СЕРГЕЙ ПОТАПОВ
СЕРГЕЙ ПОТАПОВ
Очерк Елены Микельсон из серии «Библиотека Малого театра». М., 2008.
Он родился в один день с Александром Абдуловым, но на 29 лет позже. Все же не только этот звездный момент роднит его с замечательным артистом. И дело даже не во внешних данных, хотя они, безусловно, хороши. В Сергее Потапове есть что-то от молодого Абдулова — очень ранимое, светлое, солнечное, подкупающее своей чистотой и очаровывающее с первого взгляда.
Сергей Потапов родился в Москве. Родители закончили Бауманский институт. Папа — военный. Мама по своей природе натура артистическая, и «художественная жилка» в сыне именно от нее. В шесть лет Сережа начал заниматься по классу танца — конечно, по инициативе мамы, в детском балете «Останкино» при Большом Детском Хоре под руководством Виктора Попова. Шесть лет Сергей стоял у балетного станка и самозабвенно исполнял танцы народов мира. С детской балетной труппой он объездил многие страны. Сейчас Сергей жалеет, что оставил занятия танцем. С не меньшим азартом он увлекался футболом, профессиональным хоккеем, а в последних классах школы — боксом. Вспоминая детские годы, Сергей не скрывает, что относился к школьным дисциплинам без особого трепета—учился плохо, чем доставлял немало хлопот родителям. Даже был оставлен на второй год, но в этом эпизоде биографии Потапова сегодня проглядывается некий положительный момент. Родителям пришлось перевести Сергея в другую школу. Это была не рядовая, а школа с театральным уклоном. Началась совершенно другая жизнь — Сергею вдруг стало интересно. Новая школа отличалась удивительно радостной атмосферой творчества и праздника. Душа и автор этой атмосферы — Ирина Станиславовна Козлова—заместитель директора по воспитательной работе, режиссер по образованию, открыла Сергею мир театра. О ней — самые дорогие его воспоминания. С ее именем связан и первый сценический успех юного артиста. Для выпускного вечера Ирина Станиславовна поставила музыкальное представление — джазовую композицию по сюжетам из американских фильмов. И первый «школьный» театр Потапова стал финалом того, что Сергей влился в тысячную толпу абитуриентов театральных училищ. Под руководством любимого педагога, выучив за ночь басню, стихи и прозу, он отправился в ГИТИС. Набирал курс Борис Афанасьевич Морозов. Не выспавшийся, «зеленый» абитуриент, с гитарой, ботинками для степа и магнитофоном выглядел не слишком привлекательно, тем более что на второй строчке Сергей вдруг забыл и басню, и прозу. Морозов не принял его на свой курс, но через несколько лет Потапов взял реванш за свой тогдашний провал. После окончания театрального училища Сергей подыгрывал своему сокурснику Ивану Колесникову, который показывался в Центральный театр Российской Армии. Играли чеховскую «Хирургию». Увидеть хохочущего Морозова, безусловно, было «подарком» для начинающего артиста, а Борис Афанасьевич смеялся потрясающе: то нагибался от изнеможения под стол, то стучал по нему руками.
