«ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ КРАСОТЫ — НЕ ВРАТЬ»
Элина Быстрицкая – «Труду – 7»
«Характер формируется в детстве»
— Элина Авраамовна, психологи говорят, что характер человека формируется до пяти лет. Что из того, что вы видели в детстве, заложило основы вашего мировоззрения?
— Атмосфера, которая была в нашей семье, определяет все. Мои родители — труженики. Я уверена, что характер человека формируется в доме. Мой отец — военный врач — всегда объяснял все очень лаконично. Папа мог сказать: «Это не положено». И было ясно, что делать этого категорически нельзя. У нас все было «как положено». Но это не значит, что я росла в предельной строгости. Конечно, у меня были обычные детские развлечения. Мы с двоюродным братом росли вместе, родители купили нам настольный бильярдик. У нас дома собирались дети со всего двора. Девчонка — я одна, все остальные — мальчишки. Поэтому и игры были соответствующие: бильярд, шахматы, шашки.
— Насколько я знаю, вы и сегодня очень хорошо играете в бильярд.
— Когда меня приглашают принять участие в бильярдных турнирах, с удовольствием соглашаюсь. Несколько лет назад играла с Жириновским и победила. Он сказал: «Женщинам надо уступать». На что я ответила: «Да, конечно. Правильно! Мы всегда видим, как вы уступаете женщинам». (Улыбается.)
«Театр — это источник знаний»
Помимо игры в бильярд и «в Чапаева» детским развлечением Элины Быстрицкой был домашний театр. Театрализованные представления устраивались для всего дома. В день «премьеры» на лестничной площадке устанавливались стулья для зрителей, сценой служила площадка между этажами, а закулисьем — балкон. Бабушкина широкая юбка (в свое время модная на Украине) служила занавесом. Вместе с подружкой и двоюродным братом Элина разыгрывала представления с песнями, стихами, танцами. В 1934 году, после выхода на широкий экран фильма «Чапаев», в репертуаре их домашнего театра появился точно такой же спектакль. В нем роль легендарного комдива играл двоюродный брат Элины, а она сама перевоплощалась в его верного ординарца Петьку. Спектакль заканчивался коронным номером: Элина — Петька выходила на сцену и, грозно поводя бровями, говорила: «Тихо! Чапай думать будет!» Публика была в восторге. Так начиналась «театральная карьера» будущей знаменитой актрисы Малого театра…
— Вы служите сцене много десятков лет. Продолжите фразу «Театр — это…»
— Театр — это живое общение со зрителем. Люди могут расплакаться на спектакле от сочувствия, захотеть что-то сделать. Кроме того, театр — это источник знаний, так же как образование. Поэтому считаю, что театров, причем государственных, должно быть несколько.
— Свое первое выступление в театре помните?
— Разве это можно забыть? Оно состоялось в музыкально-драматическом театре города Нежина на Черниговщине. Шел спектакль «Маруся Богуславка», украинская классика. Одним из мест действия был гарем султана. Я танцевала восточный танец, исполняла роль одалиски. Помню, как была счастлива, что вышла на сцену. После этого захотела служить театру. Хотя училась в то время в медицинском техникуме. Параллельно пошла в балетную школу.
— Есть актеры, которые переходят из театра в театр. Вы же — однолюбка.
— Я люблю Малый театр с первой встречи, когда были гастроли в Киеве, где я в то время еще училась. В Малом театре я уже более полувека. Когда вечером спектакль, уже с утра я — другой человек. Стараюсь поменьше говорить с людьми, чтобы не расплескивать эмоции.
«Думаю о других, а потом о себе»
— Элина Авраамовна, есть такое выражение НЧК — нормальный человеческий комфорт. Что у вас входит в это понятие?
— Я нуждаюсь во всем, в чем нуждается нормальный современный человек. Но ради денег никогда не пойду делать что-то недостойное. У меня нет каких-то шикарных апартаментов. Дача — государственная. Но я люблю там бывать. Дом старенький, уютный, теплый, добротно сделан. Я благодарна правительству России за то, что они мне выделили его. Я в состоянии жить на то, что мне платят за мою работу. Но иногда, конечно, хочется еще чего-нибудь, я ведь женщина.
— Со стороны вы производите впечатление очень волевого, сильного человека. А как Быстрицкая охарактеризовала бы сама себя?
— Я давно живу одна. Отвечаю за все, что делаю. За все, что не делаю, тоже отвечаю. Никогда не давала определения своему характеру, но попробую это сделать. Я не вспыльчивая. Разумная. Говорю правду. Если ставлю какую-то цель перед собой, стараюсь добиться ее. Привыкла думать в первую очередь не о себе, а о людях, которые вокруг, о моей семье. Она у меня большая.
— Часто удается собраться всем вместе за семейным столом?
— К сожалению, нет. Когда собираемся вместе, это великое счастье. Моя сестра, ее дети и муж живут за рубежом. Брат с супругой — в Орехово-Зуево. Катюша — дочка моего брата, Жан-Мишель — ее муж. Он француз, очень любит Россию. У меня еще есть близкие подруги. Я люблю людей. Собака Фифа — тоже член семьи. Как и все у нас, работает.
— И в чем же заключаются обязанности вашей любимицы?
— Она поднимает жуткий шум, когда что-то не так. (Смеется.) Она из той породы, которую воспитывали для того, чтобы поднимать тревогу.
