Новости

ПОЖИЛОЙ АРТИСТ И ТЕАТР НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ?

ПОЖИЛОЙ АРТИСТ И ТЕАТР НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ?

Журнал «Театрал» поднял тему пожилых актеров. Нужны ли они театру и нужен ли театр им? Казалось, что ответ очевиден – драматургия в основном опирается на молодежь, и далеко не в каждый спектакль нужны актеры пожилого возраста. Странным показалось, что многие артисты, чей возраст между «молодыми» и «пожилыми», не захотели отвечать на наш вопрос. А те, кто ответил, сказали: «ДА. Пожилые актеры нужны – без них театр утратит свои традиции».

Юрий СОЛОМИН:

– Мне кажется, что ответ однозначен – конечно, нужны. Это все равно, что нужны ли папа и мама, нужны ли дедушка и бабушка в семье. Они необходимы, потому что воспитывают следующее поколение. То же самое можно сказать и об актерах старых и молодых.

У нас работает много пожилых актеров. Когда я пришел в театр, там еще работали Яблочкина, Пашенная, Турчанинова, Царев, Ильинский, Жаров, Любезнов, Доронин, Владиславский, Шатрова. И я, молодой актер, общался с ними со всеми на сцене. Допустим, в «Ярмарке тщеславия» я, будучи студентом четвертого курса, вывозил Яблочкину на коляске. И перед спектаклем она вызывала меня и спрашивала: «Ну как дела в училище? Что вы готовите, что вы играете?» А потом говорила: «Стоп, давай соберемся», и несколько минут ее нельзя было трогать. Мне посчастливилось играть с Еленой Николаевной Гоголевой в «Пучине» Островского. Она играла мою мать, и, когда мы репетировали, так подружились, как будто между нами не было большой разницы в возрасте. Я бывал у нее дома, мы разговаривали. Когда ездили на гастроли, Елена Николаевна всегда брала с собой корзинку с пирожками, которые пекла ее домработница. Маленькие такие, в один укус. В поезде она приглашала к себе в купе молодых актеров, угощала пирожками, делилась воспоминаниями. И Михаил Иванович Царев после спектакля любил что-нибудь читать перед молодыми актерами. Царев и Пашенная были моими педагогами. Вера Николаевна по мастерству, а Михаил Иванович преподавал художественное слово. Вера Николаевна всегда приглашала к себе домой студентов и, прежде чем начать работать, непременно угощала всех чаем. Она старалась помочь студентам – одному из уже ушедших из жизни актеров она в годы его учебы в течение двух лет платила стипендию из своих денег. И сейчас происходит то же самое. Я знаю в нашем училище педагогов, которые из своих денег платят стипендии, поддерживают талантливых студентов. Мы с женой вместе преподаем и создали свою стипендию – имени Веры Николаевны Пашенной. Это наша инициатива, потому что в свое время Вера Николаевна помогла и мне, и моей жене. И это абсолютно в русских традициях.

У нас есть актриса Татьяна Александровна Еремеева, которой 97 лет. Шесть лет назад она сломала шейку бедра, но, как только стала опять ходить, сразу вернулась на сцену. Ее появление на сцене и уход всегда сопровождаются аплодисментами. В спектакле «Горе от ума» она играет графиню-бабушку. Там в конце есть такая реплика: «Когда-нибудь я с бала да в могилу», и она придумала себе, что на сцене все время двигается, танцует. При этом точно выполняет свой рисунок. Татьяна Александровна выходит на сцену и играет еще лучше, чем до операции. А мы все стоим в кулисах и смотрим на нее. Так же Татьяна Петровна Панкова. Ей 93 года. Но та вообще безумно жадная до ролей. Более молодые актеры: Солодова, Юдина, Быстрицкая, Каюров, Торопов, Сергеев, которому уже 84 года, – они все не очень здоровые люди, и мы создаем им условия для работы – подаем машину, чтобы привезти на спектакль, а затем отвезти домой. Пытаемся помочь им и материально, отправляем к ним врачей, если они заболевают. У нас есть наша поликлиника, как мы ее называем, и свои врачи, которые всегда помогут. И все это, конечно, бесплатно. Причем не только для сотрудников театра, но и для членов их семей. Наш стоматолог бесплатно принимает даже рабочих, которые занимаются ремонтом театра. Такова традиция нашего коллектива – забота о людях. Это не стоит больших денег, но мы освобождаем своих артистов от каких-то проблем. И создаем им возможность благополучно работать.

Без подготовки, без воспитания следующего поколения, наверное, нет нации. Александр Николаевич Островский сказал так, цитирую: «Без театра нет нации». Он имел в виду театр как основу культуры. В театр входит много искусств, такие как живопись, музыка, архитектура, литература, режиссура и так далее. Как же можно не готовить следующее поколение?

Возвращаясь к теме пожилых актеров, хочу сказать, что нужны все – и молодые, и старые, они должны друг друга поддерживать. В этом сила нации. В этом сила семьи, в этом сила государства.

