А.К.ТОЛСТОЙ И ЕГО ПОЭМА «ДОН ЖУАН»
А.К.ТОЛСТОЙ И ЕГО ПОЭМА «ДОН ЖУАН»
Примечательно не только творчество Толстого, но и сама его биография. Стоит напомнить, что Алексей Константинович послужил прототипом нескольких литературных героев. Так, родной дядя, известный писатель Антоний Погорельский, вывел его в образе Алёши в своей сказке «Чёрная курица, или Подземные жители»; троюродный брат, Лев Толстой, писал с него Алексея Кирилловича Вронского в «Анне Карениной».
По материнской линии Алексей Константинович происходил из рода Разумовских, чьё возвышение началось при императрице Елизавете Петровне. Прадедушка Толстого был украинским гетманом; министр народного просвещения А.К.Разумовский, имя которого связано с открытием Царскосельского лицея, приходился писателю дедом. Ещё ребёнком маленький Алёша Толстой оказался при дворе – он принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II.
В 1836 г. молодой граф выдержал экзамен на чин при Московском университете. Толстой довольно быстро сделал блестящую карьеру, однако он никогда не стремился к наградам и чинам, видя своё призвание в творчестве. «Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре… Служба и искусство несовместимы» – писал он Александру II в своём прошении об отставке в 1861 г. (Как тут не вспомнить Пушкина с его гением и злодейством, а также Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»!).
Склонность к творчеству обнаружилась у Толстого очень рано, уже в 6 лет он «начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили моё воображение некоторые произведения наших лучших поэтов… Я упивался музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику» (из автобиографического письма итальянскому учёному А. де Губернатису от 20 февраля (4 марта) 1874 г.). Антоний Погорельский всячески поощрял литературные опыты своего любимца. Первым опубликованным произведением Толстого стала в мае 1841-го фантастическая повесть «Упырь», благосклонно принятая таким взыскательным критиком, как В.Г.Белинский.
Литературное наследие Алексея Константиновича весьма разнообразно и многожанрово: великолепная лирика, включая любовную, хлёсткая, остроумная, на редкость смешная сатира (отдельное спасибо за Козьму Пруткова!), поэмы, фантастические повести и рассказы (Толстой был одним из родоначальников этого жанра в России), исторический роман, былины, баллады, притчи… Вершиной же его творчества стала драматическая трилогия – «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», долгие годы являвшаяся «визитной карточкой» Малого театра.
О.А.Петренко
* * *
Поэма Толстого «Дон Жуан» (1862) появилась в самый разгар споров о назначении и месте искусства в жизни. Образ Дона Жуана, как и вся поэма в целом, стал, по словам писателя, «невольным протестом против практического направления нашей беллетристики». Объясняя свой замысел, Толстой формулирует принципиально важное убеждение, лежащее в основе его концепции образа Дона Жуана: «Не признавать в человеке чувство прекрасного, находить это чувство роскошью, хотеть убить его и работать только для материального благосостояния человека – значит отнимать у него его лучшую половину, значит низводить его на степень счастливого животного, которому хорошо, потому что его не бьют и сытно кормят».
Дон Жуан Толстого меньше всего беззаботный повеса, коварный обольститель женщин. Он поэт и философ любви. Для него любовь – не просто чувство, влекущее его к женщине, а основа мироздания. За душу Дона Жуана борются два противоположных начала – света и тьмы. Сатана готовит для героя страшное искушение – искать небесный идеал красоты и совершенства на грешной земле.
Так с волей пламенной, упорством на челе,
С отчаяньем в груди, со страстию во взоре,
Небесное Жуан пусть ищет на земле
И в каждом торжестве себе готовит горе.
Дон Жуан готов полюбить искренне и глубоко, но каждая новая встреча приносит лишь горечь разочарования. Именно это приводит героя не только к утрате веры, но и к восстанию против всех нравственных устоев бытия.
Встретив донну Анну, дон Жуан искренен в своих признаниях. Эту черту героя особо отмечал сам автор: «Он верил во всё, что он говорил донне Анне, пока Командор не вернул его к реальной жизни, ко всем его разочарованиям в прошедшем и к его настоящему скептицизму».
Последнее свидание с донной Анной открывает ему глаза, он понимает, что наконец обрёл истинную любовь…
И.Б.Ростоцкий
Газета Малого театра, №35
Дата публикации: 27.01.2011