РОЛИ, ЗАМЕТНЫЕ НА СЦЕНЕ
Актриса Малого театра Наталья Швец
Впервые на сцену прославленного русского театра она вышла студенткой. Это был спектакль «Пропасть» по пьесе венгерского драматурга Дарваша.
В ту пору Наталья Швец была студенткой первого курса Театрального училища имени М. С. Щепкина при Малом театре. Ее мастер, профессор Вениамин Иванович Цыганков, был сдержан в любви к своим студентам, но всегда был готов помогать своим питомцам. Именно он рекомендовал венгерскому режиссеру юную Наталью на одну из главных ролей в «Пропасти»,— спектакль энергично готовился к участию в Фестивале «Дни Венгрии в России» и, собственно, открывался им.
Героиню Натальи Щвец звали Эржике. Ей роль пришлась по душе, а сама Наталья понравилась иноземному режиссеру—видимо, своей наивностью и искренностью. Она зарделась и смутилась, когда ее представили Дарвашу, и он увидел: эта симпатичная большеглазая и стеснительная русская студентка подходила на роль чистой и наивной венгерской девчонки.
Дебют ее был ошеломляющим... На первом курсе и большая роль! На первом курсе и уже на сцене прославленного Малого! А рядом — великие и великолепные партнеры — Виктор Иванович Коршунов, Юрий Иванович Каюров, Нелли Ивановна Корниенко, Муза Ивановна Седова.
И вот премьера. Играют гимны Венгрии и СССР, в ложах — правительственные лица и дипломаты с двух сторон... Медленно поплыл знаменитый красный, тяжелого бархата, с золотыми кистями занавес. Погас свет.
Артисты играли превосходно. Молодая героиня волновалась страшно и только старалась помнить слова наставника быть смелой и «работать по школе». В общем, все шло отменно, и внутренний голос подсказывал, что это успех. В финале артисты выходят на поклоны и с любопытством смотрят в пятый ряд партера, где сидел режиссер спектакля... Увидели они сцену необычную — режиссер Дарваш старательно вжимался в кресло, и вся мизансцена демонстрировала его полнейшее недоумение.
Да, именно так — он не узнавал своего спектакля.
Поставив спектакль и сыграв его на публике в филиале, довольный режиссер отбыл на родину. И вот тут-то вмешался главный режиссер Малого театра Борис Иванович Равенских: буквально за несколько дней он ловко переделал весь спектакль так, как посчитал нужным.. Заменил некоторых артистов, убрал «лишнюю» на его взгляд мебель и реквизит, отяжеляющие и приземляющие спектакль; чуть-чуть поработал над текстом, отчего пьеса заметно сократилась, что, впрочем, было вполне оправдано (венгр поставил спектакль на три с половиной часа); естественно, поменял и мизансцены. Режиссер Равенских любил скульптурность, четкость сценических рисунков, избегал бытовых нагрузок в сценическом оформлении.
Вот и подправил спектакль... Кончилась эта история достаточно грустно. Венгерского режиссера почти силой взметнули на сцену, а он упирался и не хотел раскланиваться за успех, как ему казалось, не его спектакля. Что ж, резон тут был, но и успех был. Однако недолгий — спектакль скоро сняли с репертуара. Он шел всего один сезон.
У юной Натальи Швец не закружилась голова от успеха... Она, воспитанная почти по-спартански («должна», «обязана» — самые важные повелительные глаголы, какие она всегда помнила), не знавшая слова «не могу», бурное начало своей профессиональной судьбы принимала и понимала как подарки чьей-то высокой любви. В этот же год, параллельно с репетициями роли Эржике, она снималась в фильме «Ты и я» Ларисы Шепитько. Когда Наталья попала впервые на «Мосфильм», она был потрясена. Ее привели к Ларисе Шепитько украдкой, тайно (она боялась сказать в училище о съемках). Красивая, стройная, с чудными руками (с длинными изящными пальцами), с глубоким пронзительным взглядом, та посмотрела внимательно на Наташу. Потом попросила принести платочек... На Наталью платочек надели, и Лариса сказала только три слова: «Да, это она...» Так Наталья получила эпизодическую роль. Веселой, жизнерадостной молоденькой Наталье нужно было играть тяжело больную девочку, которая в конце концов умирает.. Первый киноопыт был огромным — доброжелательная Лариса сняла все страхи, нежно разъяснила неопытной актрисе, что и как ей делать, и результатом оказалась довольна. Вскоре фильм был показан на фестивале в Венеции и получил приз «Серебряный лев». На фестиваль студентка не ездила, но на всех афишах, расклеенных по всему городу, красовалась симпатичная русская актриса Наташа Швец.
