ТРИУМФ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА
ТРИУМФ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА
«Трудовой хлеб» в филиале Малого театра
К Малому театру принято относиться с уважением, однако считается, что ничего смелого, парадоксального здесь не увидишь. Да и Островского в последнее время интереснее смотреть на других площадках – вспомним постановки Фоменко, Женовача. Примечателен и опыт Шамирова в крохотном театре-студии «Человек».
А между тем спектакль «Трудовой хлеб», поставленный Александром Коршуновым в филиале Малого, – безусловная удача. Пьеса Островского «Трудовой хлеб» – не из самых известных. Нелишне, наверное, напомнить сюжет. Главный герои – Иоасаф Наумыч Корпелов – учитель, промышляющий дешевыми частными уроками. С ним в доме живут две девушки: Наташа – дочь его покойной сестры и Женя – дальняя родственница Наташи. У Наташи есть «заветные деньги», которые оставила ей мать. Их нужно отдать мужу, а если Наташа не выйдет замуж – беречь на старость. К Корпелову часто приходит Грунцов – молодой человек, кончивший курс в университете. Он тоже беден, но надеется получить хорошее место. Женя влюблена в него, хотя по-настоящему мы это поймем лишь в финале. Есть еще Чепурин – лавочник, хозяин дома, молодой человек. Он любит Наташу, но она влюблена в другого – холодного, необаятельного щеголя Егора Копрова. Мысль о браке племянницы с купцом невыносима и для Корпелова. Они хоть и обнищавшие, но «из благородных». Богатый барин Матвей Потрохов учился когда-то с Корпеловым. В гимназии его называли stultus, то есть дурак, ныне он статский советник – разбогател «не без ущерба для совести». С ним приятельствует и Копров. Столкновение с этими людьми обернется для Корпелова и его племянницы трагически – Корпелов приходит к Потрохову просить денег взаймы (всего-то семь с полтиной, чтобы заплатить за квартиру), а взамен получит унижение и три рубля милостыни. Наташа хочет выйти за Копрова, но тот и не собирается жениться на ней: на причете у него уродливая, но богатая купеческая племянница. Деньги у Наташи он все равно заберет, но запутается в своих махинациях и застрелится. И Наташа с горя выйдет за Чепурина, а Корпелов пойдет бродить по свету. Такая вот история.
Роль Корпелова исполняет Валерий Баринов – один из интереснейших московских актеров. Работа Баринова придает спектаклю «Трудовой хлеб» совершенно иное измерение, иной масштаб.
Вначале непонятно, кто перед нами, – немолодой, полысевший человек слегка кривляется, дурачится, речь его подчеркнуто архаизирована, полна ученых словечек и выражений, но таков его стиль. В доме у Потрохова ему нехорошо, стыдно, он ведет себя по-дурацки от смущения, и лакей принимает его за юродивого. Но затем, потрясенный обидой, оскорблением старого приятеля, этот чуть ли не блаженный, мирный человек взрывается и предстает уже не маленьким человеком, а трагическим героем.
А перед тем был блестящий сольный номер Александра Клюквина, играющего Потрохова.
У барина похмелье. Он сидит в кресле, в дорогом, но засаленном халате. Лакей приносит ему кувшин для умывания. Он то тупо подставляет руки под струю воды, то важно умывается, то роняет голову в таз и начинает жадно пить эту же воду. Придя в себя, громко зовет Копрова и тут же хватается за голову – от крика резкая боль в затылке. Вот он прихорашивается, расчесывает перед зеркалом мокрые волосы и вдруг рассмеялся, вспомнил о приятном – умер дядя! Он единственный наследник! Спектакль отнюдь не безрежиссерский – здесь тщательно выстроены мизансцены, проработаны взаимоотношения между персонажами. Сцена, просцениум и даже зал становятся единым театральным пространством.
А главное – господствует единое настроение, единый стиль. Народные песни и вальсы русских композиторов (баянист Валерий Медведев) создают атмосферу русской тоски – безмерной, беспричинной, но очень понятной. Трижды звучит в спектакле песня об извозчике, которому, «стал быть, взгрустнулось, залилси он горькою слезой». Поет ее Корпелов, и всякий раз песня окрашивает сцену совершенно по-иному.
