?
— Можно и так считать, но я считаю, что это скорее персонаж Тихонова из «ТАСС уполномочен заявить». Начальник отдела есть начальник отдела. Это как руководитель театра. Вот у меня в театре работают 650 человек, к каждому свой подход. Не то чтобы это помогло мне сыграть роль, но я это знаю. Возраст и физическое состояние заставляют меньше прыгать и больше думать. И задумываться. И отвечать за что-то. Персонаж, которого я играю, думает так же. Да, может, проскочит какая-то шутка, но основан он на серьезном отношении и ответственности.
— Как себя ощущали, играя генерала ФСБ?
— Профессия работников ФСБ — теперь поменялась аббревиатура, но на самом деле это работники КГБ — существует, существовала и будет существовать. С каждым годом все больше и больше этому уделяется внимания, с каждым годом эта профессия все более востребована. Как ни назовите — будь она экономическая разведка, но разведка есть разведка. Комитет государственной безопасности — эти три буквы, КГБ, у нас вызывают не самые добрые
воспоминания, хотя такие работники существуют во всем мире. Мне приходилось сниматься в таких фильмах, играть таких людей, и я встречался с ними в жизни. В западных фильмах об агенте 007, которыми мы восторгаемся, действует то же КГБ, только английское.
За последние годы, учитывая развал государства и новое формирование этих органов, многое изменилось. Но я все-таки — за героев. Без них не может формироваться общество. Если мы не показываем героев науки, медицины и т.д. — хотя они существуют, — то можем сформировать у зрителей отношение к государству через отношение к сотрудникам этих структур, осуществляющих защиту общества и человека, хотим мы или не хотим. К сожалению, многие профессионалы были вынуждены уйти из органов по своим причинам — будь то возраст или политические причины, — потому так быстро и возникла деятельность различных охранных предприятий, куда перешли пятьдесят процентов профессионалов. Это было большой ошибкой.
— Другими словами, фильм, подобный «Родине ждет», по-вашему, может поднять дух и вернуть уважение к былым авторитетам?
— Мне бы хотелось так думать. Хотя есть в нем какие-то современные моменты, сохраняется интонация гордости за свою родину. Я хотел не употреблять слово «родина» — как-то мы его измочалили, оно мало сейчас звучит. Автор и режиссер правильно сделал, что не поменял название, хотя обсуждались и другие варианты. Мало у нас сейчас призывов, плакатов, где говорилось бы о родине. Хотя мы прекрасно понимаем, что одними призывами ничего не сделаешь. Но все равно мы работаем, чтобы слово «родина» и родная речь в учебниках жили в народе — или хотя бы в зрителях, которые смотрят телевидение. А телевидение смотрит народ, те люди, для которых слово «родина» очень дорого. Для меня в том числе.
— Забавно, ведь в учебники «Родной речи» слово «родина» попало из песни «С чего начинается родина?», которая, в свою очередь, позаимствована из легендарного фильма о разведчиках «Щит и меч»...
— Родина есть у всех, и любовь к родине надо прививать с пеленок. Когда звучит американский гимн, американцы кладут руку на сердце. И это не показуха! У многих из них возникают на глазах слезы. Купить всех невозможно, заставить всех плакать тоже невозможно — это только профессионалы могут, артисты. Во многих западных государствах прививается любовь к родине. Там, в Америке, выступают против войны... Но не против родины. Я мечтаю, чтобы это возвратилось и в нашу страну. Ведь не все в СССР было так уж плохо, точно так же, как не все было хорошо. Но образование было хорошее, армия была сильная. Что такое сильная армия? Это когда уважают и побаиваются! Наука была прекрасная, не говоря уж о культуре, здесь мы были впереди планеты всей.
— Вы не опасаетесь, что «Родина ждет» не только разбудит в ком-то патриотизм, но и покажется предвыборным выступлением в поддержку «партии власти» и нынешнего президента, вышедшего из соответствующих органов?
— В фильме как раз об этом речи и нет! Речь там идет о родине. Вот вы говорите, президент вышел... Назовите мне хоть одного из банкиров-миллионеров, который не вышел бы из комсомола! Да, мы все откуда-то вышли. Из родины. Я понимаю, что сейчас такое время — чихни, и скажут: это потому что начинается эпидемия, к выборам... А у человека просто насморк. Меня не волнует эта сторона, хотя я по телевизору смотрю ежедневно эти баталии. И прихожу к выводу, что этого показывать не надо. От того, что кто-то из депутатов обзовет другого кандидата нецензурными словами и скажет какие-то реплики против президента, электорат теперь уже не удивится. Сейчас еще говорят: «А эти отказались, из соответствующих органов?
В фильме как раз об этом речи и нет! Речь там идет о родине. Вот вы говорите, президент вышел... Назовите мне хоть одного из банкиров-миллионеров, который не вышел бы из комсомола! Да, мы все откуда-то вышли. Из родины. Я понимаю, что сейчас такое время — чихни, и скажут: это потому что начинается эпидемия, к выборам... А у человека просто насморк. Меня не волнует эта сторона, хотя я по телевизору смотрю ежедневно эти баталии. И прихожу к выводу, что этого показывать не надо. От того, что кто-то из депутатов обзовет другого кандидата нецензурными словами и скажет какие-то реплики против президента, электорат теперь уже не удивится. Сейчас еще говорят: «А эти отказались, потому что им не надо, они «партия власти». Ну не хотят они в этом участвовать. Вот мне бы предложили — я бы тоже отказался. Почему я должен, если не хочу? Хотите — выберите меня, не хотите — не выбирайте, что ж я буду доказывать, мол, я хороший, а ты — тьфу? Иногда даже вынуждают тех, кто не хотел бы этого, а хотел свою программу защитить, плевать на другого. Я бы лучше это время отдал...