В этот же первый начальный период Наталья была занята в новой постановке Бориса Равенских «Птицы нашей молодости»— роль ее была невелика, играла подружку невесты, было много движения, танцев, но слов у нее не было... Так она научилась быть активной и много работать всегда — будь то большая, будь то малая роль.
В кино молодая актриса снимется еще не раз. В фильме молодого режиссера по рассказам Шукшина «Сапожки» она видела, как работают Юматов и Соколова. В знаменитом фильме «Мачеха», где блистала Татьяна Доронина, ей досталась хорошая эпизодическая роль учительницы. Пусть не велика, но характер нужно было играть в развитии. Были еще большие роли в телевизионных многосерийных фильмах «Мартин Идэн», «Оруженосец Кашка», «Ваши права» и др.
В 1975 году Наталья была зачислена в труппу Малого театра. И вот уже тридцать пять лет она выходит на бесконечно дорогую ей сцену, сохраняя в себе все эти годы тот прежний, воспитанный в ней старыми артистами, кодекс чести. В Малом театре нужно жить внутри традиции, а это трудно. Жить внутри традиции — это не позволять себе опуститься и ослабнуть ни при каких обстоятельствах — от самого важного до мелочей. Ей еще Цыганков сказал, что, когда начинается сезон, нельзя есть и пить холодного, нужно быть здоровым и активным, ежедневно заниматься речью по определенным методикам... И все это нужно не потому, что ты любительница гламура, а потому, что можешь кого-то подвести. В этот начальный период Наталья играла по 28 спектаклей в месяц, участвовала во всех шефских концертах и спектаклях. Но обязательно три раза в неделю — станок, два раза — вокал...
Нынешнее поколение молодых артистов, увы, этим не занимается.
Ее актерская судьба сложилась вполне счастливо. Что-то очень устойчивое, верное, стабильное есть в ней — верность служения, способность переживать неизбежные обиды, и неизбежные же обстоятельства — конечно, она могла бы больше играть. И роли крупные ой как ей впору. Она явная, прирожденная актриса театра Островского—с ее резкой характерностью, многоцветьем в оттенках, богатой личной творческой фантазией.
Взрослая актерская судьба началась с роли княжны Мстиславской в спектакле «Царь Федор Иоаннович», поставленном Б. Равенских, и со специально написанной для спектакля гениальной музыкой Г.Свиридова. Это был грандиозный спектакль —на главную роль был специально приглашен Иннокентий Смоктуновский. Все выстраивалось вокруг этого центра — и смысл, и нерв, и идея спектакля... Наталья первый раз оказалась в такой работе и столкнулась с такой глыбой режиссерской воли. Равенских был тиран — выстраивались очень жесткие рамки мизансцен, буквально все по сантиметрам рассчитывалось, и в этих рамках чудовищно трудно было существовать. Никакой вольности, но всякий раз полное погружение в мир спектакля... Сначала она вообще не понимала: как жить и что делать в этой узкой клетке? Она чувствовала, что на репетициях превращается в камень, и рыдала бесконечно от этого непонимания... Но помощь пришла от Евгения Павловича Велихова и конечно же от Вениамина Ивановича Цыганкова. Последнему молодая актриса пересказывала, что говорил ей Равенских, а Цыганков учил, как сделать то, что хочет режиссер, не имевший времени и возможности разъяснять-разжевывать новичкам свои замыслы. В результате роль получилась. Княжна Наташа вышла юной и прелестной, естественной и чистой... Пластика роли была выстроена режиссером строго, а актриса нашла нежную, мягкую походку, плавные движения (выплывала как лебедь), была изысканна и красива.
Пусть и небольшие роли приходилось играть Наталье Швец, но бесконечно разнообразные. В мольеровском спектакле «Плутни Скапена» (постановка Евгения Велихова) это была цыганка Зербенета — страстная, яркая. Актриса показывала фокусы, танцевала, читала роскошный монолог, научилась красиво смеяться. Да, да, красиво смеяться до этой роли она не умела... И снова партнеры помогали, о чем
Наталья всегда старается сказать, подчеркивая, насколько в любом спектакле партнеры очень важны.
Мозаика ее ролей впечатляет: княжна Наташа — лирическая героиня; Зербенета — острохарактерная и эмоциональная; в роли Эржике актриса осваивает психологию деревенской девчонки; в «Холопах» Гнедича она придумала своей героине Матрешке горб, изменивший весь рисунок актерской игры; а в арбузовском «Вечернем свете» это был характер советский — целеустремленная молодая секретарь редакции, трогательная в своей чрезмерной ответственности.