Но вернемся к неудачливому абитуриенту. В тот год Потапов оказался среди тех талантов, которых не разглядели с первого раза экзаменаторы. Причем Сергея не разглядели и педагоги Щукинского училища — Родион Овчинников и Павел Любимцев. Печальный опыт поступления не разочаровал
Сергея, к тому времени он уже заболел театром. Сергей поступил на экономический факультет, но специальность «Финансы и кредит» его не вдохновляла. Тем более что математика для него всегда была «адом», да и все другие предметы его мало интересовали. Весь год Потапов с восторгом смотрел спектакли щукинцев. И, завидуя избранным счастливчикам, думал, неужели он никогда не попадет в этот прекрасный мир. Через год, подготовившись все с той же Козловой, Сергей снова штурмовал все театральные школы. И, наконец, ему повезло. Потапов поступил в Щепкинское училище, на курс Виктора Коршунова, — одного из лучших педагогов Москвы, учителя Станислава Любшина, Эдуарда Марцевича, Людмилы Поляковой, Василия Бочка- рева, Валерия Баринова, Александра Домогарова, Игоря Петренко, Марата Башарова и многих других наших известных актеров. Несбыточная мечта вдруг стала реальностью. От студенческих лет осталось ощущение какого-то безоблачного счастья, свалившегося на него. Его пестовала замечательная «команда» педагогов: Александр Коршунов, Наталья Петрова, Владимир Сулимов, Лариса Гребенщикова, Наталья Шаронова, Марина Никольская, Нелли Ильина, Александр Шуйский и многие другие. Все очень разные, очень требовательные. И от каждого Потапов получал нечто новое, индивидуальное. А во главе — Виктор Иванович Коршунов, владеющий мхатовской и щепкинской школой, замечательно их соединяющий, сумевший подобрать сильную педагогическую команду, в которой каждый — ярко одаренная личность.
Мои учителя и сегодня для меня• - непререкаемые авторитеты. С первого дня в училище я понимал, какие у никальные педагоги обучают меня профессии, приобщают к настоящей русской театральной школе.
Одна Наталья Васильевна Шаронова — педагог по сценической речи — чего стоила! Многие «народные» обязаны ей тем, что стали актерами. Сергей вспоминает о Шароновой с теплотой и любовью, не только как о блистательном педагоге, но и о человеке невероятной красоты и душевной щедрости. С Натальей Васильевной ему хотелось делиться сокровенным.
Шаронова раскрывала индивидуальность студента, очень точно подбирая каждому из них определенный материал. Именно Наталья Васильевна привила молодому Потапову любовь к поэзии, к литературе.
В 2004 году на VII Всероссийском межвузовском конкурсе артистов-чте- цов имени Я. Смоленского, который проводился в Щукинском училище, Потапов получил I премию.
Это заслуга Натальи Васильевны. Она подобрала мне трагический ?ю своей сути отрывок из Виктора Астафьева «Прокляты, убиты...». После конкурса ко мне подошел Павел Любимцев и поздравил меня. Я напомнил ему о своей неудачной• попытке поступления в «Щуку» и сказанные им слова: «Поете вы хорошо, но вот читаете, конечно...»
Теперь правда восторжествовала — «Щука» была побеждена студентом- «щепкинцем»!
Первым человеком, поверившим в Потапова, был актер, режиссер Малого театра, педагог Александр Коршунов.
Вышло так, что на первом туре прослушиваний в училище Сергей попал ко мне. Я хорошо помню нашу встречу - Потапов пришел с гитарой. В Сергее привлекали какая-то трогательность, обаянш молодости, юмор и невероятный темперамент. В нем - соединение ребяческого и в то же время, мужского начала. Мы его приняли. Сергей, прежде всего, одаренный человек, очень самостоятельный, с колоссальной энергией. В нем есть азарт, а главное, содержание свое-человеческое, личностное во всем, что он делает. Сергей чувствует характер персонажа, которого играет. В дипломных спектаклях Потапов выпускался в ролях очень разных: Труффальдино в «Слуге двух господ», Чебутыкина в «Трех сестрах», начальника станции в «Безымянной звезде» и в «Грозе» (которую я поставил) Шапкина. Хотя роль небольшая, но в исполнении Потапова была заметна и важна для спектакля.
Виктор Иванович Коршунов — актер, генеральный директор Малого театра, педагог с более чем полувековым стажем, не устает повторять своим студентам: в первую очередь надо быть честными и порядочными людьми. Интересы искусства — превыше всего. У Виктора Ивановича Коршунова феноменальная работоспособность. Потапов также не мыслит себя без работы, и эта одержимость профессией, безусловно, от педагога.
