ШЕСТЬ ВЕЧЕРОВ С ГОРЬКИМ
Итак, 24 октября в Нижнем Новгороде открылся долгожданный фестиваль драматургии Максима Горького. От предыдущего нынешний, пятый по счету, отделяет почти два десятилетия. Столько понадобилось, чтобы восстановить традицию, берущую начало еще в 1958 году, и на новом этапе вернуться к собственному достоянию.
Российский театральный фестиваль имени М. Горького - не формальная дань самому знаменитому уроженцу Нижнего Новгорода. Наследие его продолжает жить в Отечестве, по всему миру. Давно ощущалась необходимость свежим взглядом посмотреть на нынешнее воплощение идей классика, понять, чем же сегодня он нам помогает. И вот на этой неделе шесть театров за шесть вечеров покажут плоды своего «собеседования» с писателем о жизни, о мире.
Два «гвоздя» и три «витязя»
Малый театр открыл афишу воскресшего нижегородского фестиваля не только по праву старшинства и уникальности своей труппы национального масштаба. Спектакль «Дети солнца», поставленный в 2008 году, собрал большое количество наград. Признание особо весомое, поскольку, как подчеркивает В. А. Максимова, заместитель худрука Малого, известный театральный критик, «Дом Островского» не в чести сейчас у новой прессы и тех, кто определяет сценическую моду. Но даже им пришлось признать удачу нынешней встречи творческого коллектива с драматургией Горького. Постановка отмечена, среди прочего, двумя «Хрустальными гвоздями» (столичная премия «Гвоздь сезона») и тремя «Золотыми витязями», наградами одноименного Международного фестиваля. На «Детях солнца» в Малом театре перебывала вся интеллигенция Москвы, что теперь происходит далеко не со всеми, даже очень громкими премьерами.
Общаясь с нижегородскими журналистами накануне показа, создатели и участники спектакля говорили о его уникальных свойствах притягивать самую драгоценную публику, тонко понимающую театр и литературу. А еще он дарит исполнителям редкую возможность полета и импровизации на каждом представлении. Постановка живет необычайно полной сценической жизнью. Как-то удивительно в этой работе все сошлось, объясняли гости: поразительно глубокая драматургия, талантливая режиссура Адольфа Шапиро, гармоничный ансамбль выдающихся мастеров Государственного академического Малого театра.
На предварительной пресс-конференции в нашей драме мы как раз и увидели двух звезд великой сцены - народных артистов России, лауреатов Государственной премии Евгению Глушенко и Василия Бочкарева. Их воплощение образов Мелании и Протасова в «Детях солнца» признано лучшей женской и мужской ролью.
Впрочем, Горький не впервые в судьбе обоих известных артистов возникает столь знаково. У Евгении Константиновны была Василиса в спектакле «На дне» и Никонова в беспрецедентной 14-серийной экранизации «Жизни Клима Самгина». Глушенко готовилась сыграть (вслед за грандиозной Пашенной) на подмостках Малого еще и Вассу. Но смерть Виталия Соломина, не только замечательного актера, а и талантливого режиссера, нарушила эти планы. Не исключено, их все же удастся реализовать, призналась журналистам дорогая гостья. И не скрывала: всякий свой выход на сцену в «Детях солнца» она воспринимает как счастье.
В творческую жизнь В. И. Бочкарева Горький вошел более полувека назад. «Последние», «Варвары», «Фома Гордеев», «Васса» - такими постановками отмечено в его биографии присутствие классика. Сейчас Василий Иванович вместе со студентами своего курса в Щепкинском училище ставит драму «Последние». Он убежден в своевременности горьковских раздумий вековой давности. Говоря о своей роли ученого Протасова, центральном образе «Детей солнца», В. И. Бочкарев объясняет:
- Одержимость наукой, шире - идей, не должна задавить все остальное, не должна заглушить пульс живой жизни за стенами лаборатории. Может быть, эта горьковская мысль самая актуальная для нового техногенного века.
