Представляем участников Фестиваля Союза театров Европы
«ДИБУК»: ИСТОРИЯ ОБ ОТСУТСТВИИ
Рассказывает режиссёр-постановщик спектакля Сотирис Хатзакис
Ролик спектакля на YouTube
Юноша и девушка страстно любят друг друга. Они хотят соединить свои судьбы, в чем еще раньше поклялись их родители. Но клятва нарушена и юноша умирает от горя, а его неуспокоившаяся душа вселяется в тело любимой и не хочет его покидать, нарушая все законы, разделяющие живых и мертвых.
Так начинается история о Дибуке. История, которая скорее повествует о драматичном присутствии любви и Бога, а не о трагическом их отсутствии.
Рождаясь, существо (человек) приходит в мир бытия, а теряя смысл своего существования, движется к греху. В какой-то момент к нему придет осознание утраты, он испытает ностальгию по невинности и возжелает разрушения, чтобы возвратиться в абсолютное небытие, в ничто, в божественную пустоту, которая, как бы освободившись в наше отсутствие вновь распространяется в ее гармоничном единстве. В этом и заключается та тайна, которая будоражила на протяжении веков человеческий разум от Эдипа и Иовы до Стриндберга, Кафки и Беккета. Определенным образом это чувствуется и в греческих песнях-плачах и в иступленных пассах шаманов, и в скорбных ритуальных кружениях восточных дервишей, и ночных христианских молитвах, и в историях заветной радости хасидской Каббалы.
Таким образом, чем дальше от нас Бог, тем больше возрастает религиозность нашего существования, потому что мы становимся уязвимыми перед одиночеством и отчаянием. Именно в таком ключе я воспринимаю любовь Ханаана и Леи в пьесе «Дибук», как некое рыдание и скорбь по отсутствию Бога. Но может, умирает не любовь как таковая, а её проявление? Тогда любовь оплакивает саму себя, как в «Конце игры» у Беккета ребенок, который смотрит на свой пупок? Пусть актеры все это послушают и сразу же забудут. А вспоминают только для того, чтобы поведать нам эту еврейскую повесть о Ромео и Джульетте, в той её полноте, какой породил иудейский мистицизм и Каббала. Надеюсь, то состояние экстаза, которого требует обряд, посетит души актеров во время представления.
Я благодарю Брюса Майера за ценнейшее общение, а также Стефаноса Розаниса за разъяснение кабалистического содержания текста пьесы. И наконец, пожелаю зрителям почувствовать сердцем то, что не будет понято разумом, потому что Бог и любовь, равно как и их отсутствие, рождаются и расцветают внутри нас, в наших душах.
Сотирис Хатзакис
Сотирис Хатзакис – режиссёр, с 2009 года художественный руководитель Национального театра Северной Греции. Среди постановок: «Локсантра» М.Иорданиду (совм. с театром «Вассилико», 2010), «Ахарняне» Аристофана (совм. с Открытым театром в Дельфах, 2010), «Кавказский меловой круг» Б.Брехта (2008), «Лягушки» Аристофана (совм. с Театром «Дассус» — лесным театром города Салоники, 2003) и др.