Мы, все прошли коршуновскую школу, воспитывались на ее устоях, на ее дисциплине. Коршунова очень боялись - он порой строг со студентами. Виктор Иванович боролся с нашей ленью, неуверенностью в себе, упрекал в несобранности, благодаря чему мы учились не сдаваться, идти вперед. Но с нашим курсом Коршунов был все-таки мягче - может быть, потому что его внучка Клава училась на нашем курсе... Для Виктора Ивановича всегда важно создать союз единомышленников, семью, в которой все любят друг друга. Не случайно «кор- шуновцы» разных выпусков каждый год 7 сентября собираются на День курса. Для меня это не просто праздник и встреча с родными, близкими людьми, а некий творческий заряд. Как только входишь в наш институтский дворик - сразу попадаешь в другой мир, абстрагируешься от ненужной суеты, от сумасшедших ритмов нашей жизни. Курс у нас бьи замечательный. И все до одного распределись в самые лу чшие московские театры...
Существует такое понятие, как «щепкинец». Щепкинское училище — предмет мечтаний многих абитуриентов, жаждущих стать актерами. Чем его выпускники отличаются от выпускников других театральных институтов?
Дело в том, что наше училище дает не только актерское образование, но занимается воспитанием человека. Кроме того, что ребята приобретают навыки актерской профессии, они еще обучаются• и этическим нормам поведения. «Щепкинцы» интеллигентны, немного лиричны и актерски сильны. Достаточно только вспомнить и выпускников Виктора Ивановича, и такие имена, как Инна Чурикова, Олег Даль, Олег Меньшиков... В «Щепке» особая аура, которая поддерживается старейшими педагогами. Сегодня, когда жизнь стала зависеть от, власти денег, стала более коммерциализирована (но речь не о коммерческих курсах, они у нас тоже есть), смещаются все грани нравственности, морали, духовности - «Щепка» держится и не «прогибается» под временем.
У студентов-щепкинцев существует такая легенда: под памятником Щепкина, находящемся во дворике училища, находится клад, и каждый его поворот — это поворот ключа. Вращая памятник, как колесо Фортуны, когда- нибудь кому-то повезет, он совершит последний поворот и достанет клад. Красивая легенда, в которую мало кто верит, но каждый год выпускники дружно наваливаются всем курсом и поворачивают Михаила Семеновича Щепкина. А ваш курс памятник Щепкину поворачивал?
Поворачивали. Долгие годы это было традицией, но после несчастных случаев, травм Борис Николаевич Любимов -ректор училища, запретил опасное мероприятие.
Еще на 4-м курсе училища Потапов сыграл на сцене Малого театра своего молодого купчика Андрея Титыча в спектакле «День на день не приходится». Выбрал Сергея среди выпускников училища режиссер спектакля Александр Коршунов, точно угадав главного героя пьесы в начинающем артисте Потапове. Пьесы с таким названием у А.Н. Островского нет — переименованию подверглись сцены из московской жизни «Тяжелые дни», с небогатой сценической историей. Купеческое семейство Брусковых — Тит Титыч, которого сочно, подробно, с юмором играл Виктор Андреевич Борцов и его сын Андрей — лица, перекочевавшие из пьесы «В чужом пиру похмелье». Режиссер поменял в своей постановке акценты: не гроза домочадцев самодур Тит Титыч, а молодая пара любящих сердец Андрей и Саша (О.Жевакина) — становятся центром спектакля. «День на день не приходится» — настоящая комедия — легкая, с юмором, в которую органично вплетаются музыка М.Глинки, русские романсы, песни и танцы, дающие возможность актерам продемонстрировать свои возможности, что полностью вписывается в озорной спектакль Александра Коршунова. И здесь грех было не использовать танцевальные способности Потапова, которые сразу оценил балетмейстер спектакля Антон Лещинский. В любовном объяснении Андрея и Сашеньки персонажам иногда недостает слов, и вот тут-то на помощь приходит язык музыки и танца — один из лучших моментов спектакля. А прыжок Потапова в фантастическом камаринском, когда актер будто зависает над сценой, напоминает «номер», сродни тому, что в старом русском театре назывался «на аплодисменты». Андрей Потапова обаятелен своей искренностью, пылкостью чувств и неистовым темпераментом. Главное в даровании молодого артиста — радость сценического существования, радость, мгновенно заражающая зрительный зал.
