Новости

БАБУШКА ВСЕ УЛАДИТ Комедия Александра Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» в Малом театре. Имя Александра Островского звучит сегодня в Европе повсюду

БАБУШКА ВСЕ УЛАДИТ
Комедия Александра Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» в Малом театре.

Имя Александра Островского звучит сегодня в Европе повсюду. На берегах Москвы-реки, на Шпрее, или на Сене — его пьесы ставятся регулярно или включаются в самые ближайшие творческие планы театров. Едва ли за всю свою жизнь на долю автора выпадал столь огромный успех.
Русский драматург родился 12 апреля 1823 года в Москве; после того как он бросил изучение права в московском суде по коммерческим делам, им была написана первая комедия. Затем последовало почти 50 пьес, которые показывали духовный склад людей XIX столетия, социальные и экономические преобразования. В галерее характеров: богатые купцы, семейные деспоты («Свои люди — сочтёмся!»), тираны в женском обличий («Гроза»). Однако, реалистично представлен и мир маленького человека, актёров, служащих и дворянства. Социальные вопросы присутствуют в комедии «Бешеные деньги», как и в «Волках и овцах». Александр Островский, почти все произведения которого шли на сцене Малого театра (или Дома Островского) скончался 14 июня 1886 года в своём поместье Щелыково под Костромой.
Тому, кто хотел бы пережить истинное наслаждение русским театром, увидеть первозданное сценическое действо, где, к тому же, говорят на образцовом русском языке, несомненно, стоит порекомендовать Малый театр. Здесь как раз можно насладиться только что выпущенной премьерой «Правда хорошо, а счастье лучше». Эта постановка — вторая попытка режиссёра Сергея Женовача воплотить своё мастерство на старейших подмостках русской сцены. Первой пробой была комедия Александра Грибоедова «Горе от ума». На сей раз, с той же самой командой он создал настоящий шедевр.
Сергей Женовач по праву является лучшим учеником патриарха театра Петра Фоменко, с чьей постановки Островского «Без вины виноватые» (1993 год в Вахтанговском театре) открылась новая страница театральной жизни России. Однако Женовачу не хотелось, очевидно, по пятам следовать за своим учителем, и он предложил свою собственную версию прочтения Островского. Современность проявляется здесь прежде всего в скупой чёрно-белой сценографии (Александр Боровский), стильных костюмах (Оксана Ярмольник) и в лёгкой «прозрачной» игре актёров.
Сюжет: Он (Глеб Подгородинский) беден, доверчив «как дитя» и, разумеется, в долгах; она (Ирина Леонова) молода, романтична и влюблена. Её очень богатая бабушка (Евгения Глушенко) вместе с отцом (Виктор Низовой) ищут ей подходящего жениха (который непременно должен быть сыном генерала), поскольку, как полагает бабушка: «Женская природа была и останется одной и той же, она не меняется...». Действие происходит в Москве, в купеческом районе Замоскворечье, где в садах в изобилии зреют яблоки. Яблоки и на сцене: их собирают, едят, воруют. «На словах-то ты патриот, а на деле — яблоки таскаешь» — фразу эту, без долгих размышлений, можно причислить к крылатым. Островский, известный своими афоризмами, воспринимался как моралист, сегодня он — актуальный драматург, ибо всё, что он описывал в своих произведениях, а в особенности пресловутые деньги, снова становится в России темой номер один.
В комедии старая кормилица (Людмила Полякова) заботится о неожиданном визите бывшего любовника бабушки (Василий Бочкарёв — актёр уже был удостоен за эту роль премией Станиславского «Московская премьера»). Возвращаясь в мыслях в свою молодость строгая бабушка меняет гнев на милость и позволяет внучке выйти замуж за бедного юношу. Всё хорошо, что хорошо кончается. Об этом — финальная фраза бабушки: «Не родись умной, а родись счастливой».

Татьяна Датченко

Дата публикации: 10.11.2003
БАБУШКА ВСЕ УЛАДИТ
Комедия Александра Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» в Малом театре.

Имя Александра Островского звучит сегодня в Европе повсюду. На берегах Москвы-реки, на Шпрее, или на Сене — его пьесы ставятся регулярно или включаются в самые ближайшие творческие планы театров. Едва ли за всю свою жизнь на долю автора выпадал столь огромный успех.
Русский драматург родился 12 апреля 1823 года в Москве; после того как он бросил изучение права в московском суде по коммерческим делам, им была написана первая комедия. Затем последовало почти 50 пьес, которые показывали духовный склад людей XIX столетия, социальные и экономические преобразования. В галерее характеров: богатые купцы, семейные деспоты («Свои люди — сочтёмся!»), тираны в женском обличий («Гроза»). Однако, реалистично представлен и мир маленького человека, актёров, служащих и дворянства. Социальные вопросы присутствуют в комедии «Бешеные деньги», как и в «Волках и овцах». Александр Островский, почти все произведения которого шли на сцене Малого театра (или Дома Островского) скончался 14 июня 1886 года в своём поместье Щелыково под Костромой.
Тому, кто хотел бы пережить истинное наслаждение русским театром, увидеть первозданное сценическое действо, где, к тому же, говорят на образцовом русском языке, несомненно, стоит порекомендовать Малый театр. Здесь как раз можно насладиться только что выпущенной премьерой «Правда хорошо, а счастье лучше». Эта постановка — вторая попытка режиссёра Сергея Женовача воплотить своё мастерство на старейших подмостках русской сцены. Первой пробой была комедия Александра Грибоедова «Горе от ума». На сей раз, с той же самой командой он создал настоящий шедевр.
Сергей Женовач по праву является лучшим учеником патриарха театра Петра Фоменко, с чьей постановки Островского «Без вины виноватые» (1993 год в Вахтанговском театре) открылась новая страница театральной жизни России. Однако Женовачу не хотелось, очевидно, по пятам следовать за своим учителем, и он предложил свою собственную версию прочтения Островского. Современность проявляется здесь прежде всего в скупой чёрно-белой сценографии (Александр Боровский), стильных костюмах (Оксана Ярмольник) и в лёгкой «прозрачной» игре актёров.
Сюжет: Он (Глеб Подгородинский) беден, доверчив «как дитя» и, разумеется, в долгах; она (Ирина Леонова) молода, романтична и влюблена. Её очень богатая бабушка (Евгения Глушенко) вместе с отцом (Виктор Низовой) ищут ей подходящего жениха (который непременно должен быть сыном генерала), поскольку, как полагает бабушка: «Женская природа была и останется одной и той же, она не меняется...». Действие происходит в Москве, в купеческом районе Замоскворечье, где в садах в изобилии зреют яблоки. Яблоки и на сцене: их собирают, едят, воруют. «На словах-то ты патриот, а на деле — яблоки таскаешь» — фразу эту, без долгих размышлений, можно причислить к крылатым. Островский, известный своими афоризмами, воспринимался как моралист, сегодня он — актуальный драматург, ибо всё, что он описывал в своих произведениях, а в особенности пресловутые деньги, снова становится в России темой номер один.
В комедии старая кормилица (Людмила Полякова) заботится о неожиданном визите бывшего любовника бабушки (Василий Бочкарёв — актёр уже был удостоен за эту роль премией Станиславского «Московская премьера»). Возвращаясь в мыслях в свою молодость строгая бабушка меняет гнев на милость и позволяет внучке выйти замуж за бедного юношу. Всё хорошо, что хорошо кончается. Об этом — финальная фраза бабушки: «Не родись умной, а родись счастливой».

Татьяна Датченко

Дата публикации: 10.11.2003