У каждого персонажа есть свой «предмет». У Корпелова – это старое ужасное пальто непонятного цвета, оно служит ему и сюртуком, и одеялом. А когда он узнает, что Наташа ограблена, бормочет уже в каком-то бреду: «Я ворочу, ворочу эти деньги. Вот побегу завтра на толкучку да продам пальтишко за полтора рублика».
А лавочник Чепурин (Дмитрий Зеничев) постоянно играет с картузом. Чепурин, по его же словам, недавно человеком стал. Недавно носит он и картуз – и еще не привык к нему: то вертит в руках, то вешает на гвоздь, то кладет на стол. Эта роль вообще из лучших в спектакле. Обнищавшие, но образованные жильцы не держат хозяина за ровню. А он еще молод и нервен, не может скрыть болезненного интереса к Копрову, которым увлечена Наташа. Чепурин терпит пренебрежительное обращение. В его терпении есть мужицкая уверенность, что он так или иначе своего добьется. Пройдет еще лет пятнадцать, и этот Чепурин вполне сможет стать Лопахиным.
Здесь надо сказать о двух женских ролях – Наташе (Ольга Пашкова) и Жене (Евгения Дмитрнева). Первая – красива, в ней есть порода, благородство, стать. Вторая – попроще, глупенькая, добрая, восторженная девушка, обожающая свою сестру. Но именно Женя невольно заставляет Наташу совершать одну неосторожность за другой, пока та наконец не сделает ужасного – отдаст Копрову «заветные деньги».
Источником страданий на первый взгляд являются деньги. Их постоянно не хватает, причем всем. Только у бедного студента Грунцова вдруг бывают лишние деньги. Вот у него остался РУБЛЬ, и он все думает, как бы его потратить. А Копров застрелился, потому что не может жить без денег, ведь меньше ТРЕХСОТ ТЫСЯЧ порядочному человеку иметь невозможно. И тут же ГРИВЕННИК, который всегда оставляет Чепурин, когда пьет чай у своих жильцов. И ТРИ РУБЛЯ, которые подают Корпелову, как милостыню, и СЕМЪ С ПОЛТИНОЙ, которые Потрохов не захотел дать взаймы, хотя перед этим одолжил несколько тысяч Копрову, понимая, что тот скорее всего не отдаст. А еще ТРИ РУБЛЯ, которые подал Копров кухарке Маланье (превосходная Галина Демина), после того как отнял ПЯТЬ ТЫСЯЧ у Наташи.
Но главной темой спектакля становится не бедность и богатство, а счастье и несчастье.
Лишь Женя и Грунцов еще способны радоваться – они молоды и не побиты жизнью. В Грунцове (Глеб Подгородинский) есть еще бурная, молодая энергия, которая позволяет не терять веселости.
Последний монолог Корпелова при желании можно назвать жизнеутверждающим, но Баринов делает его трагическим.
«А птичка-то поет – чему она рада, деньгам, что ли». Нет, тому она рада, что на свете живет. Сама жизнь-то есть радость, всякая жизнь – и бедная, и горькая – все радость» – он спускается в зал, медленно проходит перед сценой. «Озяб да согрелся – вот и радость. Голоден да накормили – вот и радость. Вот я теперь бедную племянницу замуж отдаю, на бедной свадьбе пировать буду – разве это не радость! Потом пойду по белу свету бродить, от города до города, по морозцу, по курным избам ночевать...» – после этих слов становится жутко. «Как на речке было да на Фонтанке, – запевает он, на каждом слове сгибаясь пополам и ударяя ладонью по сцене, – стоял извозчик, стало быть, молодой. Он был в розовой, стал быть, рубашке и в синтитюревых, стал быть, штанах»! – и уходит через зал, наверх, по боковому проходу, кулаком распахнув дверь.
И эта песня почему-то примиряет нас с жизнью.
Ирина Глущенко
Независимая газета, 5 декабря 1998 года
Дата публикации: 06.12.1998