Новости

ПАМЯТНИК ЯРОСТИ

ПАМЯТНИК ЯРОСТИ

Депутат Госдумы Владимир Мединский предложил похоронить Ленина и таким образом вынести его из мавзолея. Будет ли это предложение способствовать консолидации российского общества? Вовремя ли оно? Не стоит ли переложить решение этого вопроса на плечи следующего поколения? Нет ли в этом предвыборного политиканства?

Юрий СОЛОМИН, художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР:

– Вынос Ленина из мавзолея не решит проблему политического и социального противостояния в нашей стране, в то время как старики будут сильно обижены, и это породит новую волну возмущений. Мы и так наделали много ошибок за последние 20 лет, не хватает еще столкнуть лбами рьяных демократов и замшелых консерваторов, вот будет пища для западной прессы, заявляющей, что в России по-прежнему арестовывают за свободу слова. Казалось бы, у меня, сына репрессированного отца, есть все основания для того, чтобы голосовать за вынос Ленина из мавзолея, но в то же время я понимаю, что господин Мединский по-настоящему не озабочен проблемой справедливого возмездия. Для него это всего лишь политический пиар, «буря в стакане», поскольку время от времени эта тема периодически возникает в среде народных избранников, а потом затихает. Значит, нет в ней такой уж насущной потребности. Прежде чем делать подобного рода заявление, подумали бы: а сколько это будет стоить? Насколько я знаю, аппаратура в мавзолее очень дорогая, и демонтировать ее будет недешево. И потом ради чего? Ну тогда давайте уничтожим все памятники Ленину в каждом городе и таким образом уподобимся варварам. Вообще играть с историей в бирюльки очень опасная вещь.

Я не историк и не политик, я всего лишь деятель театра, но я точно знаю, как на молодом поколении сказывается наше отношение к старикам, тем более к тем, кто отстоял Россию во время войны. Я не воевал, я учился в школе, потом в институте, но прекрасно помню, как все мы преклонялись перед теми, кто возвращался с фронта. И никаких тогда реабилитационных центров не было, бывшие солдаты тут же впрягались в тяжелейшую работу и строили будущее нашей страны. Так что же теперь, когда они стали немощны и живут не так чтобы сладко, лишить их того, ради чего они шли на смерть?! Нет в вас души, господа!

Лев АННИНСКИЙ, литературовед, писатель:

– Вряд ли мой ответ устроит кого бы то ни было, потому что в дискуссиях о мавзолее, длящихся уже второе десятилетие, я вижу только бесконечный политический покер, и ничего, кроме негатива, он у меня не вызывает.

Мавзолей – давно уже не памятник конкретному человеку, это памятник эпохе, связанной с ленинизмом как с доктриной, вне которой целый период нашей истории вываливается в пустоту.

Дело не в том, сколько раз

В.И. Ульянов употребил в записках и речах слова «уничтожение» или «смертная казнь». Пусть еще историки выяснят, где эти слова означали законный приговор, а где это была принятая в ту жуткую эпоху форма словесного давления. И заодно пусть уточнят, по чьему формальному решению был казнен адмирал Колчак – если его «шлепнули» без всякой санкции Всероссийского ВЦИКа, а на основе решения чрезвычайных органов – военно-революционных комитетов (Сибирского? Иркутского?). Как и Николая убили – по инициативе Уральского. Земля горела, народ был в ярости. Без всякого мавзолея.

И оставьте мавзолей в покое. Это памятник нашей ярости в безумную эпоху, а не конкретному лицу.

А тогда чего он там лежит?

А это лежит еще один памятник – нашей дикости – набальзамированный труп. Что-то в жанре святых мощей. Тоже подмена памяти куском «материала».

Вот и предлагал лет десять назад мой друг, фронтовик, замечательный художник Андрей Владимирович Николаев – захоронить тело под мавзолеем, вырыв нормальную могилу на соответствующей глубине. Вот с этим я был бы согласен.

А мавзолей – не трогайте.

Эпоха тяжелая?

Но не трогаете же вы храм Василия Блаженного из-за того, что возведен велением царя-изверга, который любовался стройкой со своей специальной башенки.

И нечего ждать, пока уйдут ветераны советской эпохи, и перекладывать решение на плечи тех, кто ничего не будет помнить: такое ожидание кощунственно.

Наша история – страшная. Но она была, и другой нет. А если выдумаете на ее место другую, то эту другую так же выкинут из памяти, как вы пытаетесь выкинуть из памяти эту.

