Новости

АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ: «ЕГО ЖИЗНЬ – БОРЬБА ЗА СВОБОДУ»

Александр Потапов, народный артист России: «ЕГО ЖИЗНЬ – БОРЬБА ЗА СВОБОДУ»

Мы познакомились в театральном училище, Виталий был на курс старше меня. Сейчас, после этого трагического события, по прошествии целой жизни, я ещё раз убеждаюсь, что Виталий всю жизнь прошёл в борьбе за свою независимость, за свободу. Сейчас говорят: «Наконец-то мы обрели свободу!» А по-моему, умение жить свободно и независимо не зависит ни от какого политического строя, это дан талант человеку. Виталий никогда ни у кого ничего не просил и чувствовал себя очень свободно. Он за это, кстати говоря, всю жизнь и расплачивался. Вот я вспоминаю первый брак Виталия с актрисой Наташей Рудной – красивой, молодой светской дамой из очень благополучной семьи. Виталий был в неё безумно влюблён. Но ему надо было ходить в гости к «нужным людям», соответствовать уровню жизни Наташиной семьи, играть во все эти игры… И развод их был закономерен, потому что подлаживаться, быть зависимым Виталий просто не мог от природы. А после развода его вызвал к себе бывший тесть, поставил бутылку коньяка и аккуратно так сказал, что Наташе надо где-то жить, хотя у её отца и у Наташи было две квартиры, но – «Наташе надо где-то жить, мы взрослые люди». Виталий бровью не повёл – он встал, сказал: «Спасибