ЧЕХОВ. ЧАЙКА. ХЕЛЬСИНКИ
ЧЕХОВ. ЧАЙКА. ХЕЛЬСИНКИ
Малый театр привёз в столицу постановку великой пьесы А.П.Чехова
Давно душа хотела прикоснуться к прекрасному - к истинному драматическому искусству, и вот оно — чудо: в Хельсинском городском театре показали чеховскую «Чайку»! Собственно говоря, это и был драматический театр в его истинном виде, а постановка — по замыслу Чехова: комедия с трагическим финалом о такой простой и, одновременно, невыносимо сложной человеческой жизни. Малый Московский театр не случайно привёз именно этот спектакль, так как постановка «Чайки» является для каждого драматического театра знаковой, тем более в этом году великому Чехову исполняется 150 лет.
Начало спектакля — как медленно текущее время, похожее на пруд или озеро со стоячей водой. В это озеро можно войти и дважды — вокруг него все также тягуче-медленно переливается время, похожее на неспешный и ничего не значащий разговор за обеденным столом, там, в глубине сцены, в последнем действии спектакля. Декорации и костюмы (А.К. Глазунов) красочно — лаконичны и реалистично передают дух времени, перекликаясь с настроением героев. Интересное режиссерское решение вписать сценические подмостки с легкими летящими полотнами кулис в здание усадьбы, заставляет задуматься о грани между вымышленным и реальным. Где же проходит эта грань? И почему спектакль до сих пор интересен и понятен зрителям разных возрастов и национальностей? Наверное, не нужно отвечать, нужно было просто открыть свое сердце и настроить его на этот спектакль, полный обманчивых надежд, щемящей грусти и ненавязчивой интеллигентности и основанный на великолепном режиссерском мастерстве В.И.Драгунова и искрометном исполнительском таланте народных артистов И.Муравьевой, Ю.Соломина, В.Бабятинского, А.Потапова, Я.Барышева и др.
Присутствие высоких именитых гостей — Тарьи Халонен с мужем, а так же министра культуры Таньи Карпела, придало некую торжественность мероприятию. Президент Финляндии была вызвана на сцену, сердечно поблагодарена и одарена сувернирной фарфоровой тарелкой Малого театра.
Несомненно, вся актерская труппа играла на одном дыхании: великолепен был В.К.Бабятинский в роли Сорина, брата Аркадиной, с его трогательной грустью в глазах и какой-то тихой интеллигентностью; трогательна в своей наивности и чистоте О.Молочная в роли Нины Заречной, сумевшая приковать внимание финской публики незаурядным выступлением провинциальной девушки, мечтающей о славе великой артистки. Много восторженных слов можно сказать и о других актерах. Но нисколько не умаляя актерского мастерства остальных артистов, нельзя не отметить ведущей роли Ирины Муравьёвой и Юрия Соломина — мастеров старой русской актерской школы. Соломин удивительно обаятелен, выразителен в каждом жесте и даже в молчании. А Ирина Муравьева буквально наполнила весь зал своей удивительной энергией. От нее невозможно было оторвать взгляда, хотелось наблюдать за малейшим движением и вслушиваться в каждое слово. Какая неподражаемая игра голосом — смена интонации полностью меняла смысл фразы! Похоже, это было понятно зрителям и без перевода, так как чувствовалось, что в зрительном зале происходило то необьяснимо-таинственное, чего мучительно ожидает каждый великий творец — работа человеческой души.
Чехов говорил, что его «Чайка» — это комедия. Тем не менее каждая её постановка становилась драмой с нотками трагедии и похоже только Малому Московскому театру удалось блестяще соответствовать замыслу автора. Было легко, смешно и весело, а в конце стало грустно, как будто вместе с чайкой была погублена светлая надежда. Наверное, у каждого она была похоронена когда-то глубоко внутри, и о ней уже стараются не вспоминать. Актеры застыли в финальной скульптурной мизансцене и повеяло какой-то безысходностью и трагизмом. Но всего лишь повеяло: вот актеры пошли на поклон под чарующую музыку через проем сцены, через светлые летящие занавеси кулис, - это лишь вымысел, игра, комедия, сыгранная для нас. Чтобы мы, зрители, вздохнули легко и полетели дальше. Как чайки…
Дарина Катсудас
Urbanlife.fi, 10 февраля 2010 года
Дата публикации: 26.02.2010