Новости

ХРАНИТЕЛЬНИЦА ТРАДИЦИЙ

ХРАНИТЕЛЬНИЦА ТРАДИЦИЙ

Ушла из жизни старейшая актриса Малого театра

9 июля скончалась Татьяна Петровна Панкова, одна из старейших актрис Малого театра, на сцене которого она после окончания Щепкинского училища сыграла более ста ролей и проработала 68 лет. Народная артистка России имела солидный список наград и медалей, из которых больше всего ценила военные медали: «За оборону Советского Заполярья», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «Медаль Жукова».

Вспоминая различные эпизоды своей жизни, Татьяна Панкова часто рассказывала о том, как однажды на фронте она играла с товарищами спектакль перед одним зрителем. Это не было высокое начальство: майор уходил на опасное задание и политрук его части попросил специально сыграть для него хоть что-нибудь. Как вспоминала Татьяна Петровна, «мы играли комедию так, как будто собрались все солдаты, была такая собранность, такое напряжение и такое желание все сделать для этого майора, потому что в голове сидело – «увидим ли мы его потом?». Когда мы отыграли, никто не мог уснуть. Ждали, когда придет известие. И приходит тот же политрук и говорит, это было в то время для фронта очень странно: «Помолимся за его душу…» – майор погиб»…

В биографии актрисы, проработавшей 68 лет в Малом театре, больше сотни ролей, но те, сыгранные в составе фронтовой бригады, занимали место особое и отдельное. Может, потому, что Отечественная война тяжко прошлась по семье: в блокадном Ленинграде умерли родители, погиб на фронте старший брат Василий, первым пошедший в актеры и заразивший театральной бациллой двух сестер и младшего брата. Отец увлечение театром не поощрял, и его любимица-дочка Танюша сначала окончила физико-математическое отделение Ленинградского университета, положила на стол папе диплом, а потом поехала в Москву, в Щепкинское училище.

Бывают биографии похожие на путь ручья. Блуждает герой по низинам и косогорам, пока не попадет на свое русло, много испишет страниц-черновиков, пока не выработает свой почерк. У Татьяны Панковой жизненный путь представляется несгибаемой линией. Выбрав раз, театр ли, мужа ли, – осталась верна на всю жизнь. О таких говорят – «кремень-баба», и счастливы, если такая окажется рядом.

Острохарактерную молодую актрису быстро определили на роли… старух, да еще не в первом составе, а дублировать великих старух Малого театра – Пашенную, Рыжову, Турчанинову… Многие бы взбунтовались, а она отнеслась к своему жребию как подарку: идти след вслед за мастерицами, набираться опыта, какого ни в одном училище не научишься. И из робкой дебютантки скоро сложилась актриса-мастер, отличающаяся разнообразием интонаций в бытовым ролях, юмором и смелостью в ролях комических, редким чувством меры и прекрасным владением старомосковской речью, которая сказывается не только в употреблении определенных звуков и ударений, но и в звуках голоса, в мимике лица.

Она много снималась в кино (одной из самых известных ее киноролей, стала Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья» режиссера В. Мотыля (1975). Ее ценили такие разные режиссеры как Алексей Дикий, Борис Равенских, Сергей Женовач. Любили партнеры, радостно приветствовал зрительный зал, обожавший ее свах, нянюшек, тетушек, бабушек, грозных властительниц и лукавых наперсниц, – Татьяна Панкова создала целую галерею разнообразных женских типов, не смущаясь объемом роли. Она играла Ефрасинью Старицкую в «Иване Грозном», Матрену во «Власти тьмы», Кабаниху в «Грозе», Кукушкину в «Доходном месте», Гельбу в «Утренней фее», старуху Тинкер в «Ярмарке тщеславия», Энону в «Федре», Элоизу в «Мамуре», Евсеевну в «Холопах». А рядом роли, которые только талант актрисы не давал назвать «эпизодическими». «Я люблю маленькие роли и получаю огромное наслаждение, работая над ними, – уверяла актриса, – Потому что в маленький промежуток времени надо вложить все, что ты вкладываешь в большую роль. И какой у нее характер, злая она или добрая, любит сына или не любит. Это такое наслаждение в маленьком штрихе находить черту характера». Ее княгиню Тугоуховскую в «Горе от ума» зал встречал громом аплодисментов. Сергей Женовач собрал на балу у Фамусова всю блистательную старую гвардию Малого театра и каждому поставил свой бенефисный выход-номер, еще раз показав, что «нет маленьких ролей, а только маленькие актеры».

Долгие годы Татьяна Панкова занимала гримуборную великой Веры Пашенной, о которой всегда много рассказывала, не замечая, что для собеседников она сама давно стала хранительницей духа Малого театра.

Актер Василий Иванович БОЧКАРЕВ:
– Татьяна Петровна являлась связующим звеном между прошлым и настоящим Малого театра, ведь она ветеран войны, прошла войну в концертных бригадах и буквально по сей день выходила на сцену. Она подавала пример бескорыстного служения театру, показывала нам, как нужно относиться к своему делу, передавала традиции, опыт…Татьяна Петровна была этаким Дон Кихотом Малого театра. И, что особенно ценно, была человеком, который откликался на любые проблемы, помогала всем без исключения. Это невосполнимая утрата для нас всех.

