Новости

ГРИГОРИЙ ГОБЕРНИК: «МУЗЫКА - ТА ЖЕ РЕЧЬ»

ГРИГОРИЙ ГОБЕРНИК: «МУЗЫКА - ТА ЖЕ РЕЧЬ»

Композитор Григорий Гоберник - человек театра. Он автор музыки более чем к пятистам спектаклям в России, Германии, Израиле, Японии, США, Испании, Южной Корее, Польше и многих других странах. На его счету опера, балет, семь мюзиклов, вокальная и инструментальная музыка, сочинения для хора и оркестра. Сегодня Гоберник - заместитель художественного руководителя Малого театра России.

- Какой же титанической работоспособностью должен обладать автор, создающий такое огромное количество произведений! Наверное, музыка приходит к композитору свыше, а он только успевает ее записывать?

- Нет! (Смеется.) Сочинять музыку - это труд. Можно даже сказать, шахтерский труд. Я должен думать об этом круглосуточно. И если она уже звучит внутри тебя, то записать ноты достаточно просто. Я не очень верю в красивые романтические «киношные изложения». Помню старый фильм «Глинка», где показано сочинение музыки: ветер подхватывает ноты, страницы летят, музыка звучит, а автор стоит в окружении своих соратников по «Могучей кучке» и демонстрирует новое сочинение. Нет, так не бывает. Любой сочинительский труд - это труд! Музыка - та же речь, только форма этой речи иная.
То, что воспринимаешь внутренним слухом (а на это способен каждый человек), необходимо перевести, материализовать в нужные тембры, форму. А вот это может только композитор!

- Сочиняя огромное количество произведений, не рискуете ли повториться?

- Кто знает? Я думаю, что, как и любой композитор, я порой повторяюсь. Во всех произведениях, созданных тем или иным автором, прослеживается индивидуальный почерк Другое дело, что творчество не может быть одинаково по значению. Так, например, происходит и в поэзии. Одни стихи запоминаются, другие остаются незамеченными. Но проходят годы, и ты вспоминаешь те, мимо которых когда-то прошел. Потому что ты сам изменился. И автор тоже меняется во времени.

- И ваша музыка тоже стала другой с годами?

- Конечно. Иногда я даже удивляюсь: как же такая хорошая звуковая идея могла прийти ко мне тогда? Ведь был менее опытен. Сейчас я так не смогу. В молодости было больше куража и некие нотки авантюрности. Теперь, навесное, больше осторожности...

- А любовь оказывает влияние на творчество?

- Думаю, что это чувство, как и многие иные, обостряет восприятие. В конце концов, все мы так или иначе отражаем собственную реальность. И внутренний мир композитора в том числе. Другое дело, что накопление эмоций - это длительный процесс. И творческий результат появится много позже.

- Сейчас, чтобы познакомиться с поэзией, достаточно включить компьютер и найти нужный сайт. Так, скорее всего, происходит и с музыкой. Кстати, музыку тоже может сочинять машина?

- К сожалению, с появлением различных компьютерных программ развелось большое количество композиторов, за которых многое делает компьютер, и это не задействует внутренний слух музыканта. Я же за то, чтобы представители любых видов искусства прежде всего получали академическое образование. Ну, например, в нашей профессии. Когда человек прошел период написания музыки в партитуре рукой, а потом наступил более легкий этап - заносить ноты в компьютер, - это одно. А если же сразу сел за компьютер, не проверив внутренним слухом каждый голос: что играет, например, флейта, а что виолончель, что средние голоса, - ничего хорошего не получится. А еще нужно знать, как извлекаются звуки на том или ином музыкальном инструменте. Удобно ли, скажем, скрипачу? Сочиняя только на компьютере, этого никогда не поймешь. А отсюда - определенный результат.

- Музыка, написанная для театра, отличается от всякой другой?

- Естественно. Музыка, созданная для театра, имеет прикладные функции, и здесь не должно быть никаких комплексов. Если тебе кажется, что недостаточно выявляется твой талант, когда ты пишешь для драматического спектакля или фильма, иди в филармонию или в музыкальный театр, сочиняй для симфонического оркестра. И там ты в первой строке афиши.

А в театре сначала идет драматург, затем режиссер, сценограф, организующий пространство (и ты в это пространство должен погрузить звук), артисты... Все это создает стилистику, которую нельзя не учитывать. Вот почему в афише драматического театра композитор где-то на третьем, на четвертом месте.
Должен сказать с благодарностью, что режиссеры, с которыми я работаю, чувствуют местоположение музыки и ее возможные разрушительные свойства, когда она начинает подменять артиста. Способность музыки взять на себя первую роль очень сильна. Поэтому в идеале для того, чтобы музыка была в гармонии с постановкой, режиссер должен правильно сформулировать замысел. Иногда идею можно понять по первым репетициям. И после того, как замысел стал ясен, начинается работа. Конечно, если это не музыкальная форма - не мюзикл, не водевиль. Там музыка выходит на первый план и определяет все.


Григорий ГОБЕРНИК
• Родился в 1944 году в китайском Харбине
• В 1970 г. окончил консерваторию по классу теории и композиции.
• В течение ряда лет преподавал в Новосибирском музыкальном училище теорию и композицию.
• С 1992 по 1997 год - художественный руководитель Новосибирского молодежного театра «Глобус».
• С1998 года работает в Малом театре заместителем художественного руководителя по музыкальной части.

