Новости

НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР М.И.ЖАРОВ Очерк В.Канаевой

НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР М.И.ЖАРОВ

Очерк В.Канаевой


Его узнают на улицах. С ним раскланиваются, подходят, чтобы пожать руку, ему улыбаются или просто оглядываются вслед. Но это не тяготит, не утомляет Михаила Ивановича Жарова. Он охотно и приветливо беседует с людьми, отвечает на их улыбки, с удовольствием пожимает руки. С непосредственной, почти детской радостью несет он бремя своей огромной популярности.
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда М. И. Жаров — один из самых известных и любимых в нашей стране актеров театра и кино. Не популярность-однодневка, что ярко вспыхивает и горит недолго, а прочная, всенародная любовь сопутствует ему, за нее артист как бы заново борется в каждом новом своем фильме, в каждом новом спектакле.
В чем же причина этого почти легендарного успеха?
Вероятно, в том, что сама личность Михаила Ивановича Жарова — ровесника века — зрителям старшего поколения напоминает их молодость и силу, а для молодежи Жаров — олицетворение доброй, мудрой и одновременно озорной и лукавой зрелости.
И в том, что на редкость обаятельным был его герой — ясноглазый, стройный, веселый, чуть бесшабашный и удалой парень из многочисленных кинофильмов 30—40-х годов.
И в том, что, создав однажды тип своего героя, артист не «заштамповался», а продолжал искать новые, яркие сценические и кинематографические характеры.
Может быть, самый главный секрет его успеха заключается в том, что на всем протяжении своей творческой жизни он шел в ногу со временем, мужал и взрослел вместе с советским искусством, безошибочно находя в его многообразии верный путь, направление, наиболее отвечающее его художническим склонностям и запросам.
Свою сценическую карьеру Жаров начал в 1915 году статистом Оперного театра Зимина. Там он видел спектакли с участием Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова и других великих мастеров русского театра.
Затем Михаил Иванович поступает учиться в Театр-студию Художественно-просветительного союза рабочих организаций, где его наставником был известный режиссер Ф. Комиссаржевский. По окончании студии Михаил Иванович становится артистом Первого фронтового передвижного театра.
В составе его труппы он выезжал на фронты гражданской войны, выступая перед красноармейцами в образе главного героя мольеровской комедии «Плутни Скапена». Эти спектакли обозначили начало профессиональной творческой деятельности актера.
А потом была служба во многих театральных труппах, работа под руководством выдающихся мастеров сцены Вс. Мейерхольда и А. Таирова.
Переход в мейерхольдовскуЮ труппу был весьма органичен для молодого Жарова с его кипучей энергией, смелостью и неустанным поиском новизны в искусстве. Пять лет работал артист рядом с «неистовым экспериментатором», сыграв в его спектаклях несколько ярких гротескных ролей, в том числе и Брандахлыстовой из «Смерти Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина.
Вершиной его сценического творчества до прихода в Малый театр, где он играет с 1938 года по сей день, была роль молодого матроса Алексея в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского в спектакле Камерного театра, поставленном в 1933 году А. Я. Таировым. Уже в этой работе проявились характерные черты творчества Жарова: правда сценического бытия, глубокое проникновение в сущность образа, умение создавать на сцене цельный и глубокий человеческий характер. Все эти качества актера великолепно развились потом в Малом театре.