Записала Ирина МУСТАФИНА
Ольга ЕГОШИНА
«Новые известия», 11 июля 2011 года

Дата публикации: 11.07.2011
ХРАНИТЕЛЬНИЦА ТРАДИЦИЙ

Ушла из жизни старейшая актриса Малого театра

9 июля скончалась Татьяна Петровна Панкова, одна из старейших актрис Малого театра, на сцене которого она после окончания Щепкинского училища сыграла более ста ролей и проработала 68 лет. Народная артистка России имела солидный список наград и медалей, из которых больше всего ценила военные медали: «За оборону Советского Заполярья», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «Медаль Жукова».

Вспоминая различные эпизоды своей жизни, Татьяна Панкова часто рассказывала о том, как однажды на фронте она играла с товарищами спектакль перед одним зрителем. Это не было высокое начальство: майор уходил на опасное задание и политрук его части попросил специально сыграть для него хоть что-нибудь. Как вспоминала Татьяна Петровна, «мы играли комедию так, как будто собрались все солдаты, была такая собранность, такое напряжение и такое желание все сделать для этого майора, потому что в голове сидело – «увидим ли мы его потом?». Когда мы отыграли, никто не мог уснуть. Ждали, когда придет известие. И приходит тот же политрук и говорит, это было в то время для фронта очень странно: «Помолимся за его душу…» – майор погиб»…

В биографии актрисы, проработавшей 68 лет в Малом театре, больше сотни ролей, но те, сыгранные в составе фронтовой бригады, занимали место особое и отдельное. Может, потому, что Отечественная война тяжко прошлась по семье: в блокадном Ленинграде умерли родители, погиб на фронте старший брат Василий, первым пошедший в актеры и заразивший театральной бациллой двух сестер и младшего брата. Отец увлечение театром не поощрял, и его любимица-дочка Танюша сначала окончила физико-математическое отделение Ленинградского университета, положила на стол папе диплом, а потом поехала в Москву, в Щепкинское училище.

Бывают биографии похожие на путь ручья. Блуждает герой по низинам и косогорам, пока не попадет на свое русло, много испишет страниц-черновиков, пока не выработает свой почерк. У Татьяны Панковой жизненный путь представляется несгибаемой линией. Выбрав раз, театр ли, мужа ли, – осталась верна на всю жизнь. О таких говорят – «кремень-баба», и счастливы, если такая окажется рядом.

Острохарактерную молодую актрису быстро определили на роли… старух, да еще не в первом составе, а дублировать великих старух Малого театра – Пашенную, Рыжову, Турчанинову… Многие бы взбунтовались, а она отнеслась к своему жребию как подарку: идти след вслед за мастерицами, набираться опыта, какого ни в одном училище не научишься. И из робкой дебютантки скоро сложилась актриса-мастер, отличающаяся разнообразием интонаций в бытовым ролях, юмором и смелостью в ролях комических, редким чувством меры и прекрасным владением старомосковской речью, которая сказывается не только в употреблении определенных звуков и ударений, но и в звуках голоса, в мимике лица.

Она много снималась в кино (одной из самых известных ее киноролей, стала Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья» режиссера В. Мотыля (1975). Ее ценили такие разные режиссеры как Алексей Дикий, Борис Равенских, Сергей Женовач. Любили партнеры, радостно приветствовал зрительный зал, обожавший ее свах, нянюшек, тетушек, бабушек, грозных властительниц и лукавых наперсниц, – Татьяна Панкова создала целую галерею разнообразных женских типов, не смущаясь объемом роли. Она играла Ефрасинью Старицкую в «Иване Грозном», Матрену во «Власти тьмы», Кабаниху в «Грозе», Кукушкину в «Доходном месте», Гельбу в «Утренней фее», старуху Тинкер в «Ярмарке тщеславия», Энону в «Федре», Элоизу в «Мамуре», Евсеевну в «Холопах». А рядом роли, которые только талант актрисы не давал назвать «эпизодическими». «Я люблю маленькие роли и получаю огромное наслаждение, работая над ними, – уверяла актриса, – Потому что в маленький промежуток времени надо вложить все, что ты вкладываешь в большую роль. И какой у нее характер, злая она или добрая, любит сына или не любит. Это такое наслаждение в маленьком штрихе находить черту характера». Ее княгиню Тугоуховскую в «Горе от ума» зал встречал громом аплодисментов. Сергей Женовач собрал на балу у Фамусова всю блистательную старую гвардию Малого театра и каждому поставил свой бенефисный выход-номер, еще раз показав, что «нет маленьких ролей, а только маленькие актеры».

Долгие годы Татьяна Панкова занимала гримуборную великой Веры Пашенной, о которой всегда много рассказывала, не замечая, что для собеседников она сама давно стала хранительницей духа Малого театра.

Актер Василий Иванович БОЧКАРЕВ:
– Татьяна Петровна являлась связующим звеном между прошлым и настоящим Малого театра, ведь она ветеран войны, прошла войну в концертных бригадах и буквально по сей день выходила на сцену. Она подавала пример бескорыстного служения театру, показывала нам, как нужно относиться к своему делу, передавала традиции, опыт…Татьяна Петровна была этаким Дон Кихотом Малого театра. И, что особенно ценно, была человеком, который откликался на любые проблемы, помогала всем без исключения. Это невосполнимая утрата для нас всех.

Записала Ирина МУСТАФИНА
Ольга ЕГОШИНА
«Новые известия», 11 июля 2011 года

Дата публикации: 11.07.2011