Это первая любовь в жизни моего героя. Он испытывает абсолютное сумасшествие от ее прихода и то же время настоящий испуг перед новым чувством. Александр Викторович поставил передо мной задачу не только суметь искренне погрузиться в воспоминания о своей первой любви, но и заново пережить ее. Он всегда говорит нам, что Островского надо играть с шекспировскими страстями, с полной самоотдачей. Для меня роль Андрея Титыча - нелегка, до сих пор играя ее (уже 5-й сезон), я чувствую себя студентом. На каждом спектакле не знаю, родится ли образ, пойдет ли роль? Я как бы мысленно делю ее - до моего танца и после танца. Главное для меня - всю «кардиограмму» роли достоверно прочитать и донести до зри теля - до танца, а дальше уж...
Роль Андрея Титыча принесла Сергею любовь зрителей и театральный приз. Он стал лауреатом I премии «Московские дебюты». Андрея Брускова Потапов сыграл на премьере и до сих пор является бессменным исполнителем этой роли. В 2004 году Сергея Потапова приняли в труппу Малого театра —эта роль стала сценическим дебютом артиста.
К тому времени Малый театр для меня был родным домом. Студентом училища я играл в массовках на этой сцене и в «Царе Петре и Алексее», и в «Пучине» рядом с такими потрясающими актерами, как Виктор Иванович Коргиуиов, как Василий Иванович Бочкарев. Мы обожали эти спектакли. А как по-доброму, тепло приняли меня - студента! - мои партнеры по спектаклю «День на день не приходится»: Виктор Андреевич Борцов, Александр Викторович Коршунов, Владимир Алексеевич Дубровский, Женя Дмитриева, Егор Дронов, Вася Дахненко.
Для молодых очень важно, с кем они общаются по жизни, — рост человеческий, актерский происходит не только на сцене или на съемочной площадке. Сергею Потапову повезло: он подружился с Виктором Андреевичем Борцовым. Виктор Андреевич был магически притягателен как человек, влюбленный в театр и передающий эту любовь другим. Увлеченность театром, профессией роднила начинающего артиста и известного мастера. Обоим актерам близки те роли, в которых они могут быть и смешными, и трогательными. Борцов и в жизни — не только на сцене или на экране был человеком невероятной естественности. Он умел сразу разрушить стену между собой и младшим по возрасту собеседником.
Однажды после спектакля я сделал ему какое-то замечание по роли, все актеры замерли, а Виктор Андреевич мягко сказал.: «Если ты так говоришь, значит, это и буду делать». На спектакле «День на день не приходится» герои прямо на сцене раскладывают яблоки, таким образом определив позиции свои и «противника» - Тит Титыча. Борцов удивился: «Зачем яблоки на полу, не надо этого делать». Я ему объяснил, что это момент почти фасмагорический, поэтому и производят расстановку сил, раскладывая яблоки, почти как Чапаев в фильме - картошку. И Виктор Андреевич сдался.
Последние годы Борцов болел, в театр уже не приходил. Но у всех были свои дела, своя жизнь. Сергей дружил с Виктором Андреевичем до самого его конца и был связующей нитью актера с родным театром. Борцов привязался к нему. Может быть, это делало его жизнь светлее.
В спектакле «Свои люди — сочтемся» (режиссер А. Четверкин) Борцов опять был рядом. Виктор Андреевич играл московского купца Самсона Силыча Болыцова, на подлостях и обмане ведущего свое дело. Менее выразительную роль, но интересно и убедительно сыграл — мальчика в доме Большовых — Тишку Сергей Потапов. Стоит только вспомнить, как ворует он по рубликам и «гривенникам» прямо из кассы, и с какой радостью подсчитывает собранное. Его герой еще молод, но вслед за поколением Большова растет новый мошенник — уже ощутивший сладостный трепет накопления денег.
