«САМЫЙ БОЛЬШОЙ УГОЛОК ЕГО СЕРДЦА НАЗЫВАЕТСЯ ТЕАТР»
«САМЫЙ БОЛЬШОЙ УГОЛОК ЕГО СЕРДЦА НАЗЫВАЕТСЯ ТЕАТР»
Старейший актер Малого театра, режиссер и педагог Виктор Коршунов отмечает свое 80-летие
Виктор Иванович служит в Малом театре с 1952 года, того момента, когда его, артиста Театра транспорта, увидели на сцене Константин Зубов и Михаил Царев. Они же и пригласили молодого человека в свой коллектив. С начала 1960-х годов Виктор Коршунов преподает в Театральном училище имени Щепкина. Среди его учеников – Валерий Баринов, Станислав Любшин, Людмила Полякова, Эдуард Марцевич, Игорь Петренко, Светлана Немоляева, Марат Башаров и многие другие. Сегодня мы предоставляем слово ученикам Мастера, выходящим с ним на одну сцену – Малого театра.
Василий Бочкарев, народный артист России
– Зрители хорошо знают Коршунова-актера, а что можно сказать о Коршунове-педагоге?
– Вы понимаете, Виктор Иванович ведь не просто мудрый педагог и актер, но и стал за эти годы как отец родной. Мне вспоминается такой эпизод: в свое время большой режиссер Леонид Андреевич Волков, который поверил в дарование Коршунова, говорил ему: «Чтобы стать хорошим педагогом, нужно сохранить в себе студента». Вот этой заповеди Виктор Иванович и следует по сей день – не боится показаться наивным, смешным или слабым. И в этом есть настоящее актерство. При всей своей мудрости, он сохранил детскость и доверчивость, какой бы пост ни занимал.
– А есть коршуновские «формулы», которые существенно повлияли на вашу жизнь?
– Их очень много. И, кстати, я порадовался, когда он выпустил в свет свою книгу «Пережитое». Это одна из самых правдивых книг об актерской братии. Читал и мысленно возвращался в шестидесятые годы, когда 33-летний Виктор Иванович взял меня на свой курс. Вот как, например, он говорит про сердце: «Ваше сердце могут одолевать невзгоды, апатия, страсть. Оно может принадлежать близкому человеку, но в нем должен быть кусочек, обозначенный словом театр. И туда вы не должны пускать никого, даже родного человека, ибо он нечаянно может разрушить этот победный уголок вашей души. И это станет равносильно потери зрения, слуха, смысла жизни: когда человек влюбляется, когда он забывает все, включая театр. Как ни странно, вас любят часто из-за этого кусочка театра в душе, потому что он придает вашей личности особость – отличие от всех других. Вы должны быть хранителем этого сердечного уголка и не пускать туда никого». Удивительные строчки… И, конечно, этот кусочек сердца под названием театр есть и у него самого.
– Вы сказали, что Виктор Иванович был молодым педагогом. А студенты с ним спорили?
– Я таких случаев не помню. Видимо, их не было вовсе, хотя Виктор Иванович никогда не перебивал студента и слушал его до конца. Так было и на репетициях, когда мы разбирали отрывки из пьес, делали этюды. Он всегда ждал, когда человек закончит свою бредятину… Кстати, у нас в аудитории висел большой плакат: «Ну, и что?» И вот мы, бывало, сделаем все невпопад, а он на плакат показывает… Бессмысленности, необдуманности и разгильдяйского панибратства он не терпел, как и другие корифеи Малого театра.
– После Щепкинского училища вам ведь довелось играть с ним в одних спектаклях…
– К сожалению, жизнь так устроена, что человек понимает свое счастье многие годы спустя. Теперь я с удовольствием вспоминаю, какие счастливые были дни, когда мы репетировали одну и ту же роль – царя Бориса. Для меня это было откровение. Виктор Иванович играл царя в одном рисунке, я в другом, но как ни странно, в одном театре эти два решения дополняли друг друга. Получался мостик между моим Борисом и его. А сейчас, к сожалению, Виктор Иванович уже не играет в этом спектакле, и я чувствую, как мне его не хватает. Такой образ невозможно открыть лишь с одной стороны, а в театре очень важен этот баланс – одно решение, второе решение…
И был еще спектакль «Царь Петр и Алексей», где мы с ним вместе выходили на сцену. Он играл Петра, я – Алексея, хотя мне ничего особенного не нужно было играть. Я чувствовал его как отца. И это придавало особое качество спектаклю.
