ИЗ МАССОВКИ – В МАСТЕРА
Александру Потапову – 70
И из прожитых семидесяти почти пятьдесят лет отданы Александром Сергеевичем Дому Островского, куда он пришел совсем еще юным человеком, едва окончившим школу при Малом театре.
Тогда, в начале 60-х годов прошлого века, там заслуженно царили Вера Пашенная, Михаил Жаров, Игорь Ильинский, Михаил Царев, другие корифеи старейшей русской сцены. Ежедневное общение с ними было, как уверяет сам артист, и удачей, и вместе с тем возможностью на практике продолжить начатые на институтской скамье уроки постижения секретов актерского ремесла.
Последними и стали для Потапова вводы на крошечные роли (вроде Грума в «Ярмарке тщеславия» У.Теккерея, Солдата в «Порт-Артуре» А. Степанова) и многочисленные массовки, чем, по молодости лет, наделенный здоровыми профессиональными амбициями Александр Сергеевич наверняка тяготился. Сегодня же с позиции нынешнего положения Потапова, являющегося одним из ведущих мастеров Малого театра тот, давний, достаточно продолжительный период биографии артиста стоит считать хорошим «фундаментом» для развития его индивидуальности.
Индивидуальности, как оказалось, незаурядной. Ведь в артистической «палитре» Потапова присутствуют склонность к яркой характерности и вместе с тем затаенный лиризм, бурный, темперамент и дар при необходимости сдерживать бьющие через край эмоции, стихийность и внутренняя тонкость, деликатность. К тому же артист одинаково серьезно подходит и к главным ролям, и к ролям эпизодическим…
Все эти позитивные актерские качества Александру Потапову (который, к слову, вполне мог по примеру отца и родственников выбрать военную стезю, недаром же в соответствии с семейной традицией он окончил Суворовское училище), к счастью, удалось реализовать и в кинематографе, и в театре.
Первый подарил встречу с Петром Тодоровским (в «Верности») и Андреем Михалковым-Кончаловским (в «Сибириаде»), Юрием Егоровым (в фильме «Однажды двадцать лет спустя»), Александром Миттой (в «Экипаже») и Игорем Гостевым (в «Серых волках»). Второй – сотрудничество с Борисом Львовым-Анохиным (сам режиссер особо выделял «благоговейно, почти молитвенно» сыгранного Потаповым Соляника в его, Львова-Анохина, режиссерской версии «Рядовых» А. Дударева), Леонидом Хейфецем (театралам памятен потаповский мавр Хасан в «Заговоре Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера). К участию в своих режиссерских опытах Потапова привлекал и Виталий Соломин (он же позвал Александра Сергеевича и преподавать на руководимом им, Соломиным, актерском курсе во ВГИКе), доверявший ему роли Муромского в мюзикле «Свадьба Кречинского» и Лебедева в чеховском «Иванове».
Регулярно занимают Александра Сергеевича в своих постановках Владимир Бейлис (за исполнение роли Мамаева в его спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского Потапов был удостоен премии Правительства России) и Виталий Иванов (в поставленном этим режиссером «Предложении» А.П.Чехова Александр Потапов с успехом играет Чубукова).
Не забывает артиста Потапова и творческий лидер Малого театра Юрий Соломин, в спектаклях которого Александр Сергеевич создал образы плутоватого, донельзя азартного и бесконечно обаятельного купца Восьмибратова в «Лесе» А.Н.Островского, дотошного, стремящегося разобраться в сути экономических нововведений Митрича во «Власти тьмы» Л.Н.Толстого. И, наконец, – Городничего в гоголевском «Ревизоре», вышедшего у Александра Потапова не однозначно комическим персонажем, а крупной, отчасти трагической личностью. Этот Городничий просто не может не вызвать интереса и даже симпатии зрителей. Потому что для нас любые свежие, небанальные впечатления, возникающие при просмотре спектакля по классическому и, казалось бы, хорошо знакомому произведению, всегда в радость.
Майя Фолкинштейн,
«Культура», №19 2011 год