В молодые годы М. И. Жаров снискал себе славу прежде всего как великолепный комедийный актер. Слава эта связана с киноэкраном. Первые роли в кино артист сыграл еще в 20-е годы. Подлинный же успех пришел к Жарову, пожалуй, в 1931 году, когда на экранах появился первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь», где он снялся в роли главаря бандитов Фомки Жигана. А затем — такие разные роли в кино, как начальник строительства Зайцев в фильме «Три товарища», «король санкт-петербургского бильярда» Дымба в «Возвращении Максима», бывший торговец пирогами, а теперь губернатор Санкт-Петербурга Алек-сашка Меньшиков в «Петре Первом», дьяк Гаврило в «Богдане Хмельницком», Малюта Скуратов в «Иване Грозном», помещик Смирнов в экранизации водевиля А. П. Чехова «Медведь».
Песня — иногда грустная, а чаще веселая и озорная — всегда рядом с Жаровым. Это он вместе с Н. Баталовым впервые в фильме «Три товарища» исполнил легендарную «Каховку» И. Дунаевского на слова М. Светлова.
В годы Великой Отечественной войны Жаров часто снимался в кинокомедиях и пользовался большим успехом у зрителей в ролях летчика Баранова в фильме «Воздушный извозчик», Еропкина в «Близнецах», Семибабы в «Беспокойном хозяйстве». Была даже роль артиста Жарова в кинофильме «Актриса». Комедийное дарование Жарова с наибольшей яркостью выявилось в кинематографе, а на сцене Михаил Иванович показал себя замечательным драматическим актером.
С первых ролей в Малом театре Жаров утвердился в числе ведущих актеров труппы, близких ей по духу и исполнительской манере. Он завоевал признание в традиционном репертуаре старейшей русской сцены, пьесах А. Н. Островского, сыграв вначале Аполлона Мурзавецкого, а позднее Лыняева в «Волках и овцах», Дикого в «Грозе», поставленной В. Н. Пашенной. С успехом выступил в образах современников — таких, например, как фронтовой командир, морской офицер новой формации Харитонов в спектакле «За тех, кто в море!» по пьесе Б. Лавренева, играл героев Л. Леонова и А. Корнейчука, Н. Погодина и К. Симонова.
Велик и разнообразен послужной список артиста за сорок с лишним лет работы в Малом театре. Есть среди его ролей особенно значительные, наиболее удавшиеся артисту.
Кто помнит его Митрича («Власть тьмы» Л. Толстого) и Храпова («Васса Железнова» М. Горького), Лебедева («Иванов» А. Чехова) и Яагупа («Браконьеры» Э. Раннета), тот согласится, что артист создал не просто живые характеры, но и обобщенные человеческие типы.
«Образ, не занимающий в пьесе ведущего положения, вдруг приобрел в спектакле сложную, понятную и волнующую биографию,— писала газета «Московская правда» о Жарове в роли Лебедева.— Жаров рассказал так много о своем герое, рыхлом, массивном человеке с мягким русским лицом и клоками пушистых светлых волос над высоким лбом, что угадываешь и былую широту его ныне сломленных и исковерканных провинциальным мещанством желаний, и сердечную доброту, и зря растраченную силу...». Полная противоположность Лебедеву — Прохор Борисович Храпов, брат Вассы, в спектакле «Васса Железнова» М. Горького. Прохор в исполнении Жарова казался на первый взгляд лишь беспробудным пьяницей и развратником. Однако в некоторых сценах, и особенно в той, где Прохор узнает, что он наследник огромного богатства Железновых, актер раскрывал звериную, стяжательскую, подлую натуру своего героя.
