БОРИС НЕВЗОРОВ: «КАЖДЫЙ НАРОД ИМЕЕТ ТОТ ШАШЛЫК, КОТОРОГО ОН ДОСТОИН»
БОРИС НЕВЗОРОВ: «КАЖДЫЙ НАРОД ИМЕЕТ ТОТ ШАШЛЫК, КОТОРОГО ОН ДОСТОИН»
Будучи в Донецке, знаменитый актер театра и кино побывал в гостях у «Комсомолки».
В шахтерскую столицу, где 70 лет назад труппу Малого театра застала Великая Отечественная война, герой культовых советских фильмов и самых рейтинговых российских сериалов приехал ради юбилейного концерта для ветеранов Донбасса. Стоило Борису Невзорову переступить порог редакции, как у кого-то из коллег невольно вырвалось восхищенное: «Какой матерый человечище!»
«РОССИЮ МОЛОДУЮ» СНИМАЛИ РАДИ ПЛАНА
- Борис Георгиевич, в вашем активе больше ста запоминающихся ролей в лучших советских фильмах. Но для большинства людей старшего и среднего поколения вы – легендарный архангельский кормчий Иван Рябов из «России молодой»…
- Эту картину и сняли-то случайно. И слава богу! В тот год на студии имени Горького работали над другим знаменитым многосерийным фильмом - «ТАСС уполномочен заявить» - по сценарию Юлиана Семенова. А он был человек непростой, нервный. В итоге у Семенова возник какой-то конфликт то ли с режиссером, то ли с руководством, и съемки вдруг остановили. А тогда кинопроизводство было плановым, и на совести студии «зависло» 7 или 8 серий, которые вынь да положь, иначе - никаких премий за выполнение плана. Вот на Горького и решили заполнить «недостачу» другим фильмом.
Выбор пал на Илью Гурина, как раз собиравшегося снимать двухсерийную «Россию молодую» по книге своего друга Юрия Германа. Его срочно попросили расширить сценарий. Потом быстро-быстро провели пробы, утвердили всех нас, молодых. И съемки начались.
- Архангельский мужик, посадивший на мель флагман шведской эскадры, у вас – донского казака - вышел убедительным…
- А вольница была и там, и на Дону. Поначалу все мы очень боялись, чтобы в конце не вышло этакого сказочно-былинного дешевого налета. Когда артиста приклеивают к бороде, да еще надевают какой-нибудь кучерявый парик - получается смесь Садко с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем. И, слава богу, удалось всего этого избежать. Вся съемочная группа очень трепетно относилась к материалу, потому что за долгие годы это была первая серьезная картина о России. Каждому хотелось сказать с экрана что-то важное. Напомнить людям, что есть такое понятие - «отечество», забота о котором лежит на твоих плечах. Мысль-то простая, но, на мой взгляд, сегодня очень актуальная. Словом, сняли, студия получила премию, а картину на полтора года положили на полку…
«НА ГОСПРЕМИЮ ВЫПИЛИ ХОРОШО»
- Но почему?
- Руководство Центрального телевидения посчитало ее «слишком славянофильской». К тому же, как все посмеивались, фильм - о Петровской Руси, а автор романа - еврейского происхождения. Да и у режиссера-постановщика те же самые корни (смеется). Но в конце концов наше детище все-таки вышло на экраны.
- И сразу - Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых!
- Как бы не так. На самом высоком уровне стали решать, а давать ли нам, тридцатилетним пацанам, исполнившим три главные роли, Государственную премию? Но в конечном счете кто-то дал отмашку: «Давайте, если заслужили». И дали… на шестерых. Вижу, хотите спросить: на что потратили? Сумма-то была не очень большая – 3 000 рублей. Это получается по 500 на брата. Ну, во-первых, выпили хорошо. А еще куда потратил – не помню, давно это было. Но медаль, которая к ней прилагалась, действительно золотая. Когда обмывали, кто-то ее на зуб попробовал.
«МЫ ПЕРЧИКУ ДОБАВИМ!»
- К творчеству Никиты Михалкова как относитесь? Особенно в последний период.
- Последний его фильм не видел. А если в общих чертах, то мне намного больше нравится то, что он делал раньше. Для меня всегда опасно, когда человек о чем-то рассуждает или что-то делает и в своем постижении всех премудростей этой жизни думает, что все уже понял. И сразу так скучно становится.
Юрий Мефодьевич Соломин как-то рассказывал мне, как снимался у Куросавы в «Дерсу Узала». Нагнали операторов, нагнали войска. Утром пришел Куросава, сел под камеру. Проходит час, два... А он сидит. Обед объявили, все пошли пообедали. Уже смена заканчивается. Тут Куросава встает, кланяется всей съемочной группе и говорит: «Извините, дорогие друзья, я не знаю, как снимать». Потом вечером его увидели в гостинице пьяного. Вот в этом я понимаю: какая-то жизнь, и растерянность, и живое начало. А когда «Алло! Эти налево, эти – направо!», а когда еще начинаешь считать - это стоит столько, это – вот столько, а это не стоит – украли уже, поневоле думаешь: а стоит ли тогда этим заниматься?
Впрочем, что, мы плаксы какие-то? Да все нормально, все хорошо! Все идет своим чередом. Каждый народ имеет тот шашлык, которого он достоин. А его мы любим. Но сегодня наш кинематографический «шашлык» - он такой: с жилками и пованивает немножко. Но ничего, мы перчику добавим! (Смеется.)
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Борис Невзоров родился 18 января 1950 г. в станице Старо-Минская Краснодарского края. Окончил Школу-студию МХАТ. Снялся в более чем 70 фильмах («Русь изначальная», «Каменская», «Марш Турецкого»).
Некоторое время жил в Голливуде, снимался в Испании. Преподает в ГИТИСе. Хобби: готовить, есть на ночь, делать ремонт собственными силами, возиться с машиной, ездить с друзьями на Крещение в баню на лесном подмосковном озере.
Юрий ТКАЧЕНКО. Фото Константина БУНОВСКОГО
КП, 05.07.2011
Дата публикации: 05.07.2011