Новости

УЧИЛИЩЕ С ЯЗЫКОМ

УЧИЛИЩЕ С ЯЗЫКОМ

Ректор легендарной «Щепки» тревожится, но смотрит в будущее с оптимизмом

Вчера в зале Малого театра педагоги, студенты, а также многочисленные, съехавшиеся со всей России, из стран ближнего и дальнего зарубежья выпускники Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина торжественно отпраздновали 200-летие своей знаменитой alma mater.

Накануне юбилея мы встретились с нынешним ректором старейшей театральной школы профессором, доктором искусствоведения Борисом Любимовым.

Российская газета: Если не ошибаюсь, Щепкинское училище остается единственным высшим театральным учебным заведением Москвы, в котором есть только один факультет - актерский. Это принципиальная позиция? И нет ли у вас планов по приращению обучения иными театральными специальностями?

Борис Любимов: На первый вопрос затрудняюсь ответить определенно. Все-таки, что называется, «мы не местные»: я в училище всего два с половиной года - это половина срока моего пятилетнего контракта. Но подобные мысли мне приходят на ум постоянно. При этом понимаю, что это очень непросто сделать. Ведь существует, кроме всего прочего, такая вещь, как сила привычки. Скажем, идея создания постановочного факультета Школы-студии МХАТ родилась вместе с самим ее возникновением, и это намоленное место существует там уже без малого семьдесят лет. Или взять многолетнюю традицию режиссерской школы ГИТИСа - да там же ведь еще Товстоногов учился, задолго до Эфроса и Анатолия Васильева. Помимо проблемы педагогических кадров, проблемы необходимого помещения, проблем чисто организационных - у нас ведь не частная лавочка, это государственное учреждение, и такие вещи как лицензирование, аттестация с каждым годом становятся все сложней. Должна прежде всего возникнуть некая идея. Появится она в будущем - почему бы не создать новый факультет. И, конечно, времена должны благоприятствовать. А сейчас нельзя забывать и о достаточно напряженной финансовой ситуации. Хотя нам государство, слава богу, в этом смысле помогает: уже не первый год дает президентский грант, очень много делается для педагогов. Помните, у Пастернака есть строчка: «В них не было следов холопства, которое кладет нужда». Так вот, тех следов, которые нужда положила на педагогов в девяностые - я и на себе этот знак в полной мере ощутил, - сейчас нет.

РГ: Значит, главная жалоба текущего момента - на недостаток средств - что называется, не про вас?

Любимов: Когда я пришел на этот пост, у меня были две очень важные проблемы, с которыми, я думал, мы не справимся. А мы, как ни странно, справились. Первая - это проблема общежития, которое сильно напоминало горьковскую ночлежку. А сейчас это, безусловно, не пятизвездочный отель, но нормальные условия для студентов, причем там даже имеется тренажерный зал. Вторая проблема заключалась в необходимости ремонта нашего здания на Неглинной, в котором училище прожило сто пятьдесят лет из своих двухсот. Помню, когда я в один из первых дней своего пребывания на посту ректора поднялся на верхний этаж примыкающего к нам отеля «Арарат Хаятт» и посмотрел оттуда на щепкинскую крышу, то у меня возникло твердое ощущение 1942-го и недавней бомбежки. Минувшим летом нам удалось сделать полный ремонт фасада. Причем, поскольку строение историческое, он шел под наблюдением архитекторов, с соблюдением всех колористических точностей. И сегодня, я думаю, наше здание - одно из самых хорошо выглядящих во всем околотке.

Что меня больше всего тревожит? Скажу откровенно: речь идет о безопасности. О здоровье и жизни. Поясняю - в мое время главным врагом студента был алкоголь. Говорю без всякого ханжества - я отнюдь не враг спиртного - однако он, что уж греха таить, уносил немало студенческих, а потом и взрослых актерских жизней. Но, даю вам честное слово, ни в студенческие, ни в ближайшие за ними годы о том, что такое наркотики, я просто-напросто не знал. А сейчас, как вы понимаете, он не просто имеется... И здесь главная тревога.