Трибуна, 26 января 2011 года

Дата публикации: 31.01.2011
ПАМЯТНИК ЯРОСТИ

Депутат Госдумы Владимир Мединский предложил похоронить Ленина и таким образом вынести его из мавзолея. Будет ли это предложение способствовать консолидации российского общества? Вовремя ли оно? Не стоит ли переложить решение этого вопроса на плечи следующего поколения? Нет ли в этом предвыборного политиканства?

Юрий СОЛОМИН, художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР:

– Вынос Ленина из мавзолея не решит проблему политического и социального противостояния в нашей стране, в то время как старики будут сильно обижены, и это породит новую волну возмущений. Мы и так наделали много ошибок за последние 20 лет, не хватает еще столкнуть лбами рьяных демократов и замшелых консерваторов, вот будет пища для западной прессы, заявляющей, что в России по-прежнему арестовывают за свободу слова. Казалось бы, у меня, сына репрессированного отца, есть все основания для того, чтобы голосовать за вынос Ленина из мавзолея, но в то же время я понимаю, что господин Мединский по-настоящему не озабочен проблемой справедливого возмездия. Для него это всего лишь политический пиар, «буря в стакане», поскольку время от времени эта тема периодически возникает в среде народных избранников, а потом затихает. Значит, нет в ней такой уж насущной потребности. Прежде чем делать подобного рода заявление, подумали бы: а сколько это будет стоить? Насколько я знаю, аппаратура в мавзолее очень дорогая, и демонтировать ее будет недешево. И потом ради чего? Ну тогда давайте уничтожим все памятники Ленину в каждом городе и таким образом уподобимся варварам. Вообще играть с историей в бирюльки очень опасная вещь.

Я не историк и не политик, я всего лишь деятель театра, но я точно знаю, как на молодом поколении сказывается наше отношение к старикам, тем более к тем, кто отстоял Россию во время войны. Я не воевал, я учился в школе, потом в институте, но прекрасно помню, как все мы преклонялись перед теми, кто возвращался с фронта. И никаких тогда реабилитационных центров не было, бывшие солдаты тут же впрягались в тяжелейшую работу и строили будущее нашей страны. Так что же теперь, когда они стали немощны и живут не так чтобы сладко, лишить их того, ради чего они шли на смерть?! Нет в вас души, господа!

Лев АННИНСКИЙ, литературовед, писатель:

– Вряд ли мой ответ устроит кого бы то ни было, потому что в дискуссиях о мавзолее, длящихся уже второе десятилетие, я вижу только бесконечный политический покер, и ничего, кроме негатива, он у меня не вызывает.

Мавзолей – давно уже не памятник конкретному человеку, это памятник эпохе, связанной с ленинизмом как с доктриной, вне которой целый период нашей истории вываливается в пустоту.

Дело не в том, сколько раз

В.И. Ульянов употребил в записках и речах слова «уничтожение» или «смертная казнь». Пусть еще историки выяснят, где эти слова означали законный приговор, а где это была принятая в ту жуткую эпоху форма словесного давления. И заодно пусть уточнят, по чьему формальному решению был казнен адмирал Колчак – если его «шлепнули» без всякой санкции Всероссийского ВЦИКа, а на основе решения чрезвычайных органов – военно-революционных комитетов (Сибирского? Иркутского?). Как и Николая убили – по инициативе Уральского. Земля горела, народ был в ярости. Без всякого мавзолея.

И оставьте мавзолей в покое. Это памятник нашей ярости в безумную эпоху, а не конкретному лицу.

А тогда чего он там лежит?

А это лежит еще один памятник – нашей дикости – набальзамированный труп. Что-то в жанре святых мощей. Тоже подмена памяти куском «материала».

Вот и предлагал лет десять назад мой друг, фронтовик, замечательный художник Андрей Владимирович Николаев – захоронить тело под мавзолеем, вырыв нормальную могилу на соответствующей глубине. Вот с этим я был бы согласен.

А мавзолей – не трогайте.

Эпоха тяжелая?

Но не трогаете же вы храм Василия Блаженного из-за того, что возведен велением царя-изверга, который любовался стройкой со своей специальной башенки.

И нечего ждать, пока уйдут ветераны советской эпохи, и перекладывать решение на плечи тех, кто ничего не будет помнить: такое ожидание кощунственно.

Наша история – страшная. Но она была, и другой нет. А если выдумаете на ее место другую, то эту другую так же выкинут из памяти, как вы пытаетесь выкинуть из памяти эту.

Трибуна, 26 января 2011 года

Дата публикации: 31.01.2011