КОГДА ГОВОРЯТ МУЗЫ, ПУШКИ МОЛЧАТ
КОГДА ГОВОРЯТ МУЗЫ, ПУШКИ МОЛЧАТ
Театральный праздник на Северном Кавказе
Название города Махачкала в последнее время довольно часто звучит в выпусках новостей, но отнюдь не в связи с искусством. И если часто смотреть телевидение, то может возникнуть ощущение, будто жизнь республики Дагестан состоит из кратких передышек между стрельбой и взрывами. Кому выгодно формировать такое мнение о Северном Кавказе – Бог весть. Тем не менее, трехмиллионная республика живет, главным образом, повседневными будничными заботами, радостями, а иногда и праздниками.
Праздники на Кавказе любят, а гостеприимством эта земля славится испокон веков. Вот и фестиваль русских театров Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона, состоявшийся в Махачкале уже во второй раз, стал настоящим интернациональным праздником. Гостей из разных республик в Дагестане принимали, как родных. У истоков фестиваля стоял художественный руководитель Русского театра Махачкалы Скандарбек Тулпаров, самое деятельное участие в его проведении приняло все руководство республики, министр культуры Зумруд Сулейманова, председатель СТД Дагестана, один из самых известных артистов Кавказа Айгум Айгумов, Международная ассоциация русских театров, которую возглавляет художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. В фестивале приняли участие театральные коллективы Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, приехали гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Германии, Франции.
В Дагестане бок о бок живут десятки народов, Здесь одиннадцать государственных театров, из них восемь национальных. Но для всех языком межнационального общения является русский. И это неправда, что Северный Кавказ стал для русских враждебной средой. Может быть, кому-то очень хочется посеять рознь между народами. Но это представляется просто невозможным, когда слышишь овации, который дагестанские зрители устраивают гостям – московскому театру «Модерн», представившему на фестивале мелодраму «Петля», и Калужскому драматическому театру, который выступил с музыкальным ревю «Если любишь – найди».
Русский театр имени Е.Вахтангова из Северной Осетии открыл фестиваль лирической комедией «Очень простая история» Марии Ладо. Эта пьеса вошла в репертуар многих театров России благодаря своей доброте, искренности и задушевности. Создатели спектакля сумели донести эти теплые чувства до зрителя, и это стало главным залогом успеха. Театр из Карачаево-Черкесии обратился к западной литературе, поставив пьесу Артура Миллера «Спуск с горы», которая дала возможность ярко раскрыться таланту ведущего артиста театра В.Вартанова. Русский театр из Ингушетии представил на фестивале классику двадцатого века – пьесу Григория Горина «Забыть Герострата». И оказалось, что горинский юмор стал еще злободневнее, чем тридцать лет тому назад, а ингушские артисты очаровали публику своей органичностью и темпераментом. Что же касается самого Дагестана, то особый успех у зрителей и специалистов имел Кумыкский театр, участвовавший в фестивале с мюзиклом «Человек из Ламанчи». И главной составляющей этого успеха стало мастерство актеров, исполнявших главные роли – И.Акаутдинова, П.Ихивова. Фестиваль позволил в очередной раз убедиться в том, что каждая республика России, каждый город с театральными традициями богат настоящими талантами, даже если они не пользуются всероссийской известностью. Страна знает тех, кого видит по телевизору. И потому особую горечь вызывает особый угол зрения центральных российских средств массовой информации, превративший жизнь Кавказа в криминальную хронику, из-за которой некоторые театральные коллективы побоялись приехать в Махачкалу.
Новшеством этого фестиваля стала программа моноспектаклей, в которой приняли участие артисты из Москвы, Петербурга, Германии и Франции. Всех покорил своим блестящим чувством юмора немецкий актер Алекс Борис, представивший аристофановскую «Лисистрату». Заметным событием стал моноспектакль артиста петербургского Большого драматического театра Михаила Морозова «Хаджи Мурат» по знаменитой повести Льва Толстого о драматических событиях истории Северного Кавказа. Еще недавно, в связи с событиями в Чечне, артист считал исполнение этого произведения этически невозможным. Но сегодня оно звучит современно и своевременно, напоминая, что понятия чести, храбрости, благородства равно дороги всем народам и не имеют национальности.
Ольга Буткова, заведующая литературно-драматургической частью Малого театра
14 октября 2009 года
Дата публикации: 14.10.2009