Новости

ТЕАТР ЭПОХИ МОЛЬЕРА

ТЕАТР ЭПОХИ МОЛЬЕРА

2010 год объявлен Годом Франции в России. Поэтому премьера спектакля о великом французском драматурге «Мольер», представленная Государственным академическим Малым театром, оказалась как нельзя кстати.

Эта пьеса Михаила Булгакова известна всему театральному миру под названием «Кабала святош». Пьеса глубокая, многогранная, со своей особой историей. Это произведение напрямую затрагивает взаимоотношения художника и власти, которые автор познал, что называется, на собственной шкуре. Здесь же тема любви и измены, тема дружбы и предательства, тема взаимоотношений творца и невежественной, завистливой, лицемерной толпы, которая измеряет гения линейкой собственной заурядности…

Малый театр вынес на афишу имя великого комедиографа и актера, назвав спектакль «Мольер». Ибо он суть всех перечисленных тем и центр мастерски закрученной драматургом пружины. Перед нами закулисье театра Пале-Рояль эпохи правления Людовика XIV – Короля-Солнца. Здесь мы знакомимся с Мольером в пиковый момент его взаимоотношений с монархом, щедро осыпающим артиста милостями. Мы прощаемся с Мольером в момент измены жены Арманды (Мария Андреева), предательства приемного сына, смерти ближайшего друга Мадлены (Татьяна Лебедева) и вынесения уничижительного приговора его главному детищу – театру – недавним покровителем-королем.

Между этими сценами полная злоключений жизнь королевского комедианта, прославившего эпоху Людовика XIV, окупаемая радостью лицедейства, счастьем творчества, прожить которую на сцене, не имея на то личных побудительных мотивов, вряд ли возможно даже такому большому артисту, как лидер Малого театра. Но Юрий Соломин, исполняющий заглавную роль, проживает. И делает это с неистовостью снедаемого внутренним святым огнем творца, выходящего на подмостки, как на поле брани. И тем самым продолжает стихийно сложившуюся традицию исполнения этой роли худруками крупных российских театров – Юрием Любимовым, Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Александром Ширвиндтом в недавней премьере Театра Сатиры. (Справедливости ради надо отметить, что в БДТ у Георгия Товстоногова Мольера блистательно играл Сергей Юрский).

Режиссура, увы, не поставила перед Соломиным сколь-нибудь внятной задачи: что играть. Юрий Мефодьевич наполняет образ собственными человеческими качествами, делая его сердцевиной, внутренним стержнем неизбывную доброту и душевную щедрость. Особенный отклик вызывают сцены, где его герой предстает пожилым человеком, измотанным жизнью и постоянной борьбой за существование своей труппы, истерзанным происками архиепископа, угнетенным предательством самых близких людей.

И как антипод мятущейся душе художника непробиваемый в своей равнодушной невозмутимости сиятельный монарх Людовик ХIV. В исполнении Бориса Клюева это персонаж словно из другой пьесы и пришел как будто из другого мира – из будущего. Он свысока цинично взирает на страсти, кипящие у подножия своего трона, и в этой высокомерной отстраненности – позиция артиста по отношению к его герою. Такова современная оценка артиста Клюева персонажа по имени Людовик ХIV.

Булгаков до сего момента оставался вне стен «Дома Островского». Наверное, стоит поздравить весь постановочный коллектив, который сумел пробить дорогу Михаилу Афанасьевичу в Малый театр.

Автор: Елена Литовченко
«Московский железнодорожник», 27 января 2010 года

Дата публикации: 28.01.2010
ТЕАТР ЭПОХИ МОЛЬЕРА

2010 год объявлен Годом Франции в России. Поэтому премьера спектакля о великом французском драматурге «Мольер», представленная Государственным академическим Малым театром, оказалась как нельзя кстати.

Эта пьеса Михаила Булгакова известна всему театральному миру под названием «Кабала святош». Пьеса глубокая, многогранная, со своей особой историей. Это произведение напрямую затрагивает взаимоотношения художника и власти, которые автор познал, что называется, на собственной шкуре. Здесь же тема любви и измены, тема дружбы и предательства, тема взаимоотношений творца и невежественной, завистливой, лицемерной толпы, которая измеряет гения линейкой собственной заурядности…

Малый театр вынес на афишу имя великого комедиографа и актера, назвав спектакль «Мольер». Ибо он суть всех перечисленных тем и центр мастерски закрученной драматургом пружины. Перед нами закулисье театра Пале-Рояль эпохи правления Людовика XIV – Короля-Солнца. Здесь мы знакомимся с Мольером в пиковый момент его взаимоотношений с монархом, щедро осыпающим артиста милостями. Мы прощаемся с Мольером в момент измены жены Арманды (Мария Андреева), предательства приемного сына, смерти ближайшего друга Мадлены (Татьяна Лебедева) и вынесения уничижительного приговора его главному детищу – театру – недавним покровителем-королем.

Между этими сценами полная злоключений жизнь королевского комедианта, прославившего эпоху Людовика XIV, окупаемая радостью лицедейства, счастьем творчества, прожить которую на сцене, не имея на то личных побудительных мотивов, вряд ли возможно даже такому большому артисту, как лидер Малого театра. Но Юрий Соломин, исполняющий заглавную роль, проживает. И делает это с неистовостью снедаемого внутренним святым огнем творца, выходящего на подмостки, как на поле брани. И тем самым продолжает стихийно сложившуюся традицию исполнения этой роли худруками крупных российских театров – Юрием Любимовым, Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Александром Ширвиндтом в недавней премьере Театра Сатиры. (Справедливости ради надо отметить, что в БДТ у Георгия Товстоногова Мольера блистательно играл Сергей Юрский).

Режиссура, увы, не поставила перед Соломиным сколь-нибудь внятной задачи: что играть. Юрий Мефодьевич наполняет образ собственными человеческими качествами, делая его сердцевиной, внутренним стержнем неизбывную доброту и душевную щедрость. Особенный отклик вызывают сцены, где его герой предстает пожилым человеком, измотанным жизнью и постоянной борьбой за существование своей труппы, истерзанным происками архиепископа, угнетенным предательством самых близких людей.

И как антипод мятущейся душе художника непробиваемый в своей равнодушной невозмутимости сиятельный монарх Людовик ХIV. В исполнении Бориса Клюева это персонаж словно из другой пьесы и пришел как будто из другого мира – из будущего. Он свысока цинично взирает на страсти, кипящие у подножия своего трона, и в этой высокомерной отстраненности – позиция артиста по отношению к его герою. Такова современная оценка артиста Клюева персонажа по имени Людовик ХIV.

Булгаков до сего момента оставался вне стен «Дома Островского». Наверное, стоит поздравить весь постановочный коллектив, который сумел пробить дорогу Михаилу Афанасьевичу в Малый театр.

Автор: Елена Литовченко
«Московский железнодорожник», 27 января 2010 года

Дата публикации: 28.01.2010