Ушел Артист
Скончался Афанасий Иванович Кочетков – народный артист России, выдающийся актер театра и кино. Произошло это в четверг, в половине девятого вечера. Последние несколько дней актер находится в тяжелом состоянии в реанимации 68-й городской больницы. Сюда он был доставлен с черепно-мозговой травмой, после многодневных поисков, начавшихся со дня его исчезновения 9 июня.
18 июня в семь Yтра Афанасий Кочетков был обнаружен в сквере на 1-й улице Текстильщиков. Родная племянница артиста тогда не смогла поверить, что старик со следами побоев на лице, который лежит под капельницей в реанимации, и есть ее дядя. Лишь срочно прилетевший из Донецка брат признал в измученном человеке Афанасия Ивановича Кочеткова.
В последнее годы жизнь артиста не баловала. В марте он похоронил любимую и единственную дочь. Полутора годами раньше скончалась его жена. Да и сам Афанасий Иванович был тяжело болен. В первых числах июля Кочетков должен был поехать в санаторий «Жуковский». Последние семь лет он болел лимфосаркомой - раком крови, совсем недавно прошел третий курс химиотерапии.
«Одно из последствий болезни - тромбы сосудов, в том числе и сосудов мозга. Это может вызвать инсульт и потерю памяти, - сообщила Нина Нечаева, племянница А.Кочеткова. - Известно, что в 16 часов 9 июня он вышел из театра после репетиции. Он любил прогуляться пешком до дома. В 17:30 на улице Люсиновской он почувствовал себя плохо, и прохожие вызвали «скорую». Этот вызов зафиксирован. Афанасий Иванович отказался ехать в больницу. Человек в его состоянии не всегда способен оценить ситуацию и даже может обругать грубо тех, кто пытается ему помочь. Но я не могу понять, как врач уехал, оставив старого больного человека на улице!» Дошел ли Афанасий Иванович 9 июня до своего дома или нет, никто точно не знает.
Афанасий Иванович Кочетков родился 9 марта 1930 г. в деревне Балахоновка Самарской области в большой крестьянской семье. Растила и воспитывала его мама Любовь Прокофьевна Кочеткова (1899-1984). Отец Афанасия - Иван Васильевич Кочетков (1899-1942), два старших брата и старшая сестра в годы войны ушли на фронт. В 1942 г. отец погиб. Его могилу дети разыскали под Старой Руссой много лет спустя после победы. Подростком пережив трагедию войны, будущий актер навсегда сохранил в своем сердце память о ней и людях военного поколения, оказавших серьезное влияние на формирование его личности.
Поначалу об актерской профессии А.Кочетков не помышлял, а, окончив школу в г. Туймазы, что на Южном Урале, отправился в Кишинев поступать в университет. Пять лет штудировал науки на факультете геологии, а в свободное время посещал студенческий театр. Там его увидел Дмитрий Журавлев, известный чтец-исполнитель, и посоветовал заняться театром профессионально. Доверившись авторитетному мнению, по окончании университета А.И.Кочетков уехал в Москву. Прошел творческий конкурс в Театральном училище им. М.С.Щепкина при Малом театре, но диплом геолога обязывал его три года отработать по специальности. Пришлось самой Вере Николаевне Пашенной, знаменитой актрисе Малого театра, заинтересовавшейся талантливым абитуриентом, хлопотать о его освобождения от отработки. Так он стал студентом Училища им. М.С. Щепкина на курсе замечательных режиссеров и педагогов М.О. Кнебель и В.И. Цыганкова.
Окончив в 1956 г. училище и вступив в труппу Театра-студии киноактера, А.Кочетков сразу же стал очень много сниматься в кино (он член Союза кинематографистов с 1960 года). Первым режиссером, у которого А.Кочетков снялся в кино, был В.П.Басов («Первые радости» и «Необыкновенное лето»). Затем одна за другой последовали большие, центральные роли: Смолярчук в киноленте «Над Тиссой» (1958), Герасим в фильме «Муму» (1959), Довбуш в картине «Олекса Довбуш» (1960) и многие-многие другие. Всего в творческом активе артиста около 100 персонажей центральных и эпизодических - в фильмах русских, украинских и белорусских кинематографистов.
Но, конечно, работа в кино не исчерпывает всех творческих возможностей Афанасия Кочеткова. Незаурядный драматический дар артиста, его яркая самобытная индивидуальность, открытый, сильный темперамент, явно предназначенные для сцены, не могли не обратить на себя внимание крупных театральных режиссеров. А.А.Гончаров, которого А.Кочетков считал своим крестным отцом на профессиональной сцене, пригласил его в спектакль «Закон зимовки». Эту пьесу увидел замечательный режиссер Б.И.Равенских, в своем творчестве ориентированный на поэтический театр - театр больших обобщений, театр высокого поэтического звучания. В Кочеткове, способном сочетать естественность сценического существования и театральную яркость, почти житейскую обыденность и метафоричность, суровую простоту и героический пафос, Равенских сразу же увидел «своего» артиста и пригласил его в Театр им. А.С.Пушкина, которым тогда руководил.
Годы работы в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина (1964-1978) - интересный, плодотворный период творческой карьеры артиста. Он создал вызвавшие большой интерес зрителей и критиков трагически-экспрессивные образы шолоховских героев Макара Нагульного («Поднятая целина») и Андрея Соколова («Судьба человека»).
В 1978 г. Малый театр приступил к постановке «Короля Лира» В.Шекспира. На одну из центральных ролей трагедии - графа Кента - руководство театра пригласило своего бывшего выпускника. Так Афанасий Кочетков вернулся в свою альма-матер. С 1978 г. Кочетков был одним из ведущих артистов труппы Академического Малого театра.
Диапазон ролей, сыгранных народным артистом России (1976 г.) Афанасием Ивановичем Кочетковым за два с небольшим десятилетия работы в Малом театре, чрезвычайно широк и многообразен. Он воплотил на сцене комедийных персонажей, таких, например, как Городничий в «Ревизоре» или Громилов в «Талантах и поклонниках», и создал трагические образы Кента в «Короле Лире», Тесея в «Федре». Играл роли публицистически острые, как Лисицын в «Вызове», и глубоко драматические, усложненно-психологические, как Ванюшин в «Детях Ванюшина». Роли характерные (Поп в «Беседах при ясной луне») и героические (Старик в «Русских людях», Морозов в «Князе Серебряном»). Роли современные (Иванов в «Так и будет», Знобин в «Ивушке неплакучей») и исторические (князь Василий Шуйский в «Царе Федоре Иоанновиче», Луп-Клешнин в «Царе Борисе»).
Последней ролью Афанасия Ивановича на сцене Малого театра стал Шаня в спектакле «Старый добрый ансамбль» по пьесе И.Губача. В следующем сезоне должна была состояться премьера спектакля по водевилям А.П. Чехова «Свадьба, свадьба, свадьба», в котором Афанасию Ивановичу была поручена роль генерала Ревунова-Караулова.
Коллектив газеты
«Yтро» выражает свои соболезнования родным, близким и коллегам Афанасия Ивановича Кочеткова.
«Yтро»
Максим РЕДИН, 25 июня