«НЕВЫДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ»
«НЕВЫДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ»
Татьяна Панкова. «Моих друзей заветных имена...» (Мозаика воспоминаний). — М.: Издание Малого театра, 2012. — 376 е.: ил. — 1000 экз.
«Hac с тобой только двое осталось оттуда, из прежнего Малого театра», — почему-то именно этой фразой Николая Александровича Анненкова, которую он периодически адресовал Татьяне Панковой, захотелось начать разговор о книге Татьяны Петровны. Может, потому, что сейчас эта фраза звучит как-то особенно горько. Так как сегодня эта «Атлантида», именуемая «старым Малым театром», и вовсе канула в Лету. Ведь уже нет ни Анненкова, скончавшегося осенью 1999 года, ни Панковой, ушедшей в июле 2011-го. И—увы, не дожившей до выхода своих мемуаров, справедливости ради стоит заметить, не написанных актрисой, а «надиктованных» ею старшему научному сотруднику творческо- исследовательской части Малого театра Елене Микельсон.
Поэтому и жанр настоящих воспоминаний, названием для которых послужила строка Анны Ахматовой, хочется определить как «невыдуманные рассказы» (встречающееся в тексте выражение самой Татьяны Петровны). К тому же и каждый новый раздел этой книги — не «глава», а именно «рассказ», что способно создать атмосферу некоей беседы автора с читателем. Беседы очень доверительной, по ходу которой мы узнаём немало интересных подробностей долгой, почти вековой, чрезвычайно содержательной жизни Панковой. О богатых трагическими и позитивными событиями её детства и юности, прошедших в городе на Неве. Об «интеллигентной и дружной семье» актрисы. О маме — Зинаиде Чижовой, известном математике, об отце — Петре Панкове, крупном инженере-технологе, который и привил Татьяне Петровне и другим своим детям — Василию, Павлу и Нине — актёрскую жилку, всё, даже чтение обыкновенной сказки, превращая в маленький спектакль. Правда, он был против того, чтобы Татьяна Петровна поступала в театральный институт, заставив дочь получить серьёзный диплом физико-математического факультета Ленинградского университета. Математическое образование пригодилось Панковой в актёрской деятельности, помогая ей расставлять логически точные акценты в «партитурах» классических ролей.
А последние, как не трудно догадаться, преобладали в «послужном списке» Татьяны Петровны. Она же — воспитанница Школы Малого театра, без малого семьдесят лет выходившая на подмостки единственного в её биографии Дома Островского.
О своём театральном доме Панкова поведала нам с любовью и нежностью, однако позволила себе и критические замечания в адрес Малого театра, где, по мнению Татьяны Петровны, было немало негатива, но при этом неизменно творилось высокое искусство.
И Татьяна Петровна постаралась не забыть никого, кто был к нему причастен. Смогла подобрать тёплые слова не об одних лишь знаменитых артистах, чьи имена у театралов на слуху (например, о Михаиле Жарове и Елене Гоголевой, Виталии Доронине и Никите Подгорном, Виталии Соломине...). Но и напомнить о несколько
подзабытых корифеях сцены (в том числе об Александре Грузинском, Александре Сашине-Никольском, Владимире Владиславском). Воздала должное режиссёру, актёру, руководителю своего курса в Щепкинском училище Константину Зубову и, конечно, легендарным «старухам» Малого — Александре Яблочкиной и Евдокии Турчаниновой, Варваре Рыжовой и Вере Пашенной, которым была многим обязана в профессии.
Эта книга вообще представляется своеобразным приношением Татьяны Петровны Панковой всем встретившимся на её жизненном пути людям, у которых она научилась чему-нибудь полезному для себя. Возможностью сказать «спасибо» коллегам, друзьям, случайным знакомым, сумевшим в ситуациях профессиональной конкуренции «настроить её душу на добро», тем самым подарив нам счастливый шанс мысленно, пусть ненадолго, но всё-таки погрузиться в реалии ещё совсем недавнего времени, когда «правили бал» иные, не материальные ценности.
Майя ФОЛКИНШТЕЙН
«Литературная газета», №6 2012
Дата публикации: 15.02.2012