Новости

ЕСЛИ КРАСИВО В ЛЕС АУКНЕШЬ, ТО ЛЕС ШИКАРНО И ОТКЛИКНЕТСЯ

ЕСЛИ КРАСИВО В ЛЕС АУКНЕШЬ, ТО ЛЕС ШИКАРНО И ОТКЛИКНЕТСЯ

«Лес». Пьеса А. Н. Островского на большой сцене Городского театра г. Хельсинки. Перевод Юкки Воутилайнена, режиссер Юрий Соломин, музыка Григория Гоберника, декорации Александра Глазунова, костюмы Алексея Трефилова, художник по свету Маркку Пенттиля, звукорежиссер Эрадж Назимов, роспись декораций Маркку Куннари. В ролях: Тина Пирхонен, Аско Саркола, Эско Ройне, Лассе Пёусти, Антти Ланг, Креэта Салминен, Пертти Койвула, Туукка Леппянен, Том Венцель, Эппу Салминен, Эйя Вилпас.

В спектакле было сказано что-то вроде того, что «в бедности-то любой как-нибудь протянет, а вот эффектно деньги промотать, вот это жизнь!». Звучит вызывающе, не так ли? Прямо из девятнадцатого века.

Критический реалист Александр Островский бичует алчность и противопоставляет ей не только реально неимущее существование, но и такую мораль, в которой приветствуется дикость и свобода и невозможен даже под давлением отказ от чувства собственного достоинства. Актерская братия – великолепное отражение всего остального общества: даже потрепанный вид не лишает их права первого удара. А писатели вообще буквально готовят площадку для театральных «инструментов воздействия». Классическая пьеса Островского, обильно сдобренная юмором, будет услышана во все времена.

Приглашенный российский режиссер, прославленный Юрий Соломин, вместе со своими талантливыми коллегами – композиторами и художниками – стремился подарить зрителям необычное ощущение, попотчевать славянской культурой, которая никого не может оставить равнодушным. Звучащая сценическая картина, придерживаясь эстетики своей эпохи, создает перед нами «Лес» Островского, лес, который и как понятие, и как реальная физическая среда знаком финнам ничуть не меньше, чем их восточному соседу. Свободный доступ любого гражданина к этому природному объекту, лесная промышленность и торговля делают (лесных) финнов специалистами в данной сфере.

Подтверждением тому, что театральная шкала может оказаться абсолютно иной, чем принято считать, служит хотя бы то, что Лассе Пёусти, непревзойдённый ветеран сцены, играет якобы маленькую роль лакея. Кроме этого, среди заслуг Пёусти числится долгая работа директором театра, должность, которую сейчас занимает Аско Саркола, а еще совсем недавно Эско Ройне. По сюжету Саркола (Геннадий) и Ройне (Аркашка) – безработные провинциальные актеры.

Так что актерский состав в спектакле весьма любопытный, что, естественно, не может быть названо случайностью. Безусловно, знание о расстановке сил за пределами пьесы добавляет повествованию весьма сочный колорит. Когда Геннадию приходится намекать на толстый кошелек директоров театров или когда он заявляет о том, как много в обществе господ, занимающих высокое положение и по сути являющихся в своем притворстве и гнусности самими настоящими комедиантами в сравнении с подлинными актерами, посвятившими себя искусству, то его реплики буквально сияют многоцветием красок.

С помощью своих симпатичных героев драматург легко и изящно изображает трагика и комика, это извечное противостояние. Душа артиста, парящая над землей, неизбежно сталкивается с обывательской рассудочностью, но когда это необходимо, профессиональная гордость легко одерживает верх над подхалимством.

Саркола мастерски извлекает все возможные оттенки своей роли, а Ройне виртуозно подыгрывает, по-своему используя особенности своего персонажа. А когда на сцену выходит Пёусти (Карп) – это вообще самый настоящий подарок зрителям.

Небольшое число реплик далеко не всегда является свидетельством их важности, равно как и минимализм выражения не обязательно есть залог успеха интерпретации. Но только не тогда, когда речь идет об умном и любимом актере.

Деньги играют большую роль в этой истории. Они либо есть, либо нет. В любом случае из-за них встает вопрос о жизни и смерти. Если финансовые тонкости не достаточно ясны, ты непременно будешь обманут. Если за тобой нет приданого, как ты выйдешь замуж? А если не умеешь лебезить, какая тогда судьба тебя ждет?

В центре событий хозяйка поместья Раиса Павловна, окруженная льстецами и владеющая ключами от многих человеческих судеб. Бедные родственники как хомут на ее шее. Тина Пирхонен играет свою роль легко и внешне очень эффектно, но, пожалуй, немного переигрывает с поверхностностью.

Комичность, которая рождается в совместной игре диспропорциональной супружеской пары в лице Тины Пирхонен и Антти Ланга (Алексис), настолько утрированна, что из-за этого несколько страдает достоверность повествования, но зато публика в восторге. Пертти Койвула – хитрый Иван Петрович, выходя из себя, дарит один из самых великолепных моментов в развитии сюжета.

