КОНСТАНТИН ЮДАЕВ: ИЗ ЦЫГАНСКИХ БАРОНОВ – В ЛАКЕИ
КОНСТАНТИН ЮДАЕВ: ИЗ ЦЫГАНСКИХ БАРОНОВ – В ЛАКЕИ
Артиста государственного Малого театра Константина Юдаева любители сериалов запомнили по роли сына цыганского барона Лачо в сериале «Кармелита. Цыганская страсть», который шел целый год по главному телеканалу. Наша землячка Юлия Зимина сыграла героиню, а для Кости Юдаева как будто была приготовлена роль европеизированного, интеллигентного, с высшим образованием цыгана. Как оказалось, играть ему пришлось практически самого себя.
Константин Юдаев участвовал в благотворительных гастролях Малого театра по городам Поволжья. 9 июня прославленный коллектив дал на цене Саратовского театра оперетты большой концерт. В этой программе Константин Юдаев спел любимую всеми песню «Дружба».
Артист дал интервью нашей газете.
– Неужели вы на самом деле цыган, Константин?
– Совсем не цыган, но тайна в нашем роду существует. Судя по фамилии Юдаев, возможно, какая-то ветвь происходит из кавказских евреев. Отсюда моя смуглота. Тетку мою в деревне долгое время звали цыганкой. Но вообще семья славянская, мы русские, тамбовские.
– От Тамбова до Москвы рукой подать. Сразу решились пойти в артисты?
– Как раз нет. Я на факультете иностранных языков в тамбовском университете изучал немецкий и английский. И только после окончания третьего курса решился изменить судьбу. Как-то так, почти спонтанно. Окончил университет и поехал поступать, как все абитуриенты, сразу в пять больших столичных театральных вузов одновременно. Технология до нас отработана десятилетиями. Где-то я слетел сразу. Где-то прошел на конкурсы. Но уже на втором туре в театральном институте имени Щепкина я получил приглашение на курс от Николая Николаевича Афонина, моего педагога, доброго, замечательного человека. Здесь и остался.
– В Малый театр с такой же легкостью поступили после института?
– В общем-то, без сложностей. Мы же уже с первого курса участвовали в спектаклях театра в массовых сценах. Юрий Мефодьевич Соломин как раз тогда поставил старинный водевиль «Таинственный ящик», и мы были заняты в массовых сценах, танцевали. Наверное, тогда меня запомнили. В труппу приняли и еще одного моего однокурсника. И вот уже четыре года я работаю в Малом театре, если не считать перерыва на год, пока служил в армии.
– Где и в каких войсках?
– Я служил по профилю – в Центральном военном образцовом оркестре Военно-морского флота. База его находится в Москве. Играю я на аккордеоне, а оркестр духовой, так что с этим не сложилось, но тем не менее какая-то польза от меня была. Пел в хоровой группе, вел концерты. И периодически мне удавалось приходить в театр, танцевать в «Таинственном ящике».
– Константин, в скольких спектаклях вы заняты?
– Пока ролей немного. Это Ричард Ли в «Царе Борисе» по Алексею Толстому. В недавно вышедшем спектакле по сказке Маршака «Умные вещи» я играю роль Младшего лакея. Но это не просто «кушать подано!». Персонаж живой, переживающий за главных героев, участвующий в действии. По-прежнему выхожу в водевиле.
– Для вашего театра не характерны быстрые карьеры. Юрий Мефодьевич, по его собственному рассказу, лет десять ждал первых серьезных ролей. Про Малый иногда говорят, что это больше музей, чем театр. Не скучно в нем молодым артистам?
– Малый - это настоящий театр. Здесь нет авангарда, современных пьес. Это театр великих традиций Щепкинской школы. Заканчивается уже 254-й сезон. Классика никогда не наскучит публике. Зрители приходят. И каждая новая постановка вызывает интерес, споры. А спорить современных критиков о чем-либо заставить сложно. Малый театр это умеет. Поэтому о какой скуке может быть речь, если приобщаешься, становишься частью великого театра?
– Существует ли у вас что-то наподобие наставничества, когда молодой актер перенимает мастерство у корифея?
