Новости

АЛЕКСАНДР ЕРМАКОВ: «ТАКОЙ ЛЮБВИ К АКТЁРУ, КАК В МАЛОМ ТЕАТРЕ, Я НЕ ОЩУЩАЛ НИГДЕ!»

АЛЕКСАНДР ЕРМАКОВ: «ТАКОЙ ЛЮБВИ К АКТЁРУ, КАК В МАЛОМ ТЕАТРЕ, Я НЕ ОЩУЩАЛ НИГДЕ!»

В этом году актёр Малого театра народный артист Александр Ермаков отметит сразу два юбилея. 29 мая знаменитому жителю нашего округа исполнится 60 лет. Но Александр Юрьевич празднует и 40-летие творческой деятельности.

Александр Юрьевич, в этом году вы отметите 40-летие творческой деятельности. Как вы решили стать актером?

— Надо начать с места моего рождения. Родился я в Белгородской области, село Толоконное. (Тогда я еще не знал, буду ли артистом, но когда пришел в Малый театр, Юрий Соломин, художественный руководитель, спрашивал меня, где я родился, и когда узнал, что недалеко находится деревня Красное, место, где родился Щепкин, родоначальник этого театра, он сказал: «Тогда сам Бог велел тебе работать здесь»). Со временем семья переехала в Харьков. Тогда был Советский Союз, и я учился там в русской школе, хотя и изучал украинский язык. У нас был очень хороший педагог по русскому языку и литературе, который и натолкнул меня на что-то театральное. Она готовила с нами театрализованные произведения классиков, и я что-то проигрывал, потом в пионерских лагерях тоже участвовал в капустниках.
Где-то в классе пятом я серьезно захотел быть артистом и... пошел в театральный институт Харькова, заявив: «Хочу стать актером!». На это педагоги мне сказали: «После 11 классов захочешь — приходи, а сейчас вон напротив Дворец пионеров, там есть театр, где дети становятся артистами, а после этого театра приходят к нам».
Я воспользовался советом, меня прослушали и взяли. Драматический кружок назывался «Театр юных». В нем я помню, как играл Паганеля в одном из детских спектаклей, даже фото сохранились. Заканчивая 8 классов, написал сразу в несколько городов, узнавал, где принимают после 8-ми классов — очень мне хотелось учиться на актерском. Ответ пришел из Днепропетровска, Саратова, Иркутска и Нижнего Новгорода, тогда это еще был город Горький. Я решил ехать поступать туда. Естественно, сказал об этом в Театре юных, и меня готовили по чтению басен, стихотворений, ставили вокал. Родители были категорически против, потому что хотели, чтобы я был офицером, однако с неохотой, но согласились.
В Горьком набирали экспериментальную группу после 8-го класса. Из «Театра юных» нас поехало 5 человек, но поступил я один.
Учился там и по основной программе школы, нужно ведь было закончить базу 11 классов, но, самое главное, я познавал мастерство актера: вокал, танцы, русский театр, зарубежный театр.

После окончания училища вы сразу пошли работать?

— По окончании учебы меня пригласили в Горьковский театр комедии, но получилось так, что через 2 месяца я был призван в ряды Советской армии, отслужил, как полагается, 2 года. После армии вернулся в театр, но со временем мне стало скучновато, как таковая режиссура ушла из театра, и что-то не по себе мне там стало. Тогда я вернулся в Харьков.
Братья как раз были в армии, родители одни, и я решил побыть с ними.
Вскоре попал в Харьковский театр юного зрителя, а в 27 лет получил звание Заслуженного артиста Украинской ССР. В это время ко мне пришла известность, я стал играть серьезные роли. Среди самых интересных — Бекперген («Бранденбургские ворота» М. Светлова), Коч- карев («Женитьба» Н.В. Гоголя), Васька Пепел («На дне» М. Горького), Николай Островский («Письма к другу» А. Лиханова, А. Шура), Принц (?) («Свинопас»Т.-Х. Андерсена), Иван («Иван — крестьянский сын» Сударушкина) и другие.

Как вы попали на московскую сцену?

— Случилось так, что однажды я отдыхал в Крыму и там познакомился со студентом из ГИТИСа, мы сдружились, и он сказал, чтобы я обязательно позвонил, если буду в Москве.
Потом поехал в Нижний Новгород, в драматический театр, но случайная встреча с моим старым знакомым на улице изменила мою жизнь. Он тогда стажировался режиссером в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина и сказал мне, что некому играть Карла Мора в «Разбойнике» Шиллера. Благодаря нему я пришел на просмотр, а вскоре был приглашен в труппу Пушкинского театра. Я работал там долго, однажды спектакль с моим участием увидел один из руководителей Малого театра и предложил мне работать там.

