ВЕРНЫЙ РОМАНТИК ТЕАТРА
ВЕРНЫЙ РОМАНТИК ТЕАТРА
Виктор Коршунов из тех, для кого верность и преданность - понятия абсолютно органичные и неоспоримые. Именно так он служит Малому театру в самых разных качествах: артиста, сыгравшего множество ролей, директора, пост которого он занимал многие годы, педагога Щепкинского училища, более полувека воспитывающего актерскую смену, председателя попечительского совета, которым он ныне является. Виктор Иванович - глава сценической династии: сын Александр - ведущий актер и режиссер Малого, на старейшие подмостки выходит и внук Степан, а внучка Клавдия играет в «Современнике». Сам Виктор Коршунов - выпускник Школы-студии МХАТа - объединил органику и достоверность, воспринятую от своих учителей, с сочностью красок и масштабным реализмом, присущим традициям Малого театра. Оттого его царственные особы всегда отличались не только величием, но и противоречивостью, романтические персонажи не утрачивали человечности и простоты, а социальные герои нередко обладали возвышенным складом души.
Пожалуй, немногие актеры сыграли такое количество коронованных персон, повлиявших на судьбы российской и мировой истории, но при этом подверженных болезненным сомнениям и мучительной неуверенности в собственной правоте. Так, Виктору Коршунову довелось отразить на сцене эволюцию характера Бориса Годунова, показав его в «Царе Федоре Иоанновиче» волевым человеком, твердо и уверенно управляющим делами, а в борьбе за первенство не брезгующим интригами и жестокими расправами. В следующей же части толстовской трилогии актер уже играл царя, «достигшего высшей власти», но ощутившего на себе бремя ответственности и тяжесть наказания, неминуемо последовавшего за преступлением. Те же сомнения терзали и императора Петра Алексеевича в «Детоубийце» Ф.Горенштейна, страшившегося, что его личный грех может трагически отразиться на судьбе России. В минуту опасности переосмысливал совершенное им и король Густав Васа в одноименной драме А. Стриндберга, вдруг превращавшийся из властного, самоуверенного и беспощадного правителя в человека по-своему слабого и беззащитного, но способного «обуздать себя во имя великой цели».
Герои же Коршунова, принадлежавшие к разным социальным слоям общества, нередко несли в себе некий романтический заряд и искреннюю веру в истинные или ложные идеалы. Так, его деловитый купец Лопахин из «Вишневого сада», призывавший к разрушению, по-своему стремился к созиданию, к спасению по-настоящему любимых им людей, а действительный статский советник Сорин из «Чайки» вопреки всему оставался мечтателем. Даже циничный и разочарованный обыватель Суслов из горьковских «Дачников» словно вбирал в себя черты пылкого максималиста-бунтаря Власа, ранее сыгранного Коршуновым, а его комиссар Роман Кошкин из «Любови Яровой» К.Тренева соединял революционный фанатизм с возвышенным идеализмом. В умудренном жизнью писателе Никитине из «Берега» Ю. Бондарева сохранялись пылкость и нежность влюбленного лейтенанта, а трагедийно сыгранный солдат Дервоед в «Рядовых» А.Дударева и простодушный Иван в одноименной трагикомедии А.Кудрявцева были наделены истинным патриотизмом и лишенным ложного пафоса геройством.
Яркая характерность и сочность красок, присущие мастерам Малого, особенно отчетливо проявилась у Виктора Коршунова в ролях, сыгранных в пьесах главного автора Дома Островского, где актер создал образы разнообразных хитрецов и прохиндеев. Рядом с вальяжно холеным богачом Великатовым из «Талантов и поклонников» существовал властный, дьявольски коварный искуситель Неизвестный в «Пучине» и легко порхающий по жизни ловкач Чугунов в «Волках и овцах». А на место сыгранного ранее предприимчивого, заводного интригана Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» пришел бравый вояка и озорной ловелас Крутицкий, подтянутый и моложавый, не утративший бодрой веселости и интереса к жизни. Все эти роли значительно расширили актерский диапазон Виктора Коршунова, жизненное же его амплуа остается неизменным - неисправимый романтик и преданный служитель театра.
Марина ГАЕВСКАЯ
«Культура», №46 2009
Дата публикации: 01.12.2009