Потапов рано начал сниматься в кино. На 3-м курсе Сергей снялся в фильме Виталия Воробьева «Неслужебное задание». Действие фильма происходит после войны на территории Чехии. Германия капитулировала, но в тылу Советской Армии еще продолжали сопротивляться разрозненные фашистские отряды. Рядовая погоня превращается в смертельную схватку, и герой Потапова погибает.
Мне очень дорога тема Великой Отечественной войны, она близка мне и как человеку и как артисту. Мой дед воевал. Эта тема волнует, по-особому что-то внутри затрагивает. Для меня главное, чтобы была интересная роль в достойном проекте. Xалтуры я не приемлю.
70-летие трагического 1937 года было отмечено на телевидении показом экранизации знаменитой повести Юрия Трифонова «Дом на набережной» (режиссер Аркадий Кордон). Потапов сыграл в телесериале Левку Шулепникова. Для нескольких поколений проза Юрия Трифонова была абсолютным откровением, прорывом к новому качеству литературы, которая в те времена совсем не приветствовалась властью. Мрачная громада на набережной стала символом сломанных судеб и погубленных душ. Высокопоставленные обитатели поголовно превращались в жертвы сталинских репрессий, а их дети бесследно исчезали вслед за своими родителями. Фильм рассказывает о судьбах Шулепникова и его ровесников, в первый год войны только оканчивающих школу и живущих в доме на Берсеневской набережной. Молодые актеры достойно и убедительно сыграли свои роли. Молодежь в фильме поддерживала очень сильная актерская группа старшего поколения: Алексей Петренко, Валерий Ивченко, Ирина Купченко, Ольга Яковлева. Эта перекличка поколений была очень важна для молодых исполнителей.
В этом доме были и детский сад, и магазин, и парикмахерская, и свой кинотеатр: «Ударник». Счастливец, получивший право жить в нем, получал все - от салфеток до посуды из серебра и фарфора. Ставились и прослушивающие устройства. Сейчас жена Трифонова Ольга Романовна создала здесь музей. Мы побывали в нем - он расположен в квартире охранника, и его экспонаты отражают далекую от нас атмосферу 30-х годов. Именно о страхе, о неуверенности в завтрашнем дне написал. Трифонов в своей повести. Я уже знал об этом времени по рассказам Натальи Васильевны Шароновой. Подлость и предательство, закамуфлированные под чувство долга, «стукачество» как непреложный фактор камерного роста трагически изломали судьбы наших героев - моего Шулепникова, главного героя Глебова, которого играл Иван Стебунов и других. Шулепников - сложный, противоречий образ, но он мне близок. Трудность состояла еще и в том, что я должен был сыграть большой временной промежуток - в начале фильма моему герою, «царствующему» среди одноклассников, 17 лет, а в конце - спившемуся, буквально опустившемуся на «дно» Шулепникову 47 лет. Но тем не менее он сохранил какие-то нравственные устои и пытается противостоять времени тем, что работает сторожем на кладбище. «Дом на набережной » - сильнейшая драматургия, трагическая. тема, а снимали в сериальном режиме: заказ фильма был на четыре серии, продюсеры у трамбовали его в две.
Сергей Потапов снялся и в фильмах Александра Зельдовича «Мишень», в сериале «Юнкера» Игоря Черницкого, в «Завтрашние заботы» Александра Ара- вина. Несмотря на работу в кино и телепроектах, Сергей не рвется в сериальное «мыло» и дорожит своим главным призванием — артиста театрального. И своим Домом — Малым театром, который надежно защищает от всех треволнений и пошлостей нашего времени в искусстве. А то, что Малый театр оказался целиком приверженным классике, еще больше привлекает молодого артиста, так как есть повод для серьезного и поэтического разговора о жизни. Постепенно, но верно Сергей Потапов обретает на сцене актерскую свободу.