Другая проблема уже чисто щепкинская, а значит, и Малого театра. Это русский язык. Еще четверть века тому назад про людей, приезжающих поступать на актерский факультет, как правило, можно было сразу сказать: «Этот из Вологды... Эта из Архангельска... Из Перми...» А теперь все абитуриенты - с Севера, Запада, Юга и Востока - говорят с какой-то чудовищной бессмысленной монотонной интонацией начитывающего текст диктора телевидения. Без гласных, проглатывая звуки, коверкая язык... А вся великая русская драматургия построена на огромной гибкости и богатстве как лексическом, так и интонационном. Нельзя произносить текст Островского, Гоголя, Чехова с нынешней единообразной американизированной интонацией - интонацией официанта, менеджера торгового зала, продавца готового платья, но даже никоим образом не приказчика из пьесы Островского. А кроме того, ведь не Яша и Дуняша определяют культурный уровень героев «Вишневого сада», но Раневская и Гаев. Сейчас же у нас все Раневские и Гаевы повсеместно изъясняются как Яша и Дуняша. Думаю, что с этим сегодня вовсю сталкиваются педагоги и Школы-студии, и РАТИ, и Щукинского училища, и СПГАТИ, но для Щепкинского училища, где традиция вкусного московского слова была, есть и - я надеюсь - все же будет определяющей, ситуация обретает особую серьезность.

РГ: Какой сегодня конкурс в Щепкинском? И как вы оцениваете общий уровень нынешних абитуриентов - если исключить «языковой» момент?

Любимов: В среднем в последние годы у нас было 80-100 человек на место. Надо сказать, что вообще я очень боялся набора 2009 года: во-первых, поскольку введение ЕГЭ внесло немало сложностей как для поступающих, так и для вуза, а во-вторых, есть ситуация демографической ямы. На актерский сегодня поступают люди в основном 1990-1991-1992 годов рождения - не самые благоприятные, а, может быть, даже самые неблагоприятные за последнее время годы для рождения детей. И тем не менее все у нас оказалось достаточно благополучно. Мы набрали удмуртский курс (а обучение в этих стенах самых различных национальных студий - это, как вы, наверное, знаете, одна из наших непрерывных традиций), набрали полный бюджетный курс и плюс к тому еще целый внебюджетный курс..

РГ: А какой совет вы могли бы как ректор дать вашим абитуриентам-2010?

Любимов: Талантливого человека мы примем в любом случае. Но я бы очень посоветовал, готовясь к поступлению и делая все то, что обычно делает абитуриент театрального института - уча басню, стихотворение, прозу - в плюс к этому еще хотя бы чуть-чуть узнать что-нибудь по истории Малого театра и Щепкинского училища. Честное слово, они того заслуживают.

Опубликовано в «Российской газете» (Федеральный выпуск) N5066 от 17 декабря 2009 г.


Дата публикации: 17.12.2009
УЧИЛИЩЕ С ЯЗЫКОМ

Ректор легендарной «Щепки» тревожится, но смотрит в будущее с оптимизмом

Вчера в зале Малого театра педагоги, студенты, а также многочисленные, съехавшиеся со всей России, из стран ближнего и дальнего зарубежья выпускники Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина торжественно отпраздновали 200-летие своей знаменитой alma mater.

Накануне юбилея мы встретились с нынешним ректором старейшей театральной школы профессором, доктором искусствоведения Борисом Любимовым.

Российская газета: Если не ошибаюсь, Щепкинское училище остается единственным высшим театральным учебным заведением Москвы, в котором есть только один факультет - актерский. Это принципиальная позиция? И нет ли у вас планов по приращению обучения иными театральными специальностями?

Борис Любимов: На первый вопрос затрудняюсь ответить определенно. Все-таки, что называется, «мы не местные»: я в училище всего два с половиной года - это половина срока моего пятилетнего контракта. Но подобные мысли мне приходят на ум постоянно. При этом понимаю, что это очень непросто сделать. Ведь существует, кроме всего прочего, такая вещь, как сила привычки. Скажем, идея создания постановочного факультета Школы-студии МХАТ родилась вместе с самим ее возникновением, и это намоленное место существует там уже без малого семьдесят лет. Или взять многолетнюю традицию режиссерской школы ГИТИСа - да там же ведь еще Товстоногов учился, задолго до Эфроса и Анатолия Васильева. Помимо проблемы педагогических кадров, проблемы необходимого помещения, проблем чисто организационных - у нас ведь не частная лавочка, это государственное учреждение, и такие вещи как лицензирование, аттестация с каждым годом становятся все сложней. Должна прежде всего возникнуть некая идея. Появится она в будущем - почему бы не создать новый факультет. И, конечно, времена должны благоприятствовать. А сейчас нельзя забывать и о достаточно напряженной финансовой ситуации. Хотя нам государство, слава богу, в этом смысле помогает: уже не первый год дает президентский грант, очень много делается для педагогов. Помните, у Пастернака есть строчка: «В них не было следов холопства, которое кладет нужда». Так вот, тех следов, которые нужда положила на педагогов в девяностые - я и на себе этот знак в полной мере ощутил, - сейчас нет.