Малый театр — это легенда. Легко ли работать в таком месте?

— Скажу честно, такой любви к актеру, как здесь, я нигде не ощущал. Когда я пришел, мне дали роль Мстиславского, за 2 дня (!) нужно было оперативно выучить роль, со мной все время был суфлер, который повторял мне текст, гримировали, одевали, ничего не давали делать, только говорили: «Думайте о роли!». И когда меня привели к актерам, я первый раз должен был выйти на сцену Малого театра, актеры взяли меня под руки и сказали: «Саш, ты первый раз выходишь на эту сцену, не волнуйся, если что-то ты не скажешь, мы за тебя скажем, сцена тебя поддержит. Вперед!» Малый театр овеян легендами, здесь ощущается мощнейшая энергетика драматического искусства. Целых 14 лет я играю здесь и горжусь этим.


Вы сыграли так много ролей. Есть любимая?

— Как говорят актеры, любимая роль — она следующая. 29 мая буду играть в любимом водевиле «Таинственный ящик». Я играю там барона. Он очень любим зрителями. Сегодня играю в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» роль Голутвина. Она небольшая, это одна из моих первых ролей в Малом театре, я ее очень люблю, потому что сегодня она очень узнаваема. Голутвин — журналист. Сегодня Островский очень актуален и современен. В спектакле «Ревизор» играю чиновника почтмейстера, за что получил премию правительства Российской Федерации, я горжусь тем, что у меня есть такая роль.


Что, по вашему мнению, самое сложное в актерской работе?

— Все трудно: и когда костюм первый раз надеваешь, и выход на сцену, и читка текста. Сложно, когда ты получил роль, сжиться с этим героем, сделать так, чтобы роль стала твоей по сердцу. Определенное количество дней ты живешь, как этот герой, и ловишь себя на мысли, какие поступки делаешь, какие жесты и движения. Готовишься к какому- то образу, и это, несомненно, накладывает отпечаток на твое собственное «я». Это нормально. Плохо, когда наоборот — ничего от героя в себе самом не ощущаешь. Моя сложность в том, чтобы эта роль стала моей внутри, чтоб я жил с этим героем на сцене.


Были такие случаи, когда актерские способности помогали в жизни?

— Актерская профессия оставляет отпечаток на индивидуальности. Иногда мы очень эмоционально разговариваем, активно жестикулируем. Бывало, что ГАИ останавливало, и ты понимаешь, что чуть-чуть нарушил, но все же актерство берет свое, ты делаешь наивные глаза и убеждаешь человека так, что он начинает сомневаться — правильно ли он тебя остановил. Ты не обманываешь, а именно убеждаешь человека, что ты первый раз сделал такое нарушение, что неужели нужно обязательно наказывать?! Бывало такое, но вообще это нехорошее качество, когда актер играет в жизни.


Расскажите о своих киноработах...

— Я снимался в сериалах «Трое против всех», «Демидовы», в фильме «Первый конный».
По «Культуре» и по Первому каналу показывали фильм «День и вся жизнь», это моя первая работа в кино. По Распутину «Век живи и век люби» снимал студент, который закончил ВГИК, он пригласил меня. Что касается сегодняшнего дня, то совсем недавно я сыграл небольшую роль в фильме о войне «Белый тигр» Шахназарова. Я рад, что был приглашен на военную картину, у меня папа и дед воевали. Это очень серьезная картина, рад, что меня туда позвали. Недавно еще я снялся в художественном фильме «Шахта», там занято очень много детей.
Однажды мне сказали, что сериал делает популярность, а художественный фильм делает славу, я это запомнил. У нас большие проблемы с художественными фильмами, мало хороших фильмов, очень много зарубежных. Сняться хочется именно в хорошей работе, чтобы было не стыдно.

Кроме актерской деятельности, вы еще депутат муниципального Собрания района Лефортово...