Дата публикации: 09.11.2010
ПОЖИЛОЙ АРТИСТ И ТЕАТР НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ?

Журнал «Театрал» поднял тему пожилых актеров. Нужны ли они театру и нужен ли театр им? Казалось, что ответ очевиден – драматургия в основном опирается на молодежь, и далеко не в каждый спектакль нужны актеры пожилого возраста. Странным показалось, что многие артисты, чей возраст между «молодыми» и «пожилыми», не захотели отвечать на наш вопрос. А те, кто ответил, сказали: «ДА. Пожилые актеры нужны – без них театр утратит свои традиции».

Юрий СОЛОМИН:

– Мне кажется, что ответ однозначен – конечно, нужны. Это все равно, что нужны ли папа и мама, нужны ли дедушка и бабушка в семье. Они необходимы, потому что воспитывают следующее поколение. То же самое можно сказать и об актерах старых и молодых.

У нас работает много пожилых актеров. Когда я пришел в театр, там еще работали Яблочкина, Пашенная, Турчанинова, Царев, Ильинский, Жаров, Любезнов, Доронин, Владиславский, Шатрова. И я, молодой актер, общался с ними со всеми на сцене. Допустим, в «Ярмарке тщеславия» я, будучи студентом четвертого курса, вывозил Яблочкину на коляске. И перед спектаклем она вызывала меня и спрашивала: «Ну как дела в училище? Что вы готовите, что вы играете?» А потом говорила: «Стоп, давай соберемся», и несколько минут ее нельзя было трогать. Мне посчастливилось играть с Еленой Николаевной Гоголевой в «Пучине» Островского. Она играла мою мать, и, когда мы репетировали, так подружились, как будто между нами не было большой разницы в возрасте. Я бывал у нее дома, мы разговаривали. Когда ездили на гастроли, Елена Николаевна всегда брала с собой корзинку с пирожками, которые пекла ее домработница. Маленькие такие, в один укус. В поезде она приглашала к себе в купе молодых актеров, угощала пирожками, делилась воспоминаниями. И Михаил Иванович Царев после спектакля любил что-нибудь читать перед молодыми актерами. Царев и Пашенная были моими педагогами. Вера Николаевна по мастерству, а Михаил Иванович преподавал художественное слово. Вера Николаевна всегда приглашала к себе домой студентов и, прежде чем начать работать, непременно угощала всех чаем. Она старалась помочь студентам – одному из уже ушедших из жизни актеров она в годы его учебы в течение двух лет платила стипендию из своих денег. И сейчас происходит то же самое. Я знаю в нашем училище педагогов, которые из своих денег платят стипендии, поддерживают талантливых студентов. Мы с женой вместе преподаем и создали свою стипендию – имени Веры Николаевны Пашенной. Это наша инициатива, потому что в свое время Вера Николаевна помогла и мне, и моей жене. И это абсолютно в русских традициях.

У нас есть актриса Татьяна Александровна Еремеева, которой 97 лет. Шесть лет назад она сломала шейку бедра, но, как только стала опять ходить, сразу вернулась на сцену. Ее появление на сцене и уход всегда сопровождаются аплодисментами. В спектакле «Горе от ума» она играет графиню-бабушку. Там в конце есть такая реплика: «Когда-нибудь я с бала да в могилу», и она придумала себе, что на сцене все время двигается, танцует. При этом точно выполняет свой рисунок. Татьяна Александровна выходит на сцену и играет еще лучше, чем до операции. А мы все стоим в кулисах и смотрим на нее. Так же Татьяна Петровна Панкова. Ей 93 года. Но та вообще безумно жадная до ролей. Более молодые актеры: Солодова, Юдина, Быстрицкая, Каюров, Торопов, Сергеев, которому уже 84 года, – они все не очень здоровые люди, и мы создаем им условия для работы – подаем машину, чтобы привезти на спектакль, а затем отвезти домой. Пытаемся помочь им и материально, отправляем к ним врачей, если они заболевают. У нас есть наша поликлиника, как мы ее называем, и свои врачи, которые всегда помогут. И все это, конечно, бесплатно. Причем не только для сотрудников театра, но и для членов их семей. Наш стоматолог бесплатно принимает даже рабочих, которые занимаются ремонтом театра. Такова традиция нашего коллектива – забота о людях. Это не стоит больших денег, но мы освобождаем своих артистов от каких-то проблем. И создаем им возможность благополучно работать.

Без подготовки, без воспитания следующего поколения, наверное, нет нации. Александр Николаевич Островский сказал так, цитирую: «Без театра нет нации». Он имел в виду театр как основу культуры. В театр входит много искусств, такие как живопись, музыка, архитектура, литература, режиссура и так далее. Как же можно не готовить следующее поколение?

Возвращаясь к теме пожилых актеров, хочу сказать, что нужны все – и молодые, и старые, они должны друг друга поддерживать. В этом сила нации. В этом сила семьи, в этом сила государства.

Дата публикации: 09.11.2010