Потапов вошел в репетиции спектакля «Бедность не порок» не с самого начала, - рассказывает режиссер Александр Коршунов, - но через пару репетиций уже знал текст, мизансцены.. И на премьере сыграл своего Гришу Разлюляева не только с актерским куражом, но и наполнил весь спектакль той необходимой энергией., азартом, наделил какой-то новой краской во многом, обеспечив успех своих партнеров и всего спектакля в целом. Его герой обаятелен, заметен и составляет часть души спектакля.
Режиссер спектакля «Бедность не порок» воскресил на сцене святочный мир старой Руси, расцвеченный песнями, плясками, колядками и ряжеными. Простодушно-наивный лубок, но наполненный удивительной поэтической стихией, обаянием актеров и мягким юмором. Молодежь Малого лихо, зажигательно, достаточно профессионально наравне с артистами ансамбля «Сирин» (под руководством А.Котова) исполняют песни и танцы. Но в столь слаженном ансамбле (в освоении замысловатой, предложенной балетмейстером А. Лещинским хореографии) можно выделить и солиста — Сергея Потапова в роли Гриши Разлюляева — юного купчика, сына богатого отца — разудалого, бесшабашного гуляки. Он искрометно танцует. А как поет! Его герой удивительно естественный до детскости: то отчаянно веселый, заводной, а то вдруг нахлынет грусть-тоска и, как в типичной русской комедии, — смех порой звучит сквозь слезы...
Потапова привлекает роль Кая в «Снежной королеве» — сказке X. Андерсена переложенной для театра Е. Шварцем — самом посещаемом спектакле для детей.
Эта роль небольшая, но сколько сил она уносит. Это удивительное ощущение - играть для маленьких зрителей - в тебе вдруг просыпается дух детства.
Дети - самые удивительные зрители, с какой благодарностью они тебя ждут, верят в чудеса, происходящие на сцене. Но
обмануть их нельзя. Надо играть только «всерьез».
Сегодня Потапов репетирует у режиссера Адольфа Шапиро в горьковских «Детях солнца» Мишу. Его герой — циничен, нагл, бездушен, энергично-деловит. Его смышленость и кипучая предприимчивость так сродни сегодня некоторым жизненным персонажам.
Мой герой мне совершенно чужд - жесткий, бездуховный, без всякой морали. Я первый раз встречаюсь с Горьким-драматургом, и роли такого плана не играл. Шапиро замечательный режиссер, все актеры, занятые в спектакле, работают с ним с удовольствием. В его режиссерском разборе пьесы все осязаемо, понятно, современно: расслоение общества и соответственно складывающиеся нелицеприятные отношения между людьми...
Сергей Потапов преподает в Щепкинском училище сценическую речь вместе с заведующей кафедрой Нелли Андреевной Ильиной. Это удивительное дело, которое прежде всего надо любить. Виктор Иванович Коршунов одобрил желание молодого актера идти в педагогику: «Сохранишь актерскую форму, да и не нужно отрываться от своей alma mater».
Я очень хорошо понимаю, какая на мне лежит ответственность - понять и найти подход к каждому студенту. Раскрыть его индивидуальность, заинтересовать, увлечь работой. Губительно, когда человек идет в педагогику для самовыражения - прежде всего надо забыть себя и думать только о своих студентах. На спектаклях в училище я волнуюсь за них больше, чем когда сам играю в театре. И если мои студенты добиваются успеха - для меня это большое счастье.
Александр Коршунов говорит о Потапове:
Сергей удивительно добрый, отзывчивый, неравнодушный человек. Он увлечен педагогической работой в училище. У него, безусловно, есть к этому способности. И, наверное, в силу своей одаренности, человеческой порядочности, собранности, у Сергея есть умение построить и организовать работу с ребятами. И общается он с ними на равных, тень тепло, душевно, но в то же время уважительно и серьезно. Потапов очень самобытный актер, он одинаково может быть на сцене лирическим героем и так же убедительно играть характерные роли. Мне кажется, что у него есть будущее и в Малом театре и в кино.
Дата публикации: 29.05.2012