Новости

ДОВОЛЬСТВУЯСЬ МАЛЫМ

ДОВОЛЬСТВУЯСЬ МАЛЫМ

В нашем городе завершились двухнедельные гастроли московского Малого театра. Надо признаться, что привезенные девять спектаклей разных лет доставили петербургской публике большое удовольствие


То, как работают в Малом театре, можно описать всего несколькими словами – это высокое искусство со знаком качества. На спектакли, поставленные по русской и зарубежной классике в Доме Островского, или Втором университете («народные» названия Малого), идешь с открытым сердцем и уверенностью – здесь не обманут, не схалтурят, все будет добротно и славно. И если обычно выхаживать длительные гастроли надоедает, то на Малый «подсаживаешься» и без таких ежедневных порций вкусного высококачественного театра уже не можешь обходиться.

Это не пустые комплименты. Сходив на что угодно из Малого, остаешься с ощущением, будто вернулся в детство. Потому что именно так – со счастливым смехом, чистыми слезами, искренними переживаниями, с какой-то благородной торжествен-
ностью – воспринималось публикой театральное искусство много лет назад. И это, как показывает время, самое правильное восприятие. Раньше спектакли в театрах были более тщательными, более честными, что ли. А Малый театр таким и остался, но не закостенел, а сохранил искрометность и легкость при основательности и традиционности.
Даже самые ярые поборники дерзкой новизны и сценических экспериментов на спектаклях Малого умиротворенно блаженствуют, наблюдая торжество слова, внимая мельчайшим актерским интонациям и вслушиваясь в нюансы. Актеры этого театра и сами счастливы. Как высказался Борис Невзоров, «большинство спектаклей большинства театров сегодня какие-то скоротечные, бесхитростные капустники, поэтому служить в нашем театре – это отрада».

Классические пьесы в Малом умеют подать остро и злободневно, а не скучно и не тухло. Элементарные сценические условности здесь уместны, а постановки со смыслом понятны. Их можно назвать старомодными, но и в этом есть определенная манкость. Реквизит здесь собирают кропотливо, актеры из дома приносят старинные подсвечники, веера, перчатки. К текстам относятся бережно, уважительно, отсюда «немодная» продолжительность спектаклей – по три с лишним часа. Академичная эта строгость не утомляет: наслаждаясь, времени не чувствуешь вовсе.

По мнению Юрия Соломина, художественного руководителя, режиссера и ведущего актера театра, приверженность «классицизму» в работе не мешает, а помогает: «Есть театры, где соблюдение условностей исключительно уместно. Современно – это когда со сцены говоришь со смыслом и о понятном, во что бы ты ни был при этом одет. Но если ты на сцене раздет, слушать тебя не будут – станут разглядывать. Да, тогда будут аншлаги, но нам такие аншлаги не нужны...».

Коротко обозревать увиденные спектакли Малого нет смысла, ведь в этом случае хочется рецензировать описательно и разбирать очень подробно. Но невозможно не поделиться хотя бы парой штрихов, чтобы передать восхищение от образца бесхитростной, вкрадчивой театральности, ощущение возникшего в душе праздника.

Вот, к примеру, «Ревизор» Гоголя. В череде множества постановок спектакль в Малом словно раскрашен цветными карандашами. Вращающийся круг с декорациями, чьи детали точны, а условность прелестна, открывает, как в объемной, «выпуклой» детской книжке, то гостиную городничего, то задворки, то пышный будуар, то обглоданный гостиничный номер. Актерский ансамбль слаженный, крепкий, со стройным звучанием. Одной репликой, как и выразительным молчанием, могут сразить наповал, паузы держат такие, что тишина звенит, а уж обаяние их просто безгранично. То же и в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, который внешне напоминает светлый акварельный набросок, а сцены нанизываются одна на другую, как пестрые, но скромные бусы или петли игривой шали домашней вязки.

Или взять «Горе от ума» Грибоедова. Тут уже густые цвета гуаши. Несколько разноцветных стен-панелей: раздвигаясь или смыкаясь, они образуют дверные проемы, коридоры и залы. Круглая печка, похожая на незыблемый столп-колонну, украшенную сверху гипсовым вазоном. От этой печки и вокруг нее все «танцуют», в нее Чацкий в шутку сует нос на реплике «и дым Отечества нам сладок и приятен», а зал с упоением бормочет наизусть знакомые со школьной скамьи строки великой комедии.

Достоинство и интеллигентность – основные отличительные черты театра. Деятельность его можно сравнить с трудом ученых, требующим ответственности, точности и, пожалуй, самозабвения. В Малом глубоко копают, не суетятся, действуют максимально осознанно. Счастье, что такие театры еще есть. Удивлять публику любыми средствами есть тьма искусников, но держать марку умеют единицы. Малый – из их числа.