Естественно, Александра Николаевича Островского она любит бесконечно и страшно дорожит любой работой, связанной с его произведениями.
Сегодня в Малом театре идет «Трудовой хлеб» (постановка Александра Коршунова) — роль Маланьи, ведущей в доме и хозяйство и заменяющей двум девушкам (сиротам на попечении) мать, актриса Швец играет с упоением. Ее Маланья и с юмором, и в то же время — обидчивая. То она важничает, а то всех без разбору жалеет, но чаще — лучше других все понимает. Главное в этой роли актрисы — любовь к девушкам-сиротам, теплая родственность, искреннее переживание за судьбу семейства.
«На всякого мудреца довольно простоты» — тут у Натальи роль небольшая, но получилась отменной, заметной. Это роль Приживалки — тут нет симпатичности Маланьи, но есть хитрость человека, умеющего выживать, ловкость и льстивость перед благодетельницей (роль Турусиной играет Э. А. Быстрицкая). Любит она свою роль и в спектакле «Свои люди —сочтемся». Фоминишна у Натальи Швец — симпатичная, ловкая, затейница, балагурка, в общем, умеет жить со вкусом и весело.
Она умеет все и всем дорожит: и большими, и малыми ролями, и озвучиванием мультфильмов, и работой в кино... Но вся ее главная актерская жизнь связана с одной сценой — нашим Малым театром, который как броненосный крейсер, обладающий мощью и устойчивостью, рассекает времена и эпохи, преодолевая все мелочное и никчемное в культуре. Образцовый театр русской классики с актерами, знающими, что такое актерская школа, — да, он единственный, он русское национальное сокровище. И Наталья Швец крепко держит в себе эту актерскую стать Малого и человеческое достоинство.
Роли ее необычайно продуманы, выстроены, а все придуманное глубоко оправдано. Она призналась, что любит сочинять каждому герою биографию и нагружать роль действием... В спектакле «Бешеные деньги» у нее была махонькая роль без слов — но она попросила режиссера (и он согласился на ее выдуманную биографию) дать ей «сопровождение». Так появились сначала муж, потом — ребенок, а когда мальчик (сын коллеги) вырос, то возник племянник. В традициях русской актерской школы, которым Наталья просто не может не следовать, было принято так работать: если даже ты стоишь у плетня на третьем плане, то все равно у тебя должна быть биография — ты все равно играешь конкретного человека, а не «человечка вообще». Этому ее учили легендарные старые актеры Малого. Они входили в жизнь молодых как бы невзначай, и всегда великие старики умели помочь другим. Наталью поддерживал и хорошо отзывался о ее работах на худсоветах Игорь Ильинский. Она навсегда запомнила слова Бориса Бабочкина: «Хорошая девочка, хорошо играешь»... И она уже тогда знала цену этой похвалы — старые артисты из лести не хвалили. Наталья хранит в сердце своем и добрые слова Татьяны Александровны Еремеевой, которой будет осенью сто лет, как и более моложавой — девяностошестилетней Татьяны Петровны Панковой.
За кулисами Малого театра актеры поколения Натальи Швец ходили по струнке и благоговейно — ведь рядом с ними работали Е. Н. Гоголева, М. И. Жаров, Н. П. Рыжов, Н. А. Анненков, Р. Д. Нифонтова, Е. М. Шатрова, Е. В. Самойлов... Старики всегда приходили в театр загодя (и на спектакли, и на репетиции) — за полтора-два часа, чтобы настроить себя на роль. А им, молодым, говорили: «Как вышли вы из дома, так и решительно отсекайте уже тот мир обыденный, а начинайте творческий процесс. Постарайтесь, например, идти походкой того героя, которого вы будете играть...» Атмосфера закулисья Малого театра была совершенно особой — все были очень доброжелательны, вежливы, душевны, несмотря на регалии и награды. Всегда держали слово, и слово это выполнялось, а если не могли что-то выполнить, то умели извиниться. Ко всему прочему, у актеров была высокая личная культура — не было высокопарности и высокомерности. Великие старики были просты и великодушны...
Наталья Швец — настоящая актриса именно Малого театра, и она никогда не позволит себе жаловаться, быть недовольной, хотя достойна играть больше, чаще получать крупные роли. Она умеет держать себя в руках и по-прежнему много любить: любить роли, любить коллег и своей театр.
А потому любой ее выход на сцену заметен, всегда праздник для ценителей драматического искусства, уникальность которого — в сопряжении многих и разных талантов.
КАПИТОЛИНА КОКШЕНЕВА
«Свой», журнал для просвещенного консерватора от Никиты Михалкова, №10 2010