СЫГРАВШИЙ ИСТОРИЮ
СЫГРАВШИЙ ИСТОРИЮ
Малый театр отметил юбилей народного артиста СССР Виктора Коршунова
Виктор Коршунов любит цитировать строки Арсения Тарковского: «Я тот, кто жил во времена мои». В этом нет фанаберии, чувства превосходства или признака «звездной болезни». Здесь ясная и смиренная констатация того, что каждый человек живет в большой истории. Но в случае Коршунова вся страна и вправду жила в его времена.
Он родился в Москве в 1929 году в семье сельских людей, нежданно оказавшихся в столице. Их сын Виктор родился на Сухаревке, там провел свои школьные годы. В разгар войны в районном Доме пионеров он записался в драматическую студию, которой руководила Варвара Ивановна Стручкова. Потому после войны он, не задумываясь, поступил в только что созданную школу-студию МХАТ, на курс Александра Михайловича Карева. На старших курсах там учились Олег Ефремов, Алексей Баталов, а однокурсниками Коршунова были Олег Борисов и Екатерина Еланская, дочь актрисы Художественного театра - Клавдии Николаевны Еланской и режиссера Ильи Яковлевича Судакова. В 1953 году, спустя два года после окончания школы-студии, Екатерина Еланская и Виктор Коршунов поженились.
Профессиональный дебют Коршунова состоялся в Центральном театре транспорта (ныне Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя). Он сыграл там Фернандо в «Живом трупе» Моретто и Ваську Окорока в спектакле «Бронепоезд 14-69» В.Иванова, выдвинутом на соискание государственной премии. После этого спектакля Михаил Царев, тогдашний руководитель Малого театра, и пригласил Коршунова в старейшую российскую труппу. Повышенное чувство долга и строжайшая самодисциплина позволили ему занять лидирующее положение. С 1985 года он является директором, а с 1998 по 2009 год - генеральным директором Государственного академического Малого театра.
Весь советский репертуар - от Максима Горького и Константина Тренева до инсценировок романов Юрия Бондарева и Леонида Брежнева («Берег», «Малая земля», «Целина») - главным образом лег на плечи Коршунова. Он нес эту ношу достойно и значительно, став одним из главных символов советского театра второй половины ХХ века. Но печать положительного социального героя не сделала из него раба амплуа. С годами его стали притягивать все более и более сложные и характерные персонажи. Никита во «Власти тьмы» Л.Н.Толстого, Молчалин в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Базаров в «Отцах и детях» по И.С.Тургеневу, Жадов, Глумов и Чугунов в комедиях А.Н.Островского «Доходное место», Лопахин и Сорин в спектаклях «Вишневый сад» и «Чайка» А.П.Чехова... Это только часть созданных Виктором Коршуновым на сцене Малого театра классических ролей.
Огромный мир русской истории встает в его актерских созданиях. Трагичен созданный им Петр Великий в спектакле «Царь Петр и Алексей». Но самой важной в его творческой биографии является длящаяся более двух десятилетий история Бориса Годунова в трагедиях А.К.Толстого. Масштаб большой истории и масштабная личность, этой историей попираемая, соединяющая в себе ум, волю, хитрость, высокие цели, но и способность во имя этих целей нарушить нравственные заповеди. Таков его Годунов в знаменитом спектакле Бориса Равенских «Царь Федор Иоаннович». Роль эту он играет один, без замены, с 1973 года, уже более четверти века! Еще более сложный и драматичный образ Годунова создает Коршунов в трагедии «Царь Борис». Последняя работа артиста на сцене оказалась тоже связанной с монархической темой. Он сыграл шведского короля Густава Васа в одноименной пьесе А. Стриндберга.
Елена Юринская
«Российская газета», 27 ноября 2009 года
Дата публикации: 27.11.2009