Мария КИНГИСЕПП
«Санкт-Петербургские ведомости», 6 июля 2009 года

Дата публикации: 07.07.2009
ДОВОЛЬСТВУЯСЬ МАЛЫМ

В нашем городе завершились двухнедельные гастроли московского Малого театра. Надо признаться, что привезенные девять спектаклей разных лет доставили петербургской публике большое удовольствие


То, как работают в Малом театре, можно описать всего несколькими словами – это высокое искусство со знаком качества. На спектакли, поставленные по русской и зарубежной классике в Доме Островского, или Втором университете («народные» названия Малого), идешь с открытым сердцем и уверенностью – здесь не обманут, не схалтурят, все будет добротно и славно. И если обычно выхаживать длительные гастроли надоедает, то на Малый «подсаживаешься» и без таких ежедневных порций вкусного высококачественного театра уже не можешь обходиться.

Это не пустые комплименты. Сходив на что угодно из Малого, остаешься с ощущением, будто вернулся в детство. Потому что именно так – со счастливым смехом, чистыми слезами, искренними переживаниями, с какой-то благородной торжествен-
ностью – воспринималось публикой театральное искусство много лет назад. И это, как показывает время, самое правильное восприятие. Раньше спектакли в театрах были более тщательными, более честными, что ли. А Малый театр таким и остался, но не закостенел, а сохранил искрометность и легкость при основательности и традиционности.
Даже самые ярые поборники дерзкой новизны и сценических экспериментов на спектаклях Малого умиротворенно блаженствуют, наблюдая торжество слова, внимая мельчайшим актерским интонациям и вслушиваясь в нюансы. Актеры этого театра и сами счастливы. Как высказался Борис Невзоров, «большинство спектаклей большинства театров сегодня какие-то скоротечные, бесхитростные капустники, поэтому служить в нашем театре – это отрада».

Классические пьесы в Малом умеют подать остро и злободневно, а не скучно и не тухло. Элементарные сценические условности здесь уместны, а постановки со смыслом понятны. Их можно назвать старомодными, но и в этом есть определенная манкость. Реквизит здесь собирают кропотливо, актеры из дома приносят старинные подсвечники, веера, перчатки. К текстам относятся бережно, уважительно, отсюда «немодная» продолжительность спектаклей – по три с лишним часа. Академичная эта строгость не утомляет: наслаждаясь, времени не чувствуешь вовсе.

По мнению Юрия Соломина, художественного руководителя, режиссера и ведущего актера театра, приверженность «классицизму» в работе не мешает, а помогает: «Есть театры, где соблюдение условностей исключительно уместно. Современно – это когда со сцены говоришь со смыслом и о понятном, во что бы ты ни был при этом одет. Но если ты на сцене раздет, слушать тебя не будут – станут разглядывать. Да, тогда будут аншлаги, но нам такие аншлаги не нужны...».

Коротко обозревать увиденные спектакли Малого нет смысла, ведь в этом случае хочется рецензировать описательно и разбирать очень подробно. Но невозможно не поделиться хотя бы парой штрихов, чтобы передать восхищение от образца бесхитростной, вкрадчивой театральности, ощущение возникшего в душе праздника.

Вот, к примеру, «Ревизор» Гоголя. В череде множества постановок спектакль в Малом словно раскрашен цветными карандашами. Вращающийся круг с декорациями, чьи детали точны, а условность прелестна, открывает, как в объемной, «выпуклой» детской книжке, то гостиную городничего, то задворки, то пышный будуар, то обглоданный гостиничный номер. Актерский ансамбль слаженный, крепкий, со стройным звучанием. Одной репликой, как и выразительным молчанием, могут сразить наповал, паузы держат такие, что тишина звенит, а уж обаяние их просто безгранично. То же и в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, который внешне напоминает светлый акварельный набросок, а сцены нанизываются одна на другую, как пестрые, но скромные бусы или петли игривой шали домашней вязки.

Или взять «Горе от ума» Грибоедова. Тут уже густые цвета гуаши. Несколько разноцветных стен-панелей: раздвигаясь или смыкаясь, они образуют дверные проемы, коридоры и залы. Круглая печка, похожая на незыблемый столп-колонну, украшенную сверху гипсовым вазоном. От этой печки и вокруг нее все «танцуют», в нее Чацкий в шутку сует нос на реплике «и дым Отечества нам сладок и приятен», а зал с упоением бормочет наизусть знакомые со школьной скамьи строки великой комедии.

Достоинство и интеллигентность – основные отличительные черты театра. Деятельность его можно сравнить с трудом ученых, требующим ответственности, точности и, пожалуй, самозабвения. В Малом глубоко копают, не суетятся, действуют максимально осознанно. Счастье, что такие театры еще есть. Удивлять публику любыми средствами есть тьма искусников, но держать марку умеют единицы. Малый – из их числа.


Мария КИНГИСЕПП
«Санкт-Петербургские ведомости», 6 июля 2009 года

Дата публикации: 07.07.2009