Креэта Салминен и Туукка Леппянен играют молодых влюбленных, Эппу Салминен и Том Венцель – приближенных колоритного «царского» двора Раисы Павловны, а Эйя Вилпас исполняет роль медоречивой, верной и вездесущей служанки.

КААРИНА НАСКИ (KAARINA NASKI)
Газета «Лянси-Уусимаа» от 16.11.2011 (Länsi-Uusimaa, No: 16.11.2011)

***

Пятница 2 декабря 2011 г.

Следует сразу сказать, что «Лес» Островского в Городском театре – это просто великолепный театр. Больше ничего не могу добавить. Я в полной растерянности: никак не ожидал увидеть такого шикарного спектакля. Да и рецензии были какие-то сухие, пренебрежительные. Когда делают что-то по-настоящему великое, критик оказывается так поражен, что не способен какое-то время реагировать. Буквально уходит в лес. Начинает лепетать что-то о музыкальности и традициях, да и еще Бог весть о чем. Сейчас же во всех спектаклях нужно кричать, бесноваться, рычать, прыгать в лужу и нестись очертя голову на стену. Это как будто особенное свойство нашего времени, это как будто что-то новое, но на самом деле ничто не ново под луной.

На больший анализ «Леса» я не способен, настолько колоссальным было впечатление, ибо привык я ко всякого рода посредственным, пестрым и перегруженным спектаклям. Здесь театральное искусство, идущее из глубины, искусство, оказывающее благотворное влияние, здесь блестящее произведение, превосходный режиссер, нежные декорации, прекрасная музыка и лучшие актеры, которые у нас есть. Что еще вы хотите? Ах да, того самого буйства и рыка. Раз так, желаемое вами есть в спектакле «Дядя Ваня»*, идущем в «Клокрикетеатерн». Даже не видев спектакля, могу предположить, что в таких постановках псевдоискусство доведено до крайней степени совершенства. Кстати, оба спектакля – что по Чехову, что здесь по Островскому – поставили приглашенные режиссеры, восточные мудрецы, но какие разные! О постановщике «Леса» Юрии Соломине говорят как об истинном гуманисте, провидце, виртуозе в деталях, мастере ритма, который не кричит, не позиционирует себя великим режиссером и не подчеркивает свою гениальность. Он лишь направляет людей. Так, чтобы они стали живыми, глубокими. И они такими становятся.

А теперь идите, добрые люди, смотреть «Лес», и особенно те, которые потеряли веру в театр!

(*режиссер Андрей Жолдак)

Блог писателя и литературоведа Пану Раяла (Panu Rajala)

www.saunalahti.fi/panu/joulu11.htm


Дата публикации: 23.12.2011
ЕСЛИ КРАСИВО В ЛЕС АУКНЕШЬ, ТО ЛЕС ШИКАРНО И ОТКЛИКНЕТСЯ

«Лес». Пьеса А. Н. Островского на большой сцене Городского театра г. Хельсинки. Перевод Юкки Воутилайнена, режиссер Юрий Соломин, музыка Григория Гоберника, декорации Александра Глазунова, костюмы Алексея Трефилова, художник по свету Маркку Пенттиля, звукорежиссер Эрадж Назимов, роспись декораций Маркку Куннари. В ролях: Тина Пирхонен, Аско Саркола, Эско Ройне, Лассе Пёусти, Антти Ланг, Креэта Салминен, Пертти Койвула, Туукка Леппянен, Том Венцель, Эппу Салминен, Эйя Вилпас.

В спектакле было сказано что-то вроде того, что «в бедности-то любой как-нибудь протянет, а вот эффектно деньги промотать, вот это жизнь!». Звучит вызывающе, не так ли? Прямо из девятнадцатого века.

Критический реалист Александр Островский бичует алчность и противопоставляет ей не только реально неимущее существование, но и такую мораль, в которой приветствуется дикость и свобода и невозможен даже под давлением отказ от чувства собственного достоинства. Актерская братия – великолепное отражение всего остального общества: даже потрепанный вид не лишает их права первого удара. А писатели вообще буквально готовят площадку для театральных «инструментов воздействия». Классическая пьеса Островского, обильно сдобренная юмором, будет услышана во все времена.

Приглашенный российский режиссер, прославленный Юрий Соломин, вместе со своими талантливыми коллегами – композиторами и художниками – стремился подарить зрителям необычное ощущение, попотчевать славянской культурой, которая никого не может оставить равнодушным. Звучащая сценическая картина, придерживаясь эстетики своей эпохи, создает перед нами «Лес» Островского, лес, который и как понятие, и как реальная физическая среда знаком финнам ничуть не меньше, чем их восточному соседу. Свободный доступ любого гражданина к этому природному объекту, лесная промышленность и торговля делают (лесных) финнов специалистами в данной сфере.

Подтверждением тому, что театральная шкала может оказаться абсолютно иной, чем принято считать, служит хотя бы то, что Лассе Пёусти, непревзойдённый ветеран сцены, играет якобы маленькую роль лакея. Кроме этого, среди заслуг Пёусти числится долгая работа директором театра, должность, которую сейчас занимает Аско Саркола, а еще совсем недавно Эско Ройне. По сюжету Саркола (Геннадий) и Ройне (Аркашка) – безработные провинциальные актеры.