— Показу фильма «Родина ждет»?
— Или этому, или старым нашим фильмам, в которых тоже говорится о хороших вещах. Историческим программам — ведь история у нас очень богата. Скоро наступит праздник, 60 лет со дня окончания войны, День Победы. Полтора года для подготовки — очень маленький срок, поверьте мне. Мы, мой возраст, через это прошли и знаем, кто победил, а молодежь некоторая не знает. Я сам видел по телевидению, что наши ребята молодые, которые на этой родине живут и выросли, говорят: «Не знаю, кто победил, кажется, американцы». Надо подумать о программах для школьников и молодежи. Ведь того, что мы споем на Поклонной горе или у Кремля песни военных лет, а потом перейдем к хлопанью и скандированию, сердце не воспримет — это чисто физические упражнения.
Чтобы понять сердцем, нужно услышать. Тогда это переходит в орган, который называется душа. Еще говорят «русская душа». Без слов «русская душа», «родина», «моя земля» и так далее, без русских народных сказок нам не выжить. Мы живем здесь, а если тебе не нравится — уезжай, тем более деньги есть. У детей с детского сада нужно воспитывать гордость за деревце, которое они посадят. Были переборы в СССР, но, когда на праздник сажали деревья в парке, это же не плохо! Хуже, когда сегодня уничтожают детские площадки.
— «Родина ждет» явно ориентируется на западную динамичную традицию, восходящую к Джеймсу Бонду, а не на неторопливую отечественную традицию «Адъютанта его превосходительства» или «Семнадцати мгновений весны». Бондовская ирония в «Родине ждет» тоже есть? И можно ли сегодня обойтись без юмора, говоря на эти темы?
— Я считаю, что нужно обходиться без иронии. С другой стороны, тот сленг, который неминуемо присутствует в разговоре, существует, хочешь не хочешь. Темпоритмы нашей жизни не могут не проявляться в современной драматургии. Техника съемки и исполнения изменилась, меняется и динамика. Сегодня и материал другой. Телевидение задалбливает нас очень быстрыми информационными сообщениями, и фильмы тоже приобрели такое ускорение в движении. В этом отношении можно сказать, что мы работаем «под Голливуд». Но посмотрите на информационность телеграфного формата — во всем, даже в рекламе! Ни одной рекламы, кроме памперсов и прокладок, я не запомнил. Не говоря о телефонах, которые просто невозможно уловить. Я даже не понимаю, почему это не волнует заказчиков рекламы, ведь понять невозможно, куда бежать! Однажды я случайно увидел, как рекламировали пластины обогревательные, тонкие, как фанерки. Мне надо было таких несколько штук, чтобы собакам поставить в будке и чтобы пожара не было. Стал смотреть эти рекламы. Ничего не запомнил! С первого раза записал только две цифры и дальше не мог. Не сидеть же целый день у телевизора? Случайно мне один знакомый подарил. Мне надо больше, но неудобно у знакомого спрашивать, где купил...
— Остались ли у вас несыгранные роли, о которых вы до сих пор мечтаете? Вопреки гонорару и здравому смыслу сыграли бы...
— Ставок теперь уже нет, но о гонорарах я по привычке не задумываюсь. Если я скажу, что хочу играть классику, то никого не удивлю. Вообще я жадный. Я мало играл комедий. В театре больше, а в кино только «Летучую мышь» и «Обыкновенное чудо». Я очень люблю Чехова, играю его всю жизнь, начиная с Треплева в дипломном спектакле. Чехов говорил, обращаясь к господам актерам: не смотрите, что кого-то убивают, а кто-то плачет, ищите юмор. У него всегда рядом со смешным трагическое, рядом с трагическим смешное. И анекдоты у нас в стране так появляются: чем хуже, тем они смешнее. Не может все быть очень серьезным, иначе можно сойти с ума.
«адъютант» стал «его превосходительством»
Юрий Мефодиевич Соломин (род. 1935) — уроженец Читы, выпускник Щепкинского училища, человек, оставшийся верным на всю жизнь воспитавшему его Малому театру, худруком которого, а также режиссером и бессменной звездой он является в последние годы. Сказать с уверенностью, считать ли более значительным вклад этого в лучшем смысле слова академического артиста в отечественный театр — больше не в развитие, а в сохранение и упрочение его традиций (недаром самой его запоминающейся ролью стал чеховский дядя Ваня) — или в кино, невозможно. Разве что констатировать, что его призванием оказался телевизионный, а не широкий экран. Впрочем, Юрий Соломин был одним из тех, кто заставлял забыть о разнице и, во всяком случае, не считать ее качественной. Его роль 1969 года в «Адъютанте его превосходительства» Евгения Ташкова — хрестоматийная классика, учебник актерского достоинства и благородной сдержанности, так редко встречающейся в советском кино. За эту роль он получил в 1971-м премию РСФСР имени братьев Васильевых, она же стала самой известной в его карьере. Хотя были и другие, почти сорок, ничуть не уступающие: вспомнить хотя бы изысканную виньетку в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова (1978). В конце концов, не случайно же великий Акира Куросава выбрал из всех отечественных артистов именно Юрия Соломина на центральную роль в «Дерсу Узала» (1975). В последнее время актер отдает себя общественной и театральной деятельности, на экране появляется крайне редко. Фильм Олега Погодина «Родина ждет» — опыт, возвращающий Соломина к лучшим ролям прошлых лет, от «Адъютанта» до «ТАСС уполномочен заявить» Владимира Фокина (1984).
Антон Долин
«Газета» 24 ноября 2003 г.
Дата публикации: 28.11.2003