— Все начиналось еще в 90-х годах. Тогда с Солянки мы переехали в Лефортово, я просто пришел к руководителям района (тогда я еще работал в театре Пушкина) и сказал: если я вам нужен, то готов помочь. Меня попросили помочь организовать праздник для жителей, но не просто развлекательную программу, а с историческим, познавательным подтекстом. Мы поработали с ребятами-актерами, я поднял библиотеку, посмотрел, кто жил здесь. Нашли знаменитый Екатерининский дворец, церковь Петра и Павла, построенную батюшкой Петра Первого... В свое время мы выступали с инициативой возрождения Лефортовского парка как исторической жемчужины. Маленький Петр Первый увидел Петергоф именно здесь, когда еще были Голутвинские пруды. Это было здесь, я так думаю, а не в Голландии или Франции.
Из более приземленного — светофор на Солдатской улице, это моя идея, «зебра», чтобы дети могли перейти от кинотеатра «Спутник» к музыкальному колледжу. Одному человеку помог с жильем, но это потому, что я длительное время являюсь депутатом, и меня знают, а я знаю руководство. Депутаты много делают для жителей. Порой эта работа рутинная, мелкая, но необходимая. Мы представляем интересы лефортовцев, и если житель к нам обращается, то стараемся помочь ему всеми средствами.

По каким вопросам обращаются жители?

— По разным вопросам. Иногда люди даже домой приходят. Если говорить о Солдатской и Красноказарменной улицах, то детские площадки там — это наша совместная работа с жителями. По поводу кинотеатра «Спутник» я писал письма, чтобы правительство Москвы как-то поддержало его, реконструировало и сделало Культурным центром. За кинотеатром когда-то было озеро, и я вышел к руководству с предложением сделать там крытый спортивный каток, чтобы наши дети могли там заниматься.


В 2012 году вы отмечаете два личных юбилея, а вся страна живет предвкушением значимой даты — 200-летия Бородинского сражения. Как встретит юбилей старинное Лефортово?

— Есть предложение установить на Госпитальной площади (в сквере между 29-ой больницей и госпиталем Бурденко) памятник русским воинам — героям Отечественной войны 1812 года. Эта идея вышла на уровень правительства Москвы. На этом месте планируется масштабное историческое мероприятие. Конечно же, не останется в стороне от празднования Лефортовский парк. Все библиотеки, школы Лефортово проведут свои локальные мероприятия, чтобы донести до каждого молодого жителя суть исторического события, важность даты и провести параллели с Великой Отечественной войной, а также с днем сегодняшним.

Беседовала Нина ДЕМЕНТЬЕВА
Юго-Восточный Курьер, №14 2012

Дата публикации: 29.05.2012
АЛЕКСАНДР ЕРМАКОВ: «ТАКОЙ ЛЮБВИ К АКТЁРУ, КАК В МАЛОМ ТЕАТРЕ, Я НЕ ОЩУЩАЛ НИГДЕ!»

В этом году актёр Малого театра народный артист Александр Ермаков отметит сразу два юбилея. 29 мая знаменитому жителю нашего округа исполнится 60 лет. Но Александр Юрьевич празднует и 40-летие творческой деятельности.

Александр Юрьевич, в этом году вы отметите 40-летие творческой деятельности. Как вы решили стать актером?

— Надо начать с места моего рождения. Родился я в Белгородской области, село Толоконное. (Тогда я еще не знал, буду ли артистом, но когда пришел в Малый театр, Юрий Соломин, художественный руководитель, спрашивал меня, где я родился, и когда узнал, что недалеко находится деревня Красное, место, где родился Щепкин, родоначальник этого театра, он сказал: «Тогда сам Бог велел тебе работать здесь»). Со временем семья переехала в Харьков. Тогда был Советский Союз, и я учился там в русской школе, хотя и изучал украинский язык. У нас был очень хороший педагог по русскому языку и литературе, который и натолкнул меня на что-то театральное. Она готовила с нами театрализованные произведения классиков, и я что-то проигрывал, потом в пионерских лагерях тоже участвовал в капустниках.
Где-то в классе пятом я серьезно захотел быть артистом и... пошел в театральный институт Харькова, заявив: «Хочу стать актером!». На это педагоги мне сказали: «После 11 классов захочешь — приходи, а сейчас вон напротив Дворец пионеров, там есть театр, где дети становятся артистами, а после этого театра приходят к нам».
Я воспользовался советом, меня прослушали и взяли. Драматический кружок назывался «Театр юных». В нем я помню, как играл Паганеля в одном из детских спектаклей, даже фото сохранились. Заканчивая 8 классов, написал сразу в несколько городов, узнавал, где принимают после 8-ми классов — очень мне хотелось учиться на актерском. Ответ пришел из Днепропетровска, Саратова, Иркутска и Нижнего Новгорода, тогда это еще был город Горький. Я решил ехать поступать туда. Естественно, сказал об этом в Театре юных, и меня готовили по чтению басен, стихотворений, ставили вокал. Родители были категорически против, потому что хотели, чтобы я был офицером, однако с неохотой, но согласились.
В Горьком набирали экспериментальную группу после 8-го класса. Из «Театра юных» нас поехало 5 человек, но поступил я один.
Учился там и по основной программе школы, нужно ведь было закончить базу 11 классов, но, самое главное, я познавал мастерство актера: вокал, танцы, русский театр, зарубежный театр.