«Мою Аксинью приняли казаки»
На роль Аксиньи в знаменитом фильме «Тихий Дон» претендовали несколько актрис. Сыграть Аксинью захотела исполнительница этой роли в первой по счете экранизации романа в 1931 году Эмма Цесарская. Но режиссер Герасимов поступил с ней довольно жестко: подвел к зеркалу, и все вопросы отпали. Мечтала сыграть Аксинью и другая известная актриса — Нонна Мордюкова. Мордюкова была выпускницей курса, который вел Герасимов, и ее дипломной ролью была именно Аксинья. Более того, Герасимов оценил игру Мордюковой на «отлично». Но роль досталась мало кому известной Быстрицкой. По словам самой Мордюковой, для нее это был столь тяжелый удар, что она едва не наложила на себя руки. Чашу весов в пользу Быстрицкой перевесил сам автор романа — Михаил Шолохов. Однажды ему показали все отснятые пробы, и он, выбрав из них ту, в которой была Быстрицкая, воскликнул: «Так вот же Аксинья!» Первые две серии фильма «Тихий Дон» вышли на широкий экран в 1957 году и имели грандиозный успех у публики. Его посмотрели 47 млн. зрителей. Согласно опросу читателей журнала «Советский экран» «Тихий Дон» был назван лучшим фильмом года. В 1958 году картина собрала богатый урожай призов на различных кинофестивалях, в том числе в Брюсселе, Москве, Карловых Варах, Мехико.
— Элина Авраамовна, Нонна Мордюкова отзывалась о игре Быстрицкой в «Тихом Доне» не самым благожелательным образом. Ваша реакция?
— Как говорится, без комментариев. Мою Аксинью в «Тихом Доне» казаки приняли! Прямо так и сказали: «Она наша». Это и есть для меня главная оценка. Сегодня я — казачий полковник! У меня четыре креста «За заслуги перед казачеством» и один — «За веру и правду» за служение России. В прошлом году была на Большом казачьем круге в храме Христа Спасителя. Такая гордая была!
— А что вы думаете по поводу «Тихого Дона» Бондарчука? Вы смотрели этот фильм с известными голливудскими актерами?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, расскажу одну историю. Не то в 60-м, не то в 61-м году я была в Америке. В нашей советской делегации были четыре человека: Черкасов, Меркурьев, Бондарчук и я. Именно тогда я услышала, что Бондарчук начинает работу над «Тихим Доном» (напомним: «Тихий Дон» Герасимова вышел в 57-58-м годах. — «Труд-7»). Мне задали на пресс-конференции вопрос: «Как вы к этому относитесь?». Очень хорошо помню, как ответила. Сказала, что это очень сложная работа и для нее нужно много сил и здоровья. Надеюсь, у Бондарчука всего этого будет достаточно.
Но, конечно, в душе мне было больно. Во-первых, он ученик Герасимова. Во-вторых, мне говорили, что Бондарчук пробовался на Григория и не получил этой роли. Кроме того, в 1958 году «Тихий Дон» Герасимова был представлен на Ленинскую премию, а премию получила «Судьба человека» Бондарчука. Я знала, что между ними очень сложные отношения.
Когда много лет спустя была в президиуме киноакадемии «Золотой орел», говорила о том, что «Тихий Дон» Бондарчука надо выкупить обязательно у итальянских продюсеров. Правительство России дало эти деньги. Помню, когда посмотрела первую серию, подумала: что-то не то. А потом начались многократные звонки от казаков: «У нас волосы дыбом!» «Почему Аксинья ходит простоволосой? Позор!» Вторую серию я уже не стала смотреть. Не захотелось.
— Элина Авраамовна, вы очень часто играли врачей в своей жизни.
— Это так. В кино начала сниматься после первого курса театрального института: в фильме «В мирные дни» была роль врача. После «Неоконченной повести» получила огромное количество писем от молодежи, которая после этого фильма пошла в медицинские вузы. Я гордилась этим. И по сей день у меня с медиками очень хорошие отношения.
«Никому не пожелала зла»
— Глядя на вас, поверишь в то, что время не властно над некоторыми женщинами.
— Спасибо. Мне смешно, когда говорят, что Быстрицкая сделала не одну пластическую операцию. Я посещаю Центр эстетической медицины. Несмотря на мой возраст, там мне помогают. Но пластику я не делала. Это все неправда.
— Что нужно делать женщине, чтобы оставаться привлекательной многие годы?
— Конечно, нужно следить за своим здоровьем. Смолоду делала двухчасовую гимнастику — нужно прорабатывать каждый суставчик. Когда мне было 29 лет, супруга нашего консула в Бонне (я была в составе делегации) отозвала меня в сторонку и сказала: «Я очень хочу, чтобы вы сохранили свою внешность». И дала мне несколько советов, которые я стала соблюдать. Это повязки на ночь, чтобы сохранить подтянутый овал лица. Употребление пищи определенным образом: что-то можно есть, что-то нет.
Но есть и кое-что еще… Я никогда никому ни разу не пожелала ничего плохого. Не позволила себе ни одного поступка, за который было бы стыдно. Мама говорила: «Нельзя лгать». Я очень благодарна своим родителям за эти заветы. Это и есть секрет хорошего самочувствия и спокойного сна.
Наше досье
Элина Быстрицкая родилась в 1928 году в Киеве. В 1953-м окончила актерский факультет Киевского института театрального искусства. Работала в Вильнюсском русском драматическом театре. С 1958 года состоит в труппе Малого театра. С 1950 года Быстрицкая снимается в кино. С 1978-го занимается педагогической деятельностью в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина.
Ольга Шаблинская
«Труд-7», 6 октября 2011 года