Михаил Иванович рассказывает, что в процессе репетиций спектакля «Васса Железнова» ему вспоминался фабрикант Куралин, виденный в детстве, стяжатель и ханжа, «застегнутый в сюртук длинный и гнусавый барин», и образ Храпова был в какой-то степени определен воспоминаниями о нем. М. И. Жаров не только играет, но иной раз и ставит спектакли в Малом театре. Несомненной режиссерской удачей явилась постановка пьесы эстонского драматурга Э. Раннета «Браконьеры», осуществленная в 1961 году, где Михаил Иванович сыграл роль Яагупа. Эта пьеса о месте и роли художника в современной жизни, думается, привлекла Жарова мыслью, которая особенно близка его творчеству: вера в человека, в его доброе начало, желание и умение помочь заблудившемуся, оступившемуся. Этой мыслью и был пронизан спектакль.
Во «Власти тьмы» Л. Толстого, поставленной Борисом Равенских, было много актерских откровений. К ним принадлежит и образ Митрича, созданный Жаровым. Его Митрич — человек, соединяющий в себе и народную мудрость, и почти детскую наивность, большую духовную силу, выдержку и одновременно сознание своего полного бессилия что-либо изменить в этом темном мире. Есть какое-то трагическое противоречие в том, что этот большой, умный и сильный еще человек так беспомощен в жизни.
Артист писал о работе над ролью Митрича: «Роль старого солдата Митрича очень сложная и глубокая. На первый взгляд она кажется даже в чем-то противоречивой. Недаром так много споров ведется до сих пор в критике о толковании и понимании этого характера. Но для меня, как и для всех участников спектакля, не вставал вопрос, следует ли осудить или оправдать Митрича. Мы увидели в этом человеке прежде всего проявление замечательных черт характера русского человека. Прямой и честный, Митрич прошел большую и трудную жизнь солдата, он верой и правдой служил отечеству. И вот теперь мы видим его нищим стариком, который за кусок хлеба и угол на печке работает у преуспевающего Никиты. После 25-летнего пребывания в царской армии Митрич оказался выброшенным из жизни. У него нет семьи, нет дома, нет земли... Не шутя Митрич считает себя «сиротой и заблудшим человеком».
Митрич в исполнении Жарова — живой человек из народа, как, впрочем, и все его герои, какое бы общественное положение они ни занимали.
Действие пьесы К. Симонова «Так и будет» происходит в последние дни войны, в Москве, в квартире академика архитектуры Воронцова, которого играет Жаров.
Пожалуй, Воронцов так и остался бы одним из тех чудаковатых, рассеянных, милых и нескладных профессоров, каких немало было в наших спектаклях. Но автор в этом образе и в образах членов семьи Воронцова обобщенно отобразил и очень высоко оценил место и роль советской интеллигенции в годы войны. Образу Воронцова это придает большой идейно-политический смысл. Материал роли позволил артисту избежать сценического штампа. Артист конкретизирует характер, играя именно московского академика, а не, к примеру, ленинградского. Коренной москвич виден здесь во всем — в повадке, в манере двигаться и общаться, в чисто московском говоре. Это особенно органично проявляется в предложенной художниками Л. Варпаховским и В. Клотцем декорации — перед зрителем типичная квартира московской интеллигентной семьи 40—50-х годов.