Неисчерпаемые недра
Общепризнанный успех «Детей солнца» Малого театра в значительной степени заслуга известного режиссера, народного артиста Латвии, лауреата Государственной премии России Адольфа Шапиро. Он тоже приехал в Нижний, только что вернувшись из Бразилии и готовя очередную свою театральную премьеру в Афинах. Мастер востребован за рубежом, там ставит сейчас больше, чем в России.
Ни в какие времена, говорит Адольф Яковлевич, он не изменял Горькому, ценя его как великого художника. Потому считает позором, что яркие постановки пьес этого классика (а они в России есть!) не получают общенационального резонанса. Неправильно, что бюджет нижегородского фестиваля горьковской драматургии не позволяет приглашать спектакли зарубежных мастеров. Желая помочь нижегородцам, режиссер предложил обратиться к руководству страны с письмом, которое, он уверен, подпишут многие деятели отечественной сцены, с просьбой придать статус главного культурного события России нашему фестивалю современных постановок-прочтений классика. Участники пресс-конференции аплодировали инициативе.
Трудно не согласиться с А. Я. Шапиро, что в отличие от леса, нефти и газа, которыми торгует страна, именно наследие Чехова, Горького, Достоевского и других корифеев духа наш неисчерпаемый запас. Он из бесценных недр отечественной культуры.
Пользуясь редкой возможностью общения с таким известным режиссером, я спросила, как, по его наблюдению, «котируется» Горький в мировом театре.
- Интерес к нему постоянен, как и ко всей русской культуре, - ответил Адольф Яковлевич. - Везде к Горькому относятся замечательно, много ставят, открывают в его произведениях остро современное содержание. Только что на московском фестивале NET голландцы показали спектакль «Дети солнца», литовцы - «На дне». Обе работы интересные. Как вы понимаете, никто не понуждает зарубежных артистов, режиссеров обращаться к Горькому. Они свободно выбирают его пьесы, поскольку мысли автора, его представления о мире задевают их. Текст Горького созвучен дню сегодняшнему, потому что обращен не к быту, а к бытию. Писатель поставил перед человечеством такие мировоззренческие проблемы, над разрешением которых оно бьется и сейчас, которые, возможно, вообще неразрешимы. Но мучаться поиском необходимо, чтобы не забыть о первоначальных основах жизни.
- Мне близко мировосприятие Горького. Он жесток и сентиментален, восторжен и трезво реалистичен. Очень самобытная личность. Для меня Горький явление того же порядка, как Шекспир для англичан. Гигант, принадлежащий мировой культуре, - подытоживает режиссер.
От солнца до дна
Что ж, убедиться в справедливости таких оценок сейчас самое подходящее время. Фестиваль дает возможность увидеть разные пьесы Горького, их различное прочтение. На подмостках нашей драмы после труппы Малого показал спектакль «Последние» другой столичный коллектив - драматический театр им. Н. В. Гоголя. Версию этой же драмы предложит 28 октября труппа из Тамбова. Вчера свое видение хрестоматийного «На дне» представил на фестивале Академический русский театр драмы им. Г. Константинова Республики Марий Эл. Сегодня и вовсе необычный вечер - Горького... станцуют! Чувашский театр оперы и балета предлагает хореографическое прочтение одной из «Сказок об Италии» Максима Горького - «Нунча». Суббота - день закрытия фестиваля и время хозяев праздника горьковской драматургии: Нижегородский академический театр драмы имени М. Горького покажет недавнюю свою премьеру «Вассы».
Об итогах показов, о результатах дискуссий, тоже запланированных на эти дни, мы обязательно расскажем.
Кстати
Инициатива нашего театра драмы возродить широкий показ спектаклей по пьесам Горького, поддержанная региональным министерством культуры и правительством области, получила резонанс и на более высоком уровне. Появилась информация, что Российский театральный фестиваль им. М. Горького включен в культурную программу Олимпиады Сочи-2014.
Ирина Мухина
«Нижегородская правда», 27 октября 2011 года