Когда Виктор Иванович был директором театра и занимался формированием репертуара, он подчас звонил артистам: «У тебя там съемки должны быть в кино – почему ты не говоришь? Мне же репертуар надо составлять». То есть заботился об артистах, понимая, что нам приходится зарабатывать деньги за пределами театра. Не было ни одного премьерного спектакля, чтобы Виктор Иванович не пришел бы поддержать своих учеников… И если даже ему не нравилось, он приходил за кулисы и говорил добрые слова, поскольку испытывает уважение к актерам, любовь к тем людям, которые затрачивают силы на работу. А уж получается у них роль или не получается – дело второстепенное. Но сам факт уважения труда – на первом месте, поскольку самый большой уголок его сердца называется театр.
Александр Вершинин, заслуженный артист России: «Очень трудно говорить о Викторе Ивановиче в столь сжатой форме, поскольку он достоин огромной книги. Но первое, что вспоминается – это колоссальная забота об артистах. Даже сейчас, когда прошло много лет после окончания училища, Виктор Иванович по-прежнему интересуется моей семьей, сыном и мамой, и мне очень дорого это внимание. Трудно описать волнение, когда тебе дают роль в спектакле вместе с твоим театральным педагогом. Это одновременно испытание и ответственность. Мне посчастливилось играть с Виктором Ивановичем в двух спектаклях – «Царь Петр и Алексей» и «Царь Борис». Его игра была удивительной: передо мной был уже не актер, а настоящий Царь Петр и Царь Борис. Я наблюдал за его игрой как завороженный, поскольку на наших глазах происходило настоящее чудо театра. И, конечно, глядя на него – снова учился. А потом бесценным опытом для меня послужила и совместная работа в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты».
Я не раз убеждался, что все ученики Коршунова – это одна большая семья. Искренняя, добрая, заботливая. Ежегодно, седьмого сентября мы встречаемся всей «коршуновской» семьей на дне курса – почаевничать, поговорить о наболевшем, познакомиться с молодыми учениками Виктора Ивановича и, конечно, поздравить своего учителя и любимых педагогов.
А недавно на «Мосфильме» я увидел стенд с фотографией Коршунова и не мог оторваться от его глаз. В его глазах есть все: мужественность, честность, доброта, порядочность».
Петр Абрамов, артист Малого театра: «Для меня он не просто учитель, он – человек эпохи Возрождения, абсолютно во всем, что касается профессии и жизни. Говоря нам о природе актера, он, помню, любил повторять слово «человековедение» – оно стало для меня определяющим в профессии. Актер и – шире – человек искусства всегда Личность. В любом театре жить не просто, но всегда необходимо иметь мужество оставаться человеком.
За годы, что знаю Учителя, я понял, что помимо профессиональных навыков, одаренности, необходима любовь. Коршунов-педагог был и остается строгим, требовательным, властным, любящим дисциплину и честность в профессии, но только невнимательный человек не увидит за этой строгостью искренней любви ко всем своим ученикам. У Виктора Ивановича есть еще одно уникальное свойство: он умеет подбирать людей, я бы сказал, «одной волны». Со времени его первого набора прошло уже – невероятно! – почти пятьдесят лет, но когда в день курса, седьмого сентября, собираются выпускники разных лет, возникает ощущение одного душевного настроя, человеческой гармонии. В этот день – среди «своих» – я всегда получаю импульс уверенности в себе и каждый раз осознаю, что все мы защищены светом и добротой самого дорогого нам человека».
Материал подготовил Виктор БОРЗЕНКО
«ТЕАТРАЛ», 30 октября 2009 года
Дата публикации: 01.12.2009