Еще одна роль нашего современника в репертуаре М. И. Жарова — милиционер Ковалев в спектакле «Самый последний день» Б. Васильева. Это добрый, чуть лукавый человек с удивительно мудрым взглядом на жизнь, на людей. Артист передает тончайшие оттенки настроения своего героя в за висимости от того, с кем из своих «подопечных» он в данный момент общается. Ковалев — Жаров отечески добр и строг в сцене с «оступившейся» девчонкой, трогательно откровенен со старым другом Комиссаром, насмешлив и язвителен с анонимщиком и клеветником Бызиным, чуть застенчив в разговоре с вдовой профессора Агнессой Павловной.
Лучшие роли сыграны М. И. Жаровым в русском репертуаре. И это естественно — Жаров художник глубоко национальный. Он прекрасно знает душу русского человека, особенности национального характера. Зорким глазом художника наблюдает он множество различных человеческих характеров, и потому роли его получаются такими узнаваемыми, живыми. В этом помогает ему великолепное владение искусством сценической речи. Работая над ролью, над ее речевой партитурой, актер удивительным образом постигает и особенности авторского стиля, и сущность данного образа, и, самое главное, умеет соединить все это в естественный и органичный конкретный речевой образ.

На своем творческом пути артист встречал режиссеров самых различных направлений И всегда в работе с ними отбирал для себя все то важное и ценное, что было применимо к его творческой индивидуальности, что помогало ему нести свою тему — тему добра, простоты, скромности и мудрости человеческой. Творческая судьба артиста сложилась счастливо. Популярность его огромна. Но популярность иной раз и мешает. Было время, когда зрители, привыкшие смотреть„на Жарова как на комедийного актера, оживлялись с его выходом на сцену, и первые фразы встречали веселым смехом. Артисту приходилось «наступать на горло» собственной славе и силой воли, мастерством заставлять зрителей сопереживать его драматическим героям.
М. И. Жаров написал интереснейшую книгу воспоминаний «Жизнь, театр, кино». Ждет новых ролей, ищет интересные пьесы и сценарии, недоволен, когда редко идут спектакли с его участием, ставит сам! Последние работы Жарова в кинематографе: Ухов («Старшая сестра»), Анискин («Деревенский детектив» и «Анискин и Фанто-мас»), сэр Джон Фальстаф в фильме, созданном по мотивам комедии Шекспира «Виндзорские проказницы». На киностудии имени Горького М. И. Жаров в качестве режиссера снял новый фильм об Анискине, которого, естественно, сам и сыграл.

Имея в виду роли Жигана и Анискина, Жаров как-то пошутил: «Начал с бандита, а кончил следователем. Это свидетельствует о воспитательной роли кино...»
Недавно артист снялся в автобиографическом фильме «Жаров рассказывает», в котором прослеживается весь его творческий путь.
Михаил Иванович был депутатом Московского городского совета, избирался секретарем партийной организации Малого театра. Он является директором Центрального Дома актера. Много душевных сил и времени отдает он общественной работе и всегда рад помочь людям.
Остается добавить, что сегодня рядом с М. И. Жаровым на сцене Малого театра его дочь, актриса Анна Михайловна Жарова, уже сыгравшая свои первые роли. Положено начало новой актерской династии!
В одном интервью Жаров так ответил на вопрос о бремени славы: «Тяжести не чувствую. А слава?! Можно ли сказать, что хлеб знаменит? Он нужен. То же и художник».


Дата публикации: 27.10.1900
НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР М.И.ЖАРОВ