Беседовала Елена МИЛИЕНКО
«Театрал», май 2010

Дата публикации: 14.05.2010
ГРИГОРИЙ ГОБЕРНИК: «МУЗЫКА - ТА ЖЕ РЕЧЬ»

Композитор Григорий Гоберник - человек театра. Он автор музыки более чем к пятистам спектаклям в России, Германии, Израиле, Японии, США, Испании, Южной Корее, Польше и многих других странах. На его счету опера, балет, семь мюзиклов, вокальная и инструментальная музыка, сочинения для хора и оркестра. Сегодня Гоберник - заместитель художественного руководителя Малого театра России.

- Какой же титанической работоспособностью должен обладать автор, создающий такое огромное количество произведений! Наверное, музыка приходит к композитору свыше, а он только успевает ее записывать?

- Нет! (Смеется.) Сочинять музыку - это труд. Можно даже сказать, шахтерский труд. Я должен думать об этом круглосуточно. И если она уже звучит внутри тебя, то записать ноты достаточно просто. Я не очень верю в красивые романтические «киношные изложения». Помню старый фильм «Глинка», где показано сочинение музыки: ветер подхватывает ноты, страницы летят, музыка звучит, а автор стоит в окружении своих соратников по «Могучей кучке» и демонстрирует новое сочинение. Нет, так не бывает. Любой сочинительский труд - это труд! Музыка - та же речь, только форма этой речи иная.
То, что воспринимаешь внутренним слухом (а на это способен каждый человек), необходимо перевести, материализовать в нужные тембры, форму. А вот это может только композитор!

- Сочиняя огромное количество произведений, не рискуете ли повториться?

- Кто знает? Я думаю, что, как и любой композитор, я порой повторяюсь. Во всех произведениях, созданных тем или иным автором, прослеживается индивидуальный почерк Другое дело, что творчество не может быть одинаково по значению. Так, например, происходит и в поэзии. Одни стихи запоминаются, другие остаются незамеченными. Но проходят годы, и ты вспоминаешь те, мимо которых когда-то прошел. Потому что ты сам изменился. И автор тоже меняется во времени.

- И ваша музыка тоже стала другой с годами?

- Конечно. Иногда я даже удивляюсь: как же такая хорошая звуковая идея могла прийти ко мне тогда? Ведь был менее опытен. Сейчас я так не смогу. В молодости было больше куража и некие нотки авантюрности. Теперь, навесное, больше осторожности...

- А любовь оказывает влияние на творчество?

- Думаю, что это чувство, как и многие иные, обостряет восприятие. В конце концов, все мы так или иначе отражаем собственную реальность. И внутренний мир композитора в том числе. Другое дело, что накопление эмоций - это длительный процесс. И творческий результат появится много позже.

- Сейчас, чтобы познакомиться с поэзией, достаточно включить компьютер и найти нужный сайт. Так, скорее всего, происходит и с музыкой. Кстати, музыку тоже может сочинять машина?

- К сожалению, с появлением различных компьютерных программ развелось большое количество композиторов, за которых многое делает компьютер, и это не задействует внутренний слух музыканта. Я же за то, чтобы представители любых видов искусства прежде всего получали академическое образование. Ну, например, в нашей профессии. Когда человек прошел период написания музыки в партитуре рукой, а потом наступил более легкий этап - заносить ноты в компьютер, - это одно. А если же сразу сел за компьютер, не проверив внутренним слухом каждый голос: что играет, например, флейта, а что виолончель, что средние голоса, - ничего хорошего не получится. А еще нужно знать, как извлекаются звуки на том или ином музыкальном инструменте. Удобно ли, скажем, скрипачу? Сочиняя только на компьютере, этого никогда не поймешь. А отсюда - определенный результат.

- Музыка, написанная для театра, отличается от всякой другой?

- Естественно. Музыка, созданная для театра, имеет прикладные функции, и здесь не должно быть никаких комплексов. Если тебе кажется, что недостаточно выявляется твой талант, когда ты пишешь для драматического спектакля или фильма, иди в филармонию или в музыкальный театр, сочиняй для симфонического оркестра. И там ты в первой строке афиши.

А в театре сначала идет драматург, затем режиссер, сценограф, организующий пространство (и ты в это пространство должен погрузить звук), артисты... Все это создает стилистику, которую нельзя не учитывать. Вот почему в афише драматического театра композитор где-то на третьем, на четвертом месте.
Должен сказать с благодарностью, что режиссеры, с которыми я работаю, чувствуют местоположение музыки и ее возможные разрушительные свойства, когда она начинает подменять артиста. Способность музыки взять на себя первую роль очень сильна. Поэтому в идеале для того, чтобы музыка была в гармонии с постановкой, режиссер должен правильно сформулировать замысел. Иногда идею можно понять по первым репетициям. И после того, как замысел стал ясен, начинается работа. Конечно, если это не музыкальная форма - не мюзикл, не водевиль. Там музыка выходит на первый план и определяет все.


Григорий ГОБЕРНИК
• Родился в 1944 году в китайском Харбине
• В 1970 г. окончил консерваторию по классу теории и композиции.
• В течение ряда лет преподавал в Новосибирском музыкальном училище теорию и композицию.
• С 1992 по 1997 год - художественный руководитель Новосибирского молодежного театра «Глобус».
• С1998 года работает в Малом театре заместителем художественного руководителя по музыкальной части.

Беседовала Елена МИЛИЕНКО
«Театрал», май 2010

Дата публикации: 14.05.2010