Так что актерский состав в спектакле весьма любопытный, что, естественно, не может быть названо случайностью. Безусловно, знание о расстановке сил за пределами пьесы добавляет повествованию весьма сочный колорит. Когда Геннадию приходится намекать на толстый кошелек директоров театров или когда он заявляет о том, как много в обществе господ, занимающих высокое положение и по сути являющихся в своем притворстве и гнусности самими настоящими комедиантами в сравнении с подлинными актерами, посвятившими себя искусству, то его реплики буквально сияют многоцветием красок.

С помощью своих симпатичных героев драматург легко и изящно изображает трагика и комика, это извечное противостояние. Душа артиста, парящая над землей, неизбежно сталкивается с обывательской рассудочностью, но когда это необходимо, профессиональная гордость легко одерживает верх над подхалимством.

Саркола мастерски извлекает все возможные оттенки своей роли, а Ройне виртуозно подыгрывает, по-своему используя особенности своего персонажа. А когда на сцену выходит Пёусти (Карп) – это вообще самый настоящий подарок зрителям.

Небольшое число реплик далеко не всегда является свидетельством их важности, равно как и минимализм выражения не обязательно есть залог успеха интерпретации. Но только не тогда, когда речь идет об умном и любимом актере.

Деньги играют большую роль в этой истории. Они либо есть, либо нет. В любом случае из-за них встает вопрос о жизни и смерти. Если финансовые тонкости не достаточно ясны, ты непременно будешь обманут. Если за тобой нет приданого, как ты выйдешь замуж? А если не умеешь лебезить, какая тогда судьба тебя ждет?

В центре событий хозяйка поместья Раиса Павловна, окруженная льстецами и владеющая ключами от многих человеческих судеб. Бедные родственники как хомут на ее шее. Тина Пирхонен играет свою роль легко и внешне очень эффектно, но, пожалуй, немного переигрывает с поверхностностью.

Комичность, которая рождается в совместной игре диспропорциональной супружеской пары в лице Тины Пирхонен и Антти Ланга (Алексис), настолько утрированна, что из-за этого несколько страдает достоверность повествования, но зато публика в восторге. Пертти Койвула – хитрый Иван Петрович, выходя из себя, дарит один из самых великолепных моментов в развитии сюжета.

Креэта Салминен и Туукка Леппянен играют молодых влюбленных, Эппу Салминен и Том Венцель – приближенных колоритного «царского» двора Раисы Павловны, а Эйя Вилпас исполняет роль медоречивой, верной и вездесущей служанки.

КААРИНА НАСКИ (KAARINA NASKI)
Газета «Лянси-Уусимаа» от 16.11.2011 (Länsi-Uusimaa, No: 16.11.2011)

***

Пятница 2 декабря 2011 г.

Следует сразу сказать, что «Лес» Островского в Городском театре – это просто великолепный театр. Больше ничего не могу добавить. Я в полной растерянности: никак не ожидал увидеть такого шикарного спектакля. Да и рецензии были какие-то сухие, пренебрежительные. Когда делают что-то по-настоящему великое, критик оказывается так поражен, что не способен какое-то время реагировать. Буквально уходит в лес. Начинает лепетать что-то о музыкальности и традициях, да и еще Бог весть о чем. Сейчас же во всех спектаклях нужно кричать, бесноваться, рычать, прыгать в лужу и нестись очертя голову на стену. Это как будто особенное свойство нашего времени, это как будто что-то новое, но на самом деле ничто не ново под луной.

На больший анализ «Леса» я не способен, настолько колоссальным было впечатление, ибо привык я ко всякого рода посредственным, пестрым и перегруженным спектаклям. Здесь театральное искусство, идущее из глубины, искусство, оказывающее благотворное влияние, здесь блестящее произведение, превосходный режиссер, нежные декорации, прекрасная музыка и лучшие актеры, которые у нас есть. Что еще вы хотите? Ах да, того самого буйства и рыка. Раз так, желаемое вами есть в спектакле «Дядя Ваня»*, идущем в «Клокрикетеатерн». Даже не видев спектакля, могу предположить, что в таких постановках псевдоискусство доведено до крайней степени совершенства. Кстати, оба спектакля – что по Чехову, что здесь по Островскому – поставили приглашенные режиссеры, восточные мудрецы, но какие разные! О постановщике «Леса» Юрии Соломине говорят как об истинном гуманисте, провидце, виртуозе в деталях, мастере ритма, который не кричит, не позиционирует себя великим режиссером и не подчеркивает свою гениальность. Он лишь направляет людей. Так, чтобы они стали живыми, глубокими. И они такими становятся.

А теперь идите, добрые люди, смотреть «Лес», и особенно те, которые потеряли веру в театр!

(*режиссер Андрей Жолдак)

Блог писателя и литературоведа Пану Раяла (Panu Rajala)

www.saunalahti.fi/panu/joulu11.htm


Дата публикации: 23.12.2011