– Нет, буквально такого не существует. Однако наши мастера время от времени обращают вынимание на молодежь, делятся своим впечатлениями от нашей игры, делают замечания. В спектаклях вместе играют актеры разных поколений, и такое партнерство очень много дает в плане профессии. Василий Иванович Бочкарев, Людмила Петровна Полякова, Борис Владимирович Клюев, Эдуард Евгеньевич Марцевич… Какие имена! Мы просто смотрим на них и учимся. Но можно подойти и попросить совета, они никогда не отказывают.
– В театре не возражали, что вы снимаетесь в сериале «Кармелита. Цыганская страсть»?
– Поскольку я еще мало занят в репертуаре, проблем со съемками не возникало. Хотя они шли полтора года. Как ни странно, на эту роль европеизированного цыгана пробовалось около 200 человек. И друзей моих среди претендентов оказалось очень много. Почему выбрали именно меня, я не знаю, но когда мне сообщили со студии, что я утвержден на роль, в первый момент не очень верилось. Через полчаса позвонил мой друг и выдал: не знаю, поздравлять тебя с назначением на роль или убить? Я удивился. Но тут же выяснилось, что он шел следом за мной в рейтинге. А вот остановился режиссер на мне. Так бывает. Мне с этим цыганским бароном повезло.
– Первый опыт, и сразу такая известность. Фильм снимала Елена Цыплакова. Она актриса прекрасная и режиссер серьезный. И вдруг – мелодраматический сериал, так скажем, не самого высокого разряда. Не интересовались, почему ее так развернуло?
– И режиссеры, и актеры берутся за сериалы, чтобы не было простоя. Что касается нашего сериала, то ему не откажешь в народной любви. Он, конечно, простенький по сравнению с другими, где-то глупенький, как сказка. Но он добрый, с красивыми костюмами, песнями, с хорошим отношением героев друг к другу. Это то, чего не хватает в жизни. Зло там обязательно наказывается, разлученные влюбленные соединяются. Если говорить о Елене Цыплаковой, то она очень требовательный режиссер, точно знает, что ей нужно от актера. Она сама прекрасная актриса, давала точные установки для каждой сцены. Поэтому работа шла интенсивно.
– Вам хоть удалось заработать? Говорят о баснословных гонорарах актеров, снимающихся в сериалах.
– Действительно, заработать удалось. У меня есть свое объяснение, почему платят так много за съемочный день в сериале. Сериальному актеру, который целый год ежедневно появляется на телеэкране, очень сложно после окончания проекта найти себе новый ангажемент. К нему приклеивается созданный им образ, как ярлык. Я, например, сейчас для многих – Лачо, цыган. И нужно определенное время, чтобы режиссеры других фильмов обратили на тебя внимание. Поэтому когда темя приглашают в другой проект и уже в ином качестве, противоположном, нужно соглашаться, чтобы отделаться от стереотипов, которые в отношении тебя существуют. Я снялся в мини-сериале по книге певицы Валерии о ее трудной судьбе. Книга надела много шуму, так как написана откровенно. И фильм получился необычным. Я снялся в роли злого мерзкого типа, недруга Валерии. Но мне было важно выпрыгнуть из оболочки Лачо. И я это сделал. Как поучилось, посмотрим. Фильм выходит осенью. Его название «Была любовь».
– Константин, как дома, в Тамбове, отнеслись к вашему появлению в «Кармелите»?
– Мама записывала каждою серию. Места на домашнем компьютере уже нет. Говорит, на память. А их 288 серий! Не пересмотришь.
– Как у вас складываются отношения с бывшими партнерами по фильму?
– С Юлей Зиминой мы дружим и часто перезваниваемся, как и с Максом Щеголевым. Мы так много времени проводили вместе на съемках! И в Сочи была экспедиция, и в Тверскую область на натуру. Я болел за ребят на проекте «Танцы со звездами». В нем участвовал еще один мой друг – Антон Хабаров. А сериал подарил мне встречу с блистательными актерами. Это Ирэна Борисовна Морозова, Екатерина Андреевна Жемчужная, Николай Лекарев. И на сцене, и в кино я рядом с настоящими мастерами.
Справка
В сериале «Кармелита. Цыганская страсть» главные роли играли провинциалы – Светлана Зимина из Красного Кута, Константин Юдаев из Тамбова, Максим Щеголев из Воронежа, Наталия Рогоза из Украины, Александр Суворов из Сарова Нижегородской области.
Владимир АКИШИН
«Саратовская областная газета», 2010 г.
Дата публикации: 20.08.2011