Очерк В.Канаевой


Его узнают на улицах. С ним раскланиваются, подходят, чтобы пожать руку, ему улыбаются или просто оглядываются вслед. Но это не тяготит, не утомляет Михаила Ивановича Жарова. Он охотно и приветливо беседует с людьми, отвечает на их улыбки, с удовольствием пожимает руки. С непосредственной, почти детской радостью несет он бремя своей огромной популярности.
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда М. И. Жаров — один из самых известных и любимых в нашей стране актеров театра и кино. Не популярность-однодневка, что ярко вспыхивает и горит недолго, а прочная, всенародная любовь сопутствует ему, за нее артист как бы заново борется в каждом новом своем фильме, в каждом новом спектакле.
В чем же причина этого почти легендарного успеха?
Вероятно, в том, что сама личность Михаила Ивановича Жарова — ровесника века — зрителям старшего поколения напоминает их молодость и силу, а для молодежи Жаров — олицетворение доброй, мудрой и одновременно озорной и лукавой зрелости.
И в том, что на редкость обаятельным был его герой — ясноглазый, стройный, веселый, чуть бесшабашный и удалой парень из многочисленных кинофильмов 30—40-х годов.
И в том, что, создав однажды тип своего героя, артист не «заштамповался», а продолжал искать новые, яркие сценические и кинематографические характеры.
Может быть, самый главный секрет его успеха заключается в том, что на всем протяжении своей творческой жизни он шел в ногу со временем, мужал и взрослел вместе с советским искусством, безошибочно находя в его многообразии верный путь, направление, наиболее отвечающее его художническим склонностям и запросам.
Свою сценическую карьеру Жаров начал в 1915 году статистом Оперного театра Зимина. Там он видел спектакли с участием Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова и других великих мастеров русского театра.
Затем Михаил Иванович поступает учиться в Театр-студию Художественно-просветительного союза рабочих организаций, где его наставником был известный режиссер Ф. Комиссаржевский. По окончании студии Михаил Иванович становится артистом Первого фронтового передвижного театра.
В составе его труппы он выезжал на фронты гражданской войны, выступая перед красноармейцами в образе главного героя мольеровской комедии «Плутни Скапена». Эти спектакли обозначили начало профессиональной творческой деятельности актера.
А потом была служба во многих театральных труппах, работа под руководством выдающихся мастеров сцены Вс. Мейерхольда и А. Таирова.
Переход в мейерхольдовскуЮ труппу был весьма органичен для молодого Жарова с его кипучей энергией, смелостью и неустанным поиском новизны в искусстве. Пять лет работал артист рядом с «неистовым экспериментатором», сыграв в его спектаклях несколько ярких гротескных ролей, в том числе и Брандахлыстовой из «Смерти Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина.
Вершиной его сценического творчества до прихода в Малый театр, где он играет с 1938 года по сей день, была роль молодого матроса Алексея в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского в спектакле Камерного театра, поставленном в 1933 году А. Я. Таировым. Уже в этой работе проявились характерные черты творчества Жарова: правда сценического бытия, глубокое проникновение в сущность образа, умение создавать на сцене цельный и глубокий человеческий характер. Все эти качества актера великолепно развились потом в Малом театре.
В молодые годы М. И. Жаров снискал себе славу прежде всего как великолепный комедийный актер. Слава эта связана с киноэкраном. Первые роли в кино артист сыграл еще в 20-е годы. Подлинный же успех пришел к Жарову, пожалуй, в 1931 году, когда на экранах появился первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь», где он снялся в роли главаря бандитов Фомки Жигана. А затем — такие разные роли в кино, как начальник строительства Зайцев в фильме «Три товарища», «король санкт-петербургского бильярда» Дымба в «Возвращении Максима», бывший торговец пирогами, а теперь губернатор Санкт-Петербурга Алек-сашка Меньшиков в «Петре Первом», дьяк Гаврило в «Богдане Хмельницком», Малюта Скуратов в «Иване Грозном», помещик Смирнов в экранизации водевиля А. П. Чехова «Медведь».
Песня — иногда грустная, а чаще веселая и озорная — всегда рядом с Жаровым. Это он вместе с Н. Баталовым впервые в фильме «Три товарища» исполнил легендарную «Каховку» И. Дунаевского на слова М. Светлова.
В годы Великой Отечественной войны Жаров часто снимался в кинокомедиях и пользовался большим успехом у зрителей в ролях летчика Баранова в фильме «Воздушный извозчик», Еропкина в «Близнецах», Семибабы в «Беспокойном хозяйстве». Была даже роль артиста Жарова в кинофильме «Актриса». Комедийное дарование Жарова с наибольшей яркостью выявилось в кинематографе, а на сцене Михаил Иванович показал себя замечательным драматическим актером.
