РУССКИЙ ВАТСОН БЫЛ НА СЦЕНЕ ДО КОНЦА
12 декабря 70 лет исполняется со дня рождения народного артиста России Виталия Соломина. К сожалению, в этом году весной исполнилось уже 9 лет со дня его смерти. Об актере рассказывает обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.
Скачать запись передачи
Как и его старший брат и худрук Малого театра Юрий Мефодьевич, Виталий Соломин служил в Малом театре. Сперва окончил Щепкинское училище, учился у народного артиста СССР Николая Анненкова, потом начал играть в Малом театре, начиная со второго курса. А потом - играл и ставил спектакли. И в тот роковой вечер в мае 2002 года, когда актеру стало плохо, он играл в спектакле, который сам и поставил за пять лет до того. Это был мюзикл, а мюзикл вообще отнимает сил часто больше, чем простой драматический спектакль - надо же и петь, и танцевать, и что-то еще играть - тоже надо. Соломину стало плохо на сцене, он доиграл первый акт, со сцены его унесли на руках. Из театра Виталия Соломина увезли на «скорой». Месяц пролежал в больнице без сознания, и через месяц - умер.
Как он играл в тот последний вечер, вспоминала потом народная артистка России Татьяна Панкова. «Я играла с ним последний спектакль. Чуть-чуть было что-то не то, но он мужественно доиграл акт до конца, а когда занавес закрылся - встать он уже не мог», - рассказала Панкова. Музыкальные спектакли Виталий Соломин любил и играть умел - и в мюзикле, и в оперетте - стоит пересмотреть еще раз «Сильву» или «Летучую мышь» - как он легко все делает, как - с каким удовольствием еще - выдает все эти шуточка, подобные легким балетным па, а пританцовывает - так же легко, как шутит, и остроумен во всем - и в танце, и в игре. Как аристократичен при этом! Недаром англичане признали его Ватсона за своего. Он решил судьбу характера - да и всей ленты, найдя верную интонацию, - так считает режиссер фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона Игорь Масленников.
«Он решил судьбу всей картины. Он, Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, наш русский Ватсон. И появился характер. Этот характер сделал Виталий, оснастил его иронией, особым отношением», - восхищается Масленникова. Масленников же помнит, как Виталий Соломин носился с идеей и в итоге снял как режиссер фильм - снял, когда вообще почти никакой кино в России никто не снимал. «Он поставил одну картину в самое мрачное время, когда денег ни у кого не было. Он однажды пришел к нам в студию «Троицкий мост» (это моя студия в Петербурге), и пришел со сценарием фильма «Охота». И мы начали с ним работать, но потом, когда уже денег не было, он вернулся в Москву, нашел там у знакомых какие-то деньги, и они сняли картину. Картина была очень хорошая. И хотелось, чтобы прокатчики нашли ее, потому что это его работа, режиссерская», - говорит Масленников.
Виталий Соломин и в театре тоже любил не только играть, но и ставить. В Малом, помимо «Свадьбы Кречинского», он поставил еще несколько спектаклей и незадолго до смерти - за год - чеховского «Иванова» - сам сыграл Иванова, трагического героя, который долго мучает других, а потом убивает себя. Это был один из замечательных чеховских спектаклей Малого театра, и трагизм этого - точно когда-то веселого и легкомысленного - героя Виталий Соломин сыграл так как-то точно, что потом, когда актера не стало, многие вспоминали этот спектакль. Как и «Свадьбу Кречинского», «Иванова» сняли, потому что вводить какого-то другого артиста сюда, где Виталий Соломин придумал все для себя, причем часто - безжалостно к себе - актеру - вводить было просто бессмысленно. Никто бы так не сыграл.
«Вести ФМ»