После окончания училища вы сразу пошли работать?

— По окончании учебы меня пригласили в Горьковский театр комедии, но получилось так, что через 2 месяца я был призван в ряды Советской армии, отслужил, как полагается, 2 года. После армии вернулся в театр, но со временем мне стало скучновато, как таковая режиссура ушла из театра, и что-то не по себе мне там стало. Тогда я вернулся в Харьков.
Братья как раз были в армии, родители одни, и я решил побыть с ними.
Вскоре попал в Харьковский театр юного зрителя, а в 27 лет получил звание Заслуженного артиста Украинской ССР. В это время ко мне пришла известность, я стал играть серьезные роли. Среди самых интересных — Бекперген («Бранденбургские ворота» М. Светлова), Коч- карев («Женитьба» Н.В. Гоголя), Васька Пепел («На дне» М. Горького), Николай Островский («Письма к другу» А. Лиханова, А. Шура), Принц (?) («Свинопас»Т.-Х. Андерсена), Иван («Иван — крестьянский сын» Сударушкина) и другие.

Как вы попали на московскую сцену?

— Случилось так, что однажды я отдыхал в Крыму и там познакомился со студентом из ГИТИСа, мы сдружились, и он сказал, чтобы я обязательно позвонил, если буду в Москве.
Потом поехал в Нижний Новгород, в драматический театр, но случайная встреча с моим старым знакомым на улице изменила мою жизнь. Он тогда стажировался режиссером в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина и сказал мне, что некому играть Карла Мора в «Разбойнике» Шиллера. Благодаря нему я пришел на просмотр, а вскоре был приглашен в труппу Пушкинского театра. Я работал там долго, однажды спектакль с моим участием увидел один из руководителей Малого театра и предложил мне работать там.

Малый театр — это легенда. Легко ли работать в таком месте?

— Скажу честно, такой любви к актеру, как здесь, я нигде не ощущал. Когда я пришел, мне дали роль Мстиславского, за 2 дня (!) нужно было оперативно выучить роль, со мной все время был суфлер, который повторял мне текст, гримировали, одевали, ничего не давали делать, только говорили: «Думайте о роли!». И когда меня привели к актерам, я первый раз должен был выйти на сцену Малого театра, актеры взяли меня под руки и сказали: «Саш, ты первый раз выходишь на эту сцену, не волнуйся, если что-то ты не скажешь, мы за тебя скажем, сцена тебя поддержит. Вперед!» Малый театр овеян легендами, здесь ощущается мощнейшая энергетика драматического искусства. Целых 14 лет я играю здесь и горжусь этим.


Вы сыграли так много ролей. Есть любимая?

— Как говорят актеры, любимая роль — она следующая. 29 мая буду играть в любимом водевиле «Таинственный ящик». Я играю там барона. Он очень любим зрителями. Сегодня играю в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» роль Голутвина. Она небольшая, это одна из моих первых ролей в Малом театре, я ее очень люблю, потому что сегодня она очень узнаваема. Голутвин — журналист. Сегодня Островский очень актуален и современен. В спектакле «Ревизор» играю чиновника почтмейстера, за что получил премию правительства Российской Федерации, я горжусь тем, что у меня есть такая роль.


Что, по вашему мнению, самое сложное в актерской работе?

— Все трудно: и когда костюм первый раз надеваешь, и выход на сцену, и читка текста. Сложно, когда ты получил роль, сжиться с этим героем, сделать так, чтобы роль стала твоей по сердцу. Определенное количество дней ты живешь, как этот герой, и ловишь себя на мысли, какие поступки делаешь, какие жесты и движения. Готовишься к какому- то образу, и это, несомненно, накладывает отпечаток на твое собственное «я». Это нормально. Плохо, когда наоборот — ничего от героя в себе самом не ощущаешь. Моя сложность в том, чтобы эта роль стала моей внутри, чтоб я жил с этим героем на сцене.


