ОНА ПОМОГАЛА НЕ ТОЛЬКО «СТАКАНОМ ВОДЫ»
ОНА ПОМОГАЛА НЕ ТОЛЬКО «СТАКАНОМ ВОДЫ»
С замечательной актрисой Малого театра Натальей Алексеевной Белевцевой меня связывала многолетняя дружба. Мы дружили семьями и часто вместе отмечали праздники.
Особенно памятны встречи Нового года. Уютная квартира Натальи Алексеевны и ее мужа, Федора Александровича, в Старопименовском переулке. Камин, рояль, искусно сервированный стол, свечи, шампанское, и Наталья Алексеевна читает стихи, кто-то играет на рояле. Такие вечера переносили нас в старую дореволюционную Москву, духовно богатую и хлебосольную.
Наталья Алексеевна происходила из дворянской семьи, была воспитана в лучших традициях русской интеллигенции прошлого столетия, начитана, хорошо знала французский, писала стихи, много путешествовала (побывала даже в Китае, Индии) и увлекательно рассказывала о своих поездках.
В 1922 году она поступила в Малый театр, работала со знаменитыми актрисами А. А. Яблочкиной, В. Н. Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Пашенной, Д. В. Зеркаловой. Интересно играла Снегурочку в сказке А. Н. Островского, Вышневскую в его же пьесе «Доходное место», Софью в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Лидию в «Варварах» М. Горького. Но ее жизнь в театре не всегда складывалась гладко. Случались и продолжительные «окна», когда не было ролей. Человек деликатный, она не умела постоять за себя и тяжело переживала вынужденные простои.
В 1942 году после окончания Театрального училища имени М. С. Щепкина я пришла в Малый театр. Белевцева как раз находилась в очередном простое. В скором времени молодые актеры начали внепланово репетировать какую-то пьесу из современной жизни. Там была одна возрастная роль. Ее-то и предложили Белевцевой. Молодежь, а с ней и Наталья Алексеевна, увлеченно репетировала, и скоро спектакль увидел свет. В театре были поражены тем, как актриса, прежде игравшая героинь, неожиданно обнаружила тягу к острой характерности.
Несмотря на мягкость и доброту, Наталья Алексеевна умела подметить в людях или ситуациях забавные детали. Остроумный человек, она писала не только лирические, но и сатирические стихи и эпиграммы, откликалась на разные театральные события. Помню, как на одной из встреч Нового года она читала очень точные эпиграммы на исполнителей недавно состоявшейся постановки «Горя от ума».
Наталья Алексеевна была верным, заботливым другом, всегда готовым прийти на помощь. Когда меня ввели на роль Королевы в спектакль «Стакан воды», которую когда-то блестяще играла Белевцева, она тепло поздравила меня и сделала много ценных замечаний.
Актеры, которые не умеют за себя постоять, часто лишаются не только ролей. Но, с другой стороны, во что превратились бы мы и наши театры, если бы все вдруг научились расталкивать друг друга? Неоспоримое достоинство Натальи Алексеевны, помимо всего, состояло как раз в том, что она была человеком удивительно деликатным, интеллигентным, скромным, тонким, благородным.
Ирина ЛИКСО
«Вечерняя Москва» 5.1.1995 г.
Дата публикации: 05.01.1995