РГ: Значит, главная жалоба текущего момента - на недостаток средств - что называется, не про вас?

Любимов: Когда я пришел на этот пост, у меня были две очень важные проблемы, с которыми, я думал, мы не справимся. А мы, как ни странно, справились. Первая - это проблема общежития, которое сильно напоминало горьковскую ночлежку. А сейчас это, безусловно, не пятизвездочный отель, но нормальные условия для студентов, причем там даже имеется тренажерный зал. Вторая проблема заключалась в необходимости ремонта нашего здания на Неглинной, в котором училище прожило сто пятьдесят лет из своих двухсот. Помню, когда я в один из первых дней своего пребывания на посту ректора поднялся на верхний этаж примыкающего к нам отеля «Арарат Хаятт» и посмотрел оттуда на щепкинскую крышу, то у меня возникло твердое ощущение 1942-го и недавней бомбежки. Минувшим летом нам удалось сделать полный ремонт фасада. Причем, поскольку строение историческое, он шел под наблюдением архитекторов, с соблюдением всех колористических точностей. И сегодня, я думаю, наше здание - одно из самых хорошо выглядящих во всем околотке.

Что меня больше всего тревожит? Скажу откровенно: речь идет о безопасности. О здоровье и жизни. Поясняю - в мое время главным врагом студента был алкоголь. Говорю без всякого ханжества - я отнюдь не враг спиртного - однако он, что уж греха таить, уносил немало студенческих, а потом и взрослых актерских жизней. Но, даю вам честное слово, ни в студенческие, ни в ближайшие за ними годы о том, что такое наркотики, я просто-напросто не знал. А сейчас, как вы понимаете, он не просто имеется... И здесь главная тревога.

Другая проблема уже чисто щепкинская, а значит, и Малого театра. Это русский язык. Еще четверть века тому назад про людей, приезжающих поступать на актерский факультет, как правило, можно было сразу сказать: «Этот из Вологды... Эта из Архангельска... Из Перми...» А теперь все абитуриенты - с Севера, Запада, Юга и Востока - говорят с какой-то чудовищной бессмысленной монотонной интонацией начитывающего текст диктора телевидения. Без гласных, проглатывая звуки, коверкая язык... А вся великая русская драматургия построена на огромной гибкости и богатстве как лексическом, так и интонационном. Нельзя произносить текст Островского, Гоголя, Чехова с нынешней единообразной американизированной интонацией - интонацией официанта, менеджера торгового зала, продавца готового платья, но даже никоим образом не приказчика из пьесы Островского. А кроме того, ведь не Яша и Дуняша определяют культурный уровень героев «Вишневого сада», но Раневская и Гаев. Сейчас же у нас все Раневские и Гаевы повсеместно изъясняются как Яша и Дуняша. Думаю, что с этим сегодня вовсю сталкиваются педагоги и Школы-студии, и РАТИ, и Щукинского училища, и СПГАТИ, но для Щепкинского училища, где традиция вкусного московского слова была, есть и - я надеюсь - все же будет определяющей, ситуация обретает особую серьезность.

РГ: Какой сегодня конкурс в Щепкинском? И как вы оцениваете общий уровень нынешних абитуриентов - если исключить «языковой» момент?

Любимов: В среднем в последние годы у нас было 80-100 человек на место. Надо сказать, что вообще я очень боялся набора 2009 года: во-первых, поскольку введение ЕГЭ внесло немало сложностей как для поступающих, так и для вуза, а во-вторых, есть ситуация демографической ямы. На актерский сегодня поступают люди в основном 1990-1991-1992 годов рождения - не самые благоприятные, а, может быть, даже самые неблагоприятные за последнее время годы для рождения детей. И тем не менее все у нас оказалось достаточно благополучно. Мы набрали удмуртский курс (а обучение в этих стенах самых различных национальных студий - это, как вы, наверное, знаете, одна из наших непрерывных традиций), набрали полный бюджетный курс и плюс к тому еще целый внебюджетный курс..

РГ: А какой совет вы могли бы как ректор дать вашим абитуриентам-2010?

Любимов: Талантливого человека мы примем в любом случае. Но я бы очень посоветовал, готовясь к поступлению и делая все то, что обычно делает абитуриент театрального института - уча басню, стихотворение, прозу - в плюс к этому еще хотя бы чуть-чуть узнать что-нибудь по истории Малого театра и Щепкинского училища. Честное слово, они того заслуживают.

Опубликовано в «Российской газете» (Федеральный выпуск) N5066 от 17 декабря 2009 г.


Дата публикации: 17.12.2009