Были такие случаи, когда актерские способности помогали в жизни?

— Актерская профессия оставляет отпечаток на индивидуальности. Иногда мы очень эмоционально разговариваем, активно жестикулируем. Бывало, что ГАИ останавливало, и ты понимаешь, что чуть-чуть нарушил, но все же актерство берет свое, ты делаешь наивные глаза и убеждаешь человека так, что он начинает сомневаться — правильно ли он тебя остановил. Ты не обманываешь, а именно убеждаешь человека, что ты первый раз сделал такое нарушение, что неужели нужно обязательно наказывать?! Бывало такое, но вообще это нехорошее качество, когда актер играет в жизни.


Расскажите о своих киноработах...

— Я снимался в сериалах «Трое против всех», «Демидовы», в фильме «Первый конный».
По «Культуре» и по Первому каналу показывали фильм «День и вся жизнь», это моя первая работа в кино. По Распутину «Век живи и век люби» снимал студент, который закончил ВГИК, он пригласил меня. Что касается сегодняшнего дня, то совсем недавно я сыграл небольшую роль в фильме о войне «Белый тигр» Шахназарова. Я рад, что был приглашен на военную картину, у меня папа и дед воевали. Это очень серьезная картина, рад, что меня туда позвали. Недавно еще я снялся в художественном фильме «Шахта», там занято очень много детей.
Однажды мне сказали, что сериал делает популярность, а художественный фильм делает славу, я это запомнил. У нас большие проблемы с художественными фильмами, мало хороших фильмов, очень много зарубежных. Сняться хочется именно в хорошей работе, чтобы было не стыдно.

Кроме актерской деятельности, вы еще депутат муниципального Собрания района Лефортово...

— Все начиналось еще в 90-х годах. Тогда с Солянки мы переехали в Лефортово, я просто пришел к руководителям района (тогда я еще работал в театре Пушкина) и сказал: если я вам нужен, то готов помочь. Меня попросили помочь организовать праздник для жителей, но не просто развлекательную программу, а с историческим, познавательным подтекстом. Мы поработали с ребятами-актерами, я поднял библиотеку, посмотрел, кто жил здесь. Нашли знаменитый Екатерининский дворец, церковь Петра и Павла, построенную батюшкой Петра Первого... В свое время мы выступали с инициативой возрождения Лефортовского парка как исторической жемчужины. Маленький Петр Первый увидел Петергоф именно здесь, когда еще были Голутвинские пруды. Это было здесь, я так думаю, а не в Голландии или Франции.
Из более приземленного — светофор на Солдатской улице, это моя идея, «зебра», чтобы дети могли перейти от кинотеатра «Спутник» к музыкальному колледжу. Одному человеку помог с жильем, но это потому, что я длительное время являюсь депутатом, и меня знают, а я знаю руководство. Депутаты много делают для жителей. Порой эта работа рутинная, мелкая, но необходимая. Мы представляем интересы лефортовцев, и если житель к нам обращается, то стараемся помочь ему всеми средствами.

По каким вопросам обращаются жители?

— По разным вопросам. Иногда люди даже домой приходят. Если говорить о Солдатской и Красноказарменной улицах, то детские площадки там — это наша совместная работа с жителями. По поводу кинотеатра «Спутник» я писал письма, чтобы правительство Москвы как-то поддержало его, реконструировало и сделало Культурным центром. За кинотеатром когда-то было озеро, и я вышел к руководству с предложением сделать там крытый спортивный каток, чтобы наши дети могли там заниматься.


В 2012 году вы отмечаете два личных юбилея, а вся страна живет предвкушением значимой даты — 200-летия Бородинского сражения. Как встретит юбилей старинное Лефортово?

— Есть предложение установить на Госпитальной площади (в сквере между 29-ой больницей и госпиталем Бурденко) памятник русским воинам — героям Отечественной войны 1812 года. Эта идея вышла на уровень правительства Москвы. На этом месте планируется масштабное историческое мероприятие. Конечно же, не останется в стороне от празднования Лефортовский парк. Все библиотеки, школы Лефортово проведут свои локальные мероприятия, чтобы донести до каждого молодого жителя суть исторического события, важность даты и провести параллели с Великой Отечественной войной, а также с днем сегодняшним.

Беседовала Нина ДЕМЕНТЬЕВА
Юго-Восточный Курьер, №14 2012

Дата публикации: 29.05.2012