С первых ролей в Малом театре Жаров утвердился в числе ведущих актеров труппы, близких ей по духу и исполнительской манере. Он завоевал признание в традиционном репертуаре старейшей русской сцены, пьесах А. Н. Островского, сыграв вначале Аполлона Мурзавецкого, а позднее Лыняева в «Волках и овцах», Дикого в «Грозе», поставленной В. Н. Пашенной. С успехом выступил в образах современников — таких, например, как фронтовой командир, морской офицер новой формации Харитонов в спектакле «За тех, кто в море!» по пьесе Б. Лавренева, играл героев Л. Леонова и А. Корнейчука, Н. Погодина и К. Симонова.
Велик и разнообразен послужной список артиста за сорок с лишним лет работы в Малом театре. Есть среди его ролей особенно значительные, наиболее удавшиеся артисту.
Кто помнит его Митрича («Власть тьмы» Л. Толстого) и Храпова («Васса Железнова» М. Горького), Лебедева («Иванов» А. Чехова) и Яагупа («Браконьеры» Э. Раннета), тот согласится, что артист создал не просто живые характеры, но и обобщенные человеческие типы.
«Образ, не занимающий в пьесе ведущего положения, вдруг приобрел в спектакле сложную, понятную и волнующую биографию,— писала газета «Московская правда» о Жарове в роли Лебедева.— Жаров рассказал так много о своем герое, рыхлом, массивном человеке с мягким русским лицом и клоками пушистых светлых волос над высоким лбом, что угадываешь и былую широту его ныне сломленных и исковерканных провинциальным мещанством желаний, и сердечную доброту, и зря растраченную силу...». Полная противоположность Лебедеву — Прохор Борисович Храпов, брат Вассы, в спектакле «Васса Железнова» М. Горького. Прохор в исполнении Жарова казался на первый взгляд лишь беспробудным пьяницей и развратником. Однако в некоторых сценах, и особенно в той, где Прохор узнает, что он наследник огромного богатства Железновых, актер раскрывал звериную, стяжательскую, подлую натуру своего героя.
Михаил Иванович рассказывает, что в процессе репетиций спектакля «Васса Железнова» ему вспоминался фабрикант Куралин, виденный в детстве, стяжатель и ханжа, «застегнутый в сюртук длинный и гнусавый барин», и образ Храпова был в какой-то степени определен воспоминаниями о нем. М. И. Жаров не только играет, но иной раз и ставит спектакли в Малом театре. Несомненной режиссерской удачей явилась постановка пьесы эстонского драматурга Э. Раннета «Браконьеры», осуществленная в 1961 году, где Михаил Иванович сыграл роль Яагупа. Эта пьеса о месте и роли художника в современной жизни, думается, привлекла Жарова мыслью, которая особенно близка его творчеству: вера в человека, в его доброе начало, желание и умение помочь заблудившемуся, оступившемуся. Этой мыслью и был пронизан спектакль.
Во «Власти тьмы» Л. Толстого, поставленной Борисом Равенских, было много актерских откровений. К ним принадлежит и образ Митрича, созданный Жаровым. Его Митрич — человек, соединяющий в себе и народную мудрость, и почти детскую наивность, большую духовную силу, выдержку и одновременно сознание своего полного бессилия что-либо изменить в этом темном мире. Есть какое-то трагическое противоречие в том, что этот большой, умный и сильный еще человек так беспомощен в жизни.
Артист писал о работе над ролью Митрича: «Роль старого солдата Митрича очень сложная и глубокая. На первый взгляд она кажется даже в чем-то противоречивой. Недаром так много споров ведется до сих пор в критике о толковании и понимании этого характера. Но для меня, как и для всех участников спектакля, не вставал вопрос, следует ли осудить или оправдать Митрича. Мы увидели в этом человеке прежде всего проявление замечательных черт характера русского человека. Прямой и честный, Митрич прошел большую и трудную жизнь солдата, он верой и правдой служил отечеству. И вот теперь мы видим его нищим стариком, который за кусок хлеба и угол на печке работает у преуспевающего Никиты. После 25-летнего пребывания в царской армии Митрич оказался выброшенным из жизни. У него нет семьи, нет дома, нет земли... Не шутя Митрич считает себя «сиротой и заблудшим человеком».
Митрич в исполнении Жарова — живой человек из народа, как, впрочем, и все его герои, какое бы общественное положение они ни занимали.
Действие пьесы К. Симонова «Так и будет» происходит в последние дни войны, в Москве, в квартире академика архитектуры Воронцова, которого играет Жаров.
Пожалуй, Воронцов так и остался бы одним из тех чудаковатых, рассеянных, милых и нескладных профессоров, каких немало было в наших спектаклях. Но автор в этом образе и в образах членов семьи Воронцова обобщенно отобразил и очень высоко оценил место и роль советской интеллигенции в годы войны. Образу Воронцова это придает большой идейно-политический смысл. Материал роли позволил артисту избежать сценического штампа. Артист конкретизирует характер, играя именно московского академика, а не, к примеру, ленинградского. Коренной москвич виден здесь во всем — в повадке, в манере двигаться и общаться, в чисто московском говоре. Это особенно органично проявляется в предложенной художниками Л. Варпаховским и В. Клотцем декорации — перед зрителем типичная квартира московской интеллигентной семьи 40—50-х годов.

Еще одна роль нашего современника в репертуаре М. И. Жарова — милиционер Ковалев в спектакле «Самый последний день» Б. Васильева. Это добрый, чуть лукавый человек с удивительно мудрым взглядом на жизнь, на людей. Артист передает тончайшие оттенки настроения своего героя в за висимости от того, с кем из своих «подопечных» он в данный момент общается. Ковалев — Жаров отечески добр и строг в сцене с «оступившейся» девчонкой, трогательно откровенен со старым другом Комиссаром, насмешлив и язвителен с анонимщиком и клеветником Бызиным, чуть застенчив в разговоре с вдовой профессора Агнессой Павловной.
Лучшие роли сыграны М. И. Жаровым в русском репертуаре. И это естественно — Жаров художник глубоко национальный. Он прекрасно знает душу русского человека, особенности национального характера. Зорким глазом художника наблюдает он множество различных человеческих характеров, и потому роли его получаются такими узнаваемыми, живыми. В этом помогает ему великолепное владение искусством сценической речи. Работая над ролью, над ее речевой партитурой, актер удивительным образом постигает и особенности авторского стиля, и сущность данного образа, и, самое главное, умеет соединить все это в естественный и органичный конкретный речевой образ.

На своем творческом пути артист встречал режиссеров самых различных направлений И всегда в работе с ними отбирал для себя все то важное и ценное, что было применимо к его творческой индивидуальности, что помогало ему нести свою тему — тему добра, простоты, скромности и мудрости человеческой. Творческая судьба артиста сложилась счастливо. Популярность его огромна. Но популярность иной раз и мешает. Было время, когда зрители, привыкшие смотреть„на Жарова как на комедийного актера, оживлялись с его выходом на сцену, и первые фразы встречали веселым смехом. Артисту приходилось «наступать на горло» собственной славе и силой воли, мастерством заставлять зрителей сопереживать его драматическим героям.
М. И. Жаров написал интереснейшую книгу воспоминаний «Жизнь, театр, кино». Ждет новых ролей, ищет интересные пьесы и сценарии, недоволен, когда редко идут спектакли с его участием, ставит сам! Последние работы Жарова в кинематографе: Ухов («Старшая сестра»), Анискин («Деревенский детектив» и «Анискин и Фанто-мас»), сэр Джон Фальстаф в фильме, созданном по мотивам комедии Шекспира «Виндзорские проказницы». На киностудии имени Горького М. И. Жаров в качестве режиссера снял новый фильм об Анискине, которого, естественно, сам и сыграл.

Имея в виду роли Жигана и Анискина, Жаров как-то пошутил: «Начал с бандита, а кончил следователем. Это свидетельствует о воспитательной роли кино...»
Недавно артист снялся в автобиографическом фильме «Жаров рассказывает», в котором прослеживается весь его творческий путь.
Михаил Иванович был депутатом Московского городского совета, избирался секретарем партийной организации Малого театра. Он является директором Центрального Дома актера. Много душевных сил и времени отдает он общественной работе и всегда рад помочь людям.
Остается добавить, что сегодня рядом с М. И. Жаровым на сцене Малого театра его дочь, актриса Анна Михайловна Жарова, уже сыгравшая свои первые роли. Положено начало новой актерской династии!
В одном интервью Жаров так ответил на вопрос о бремени славы: «Тяжести не чувствую. А слава?! Можно ли сказать, что хлеб знаменит? Он нужен. То же и художник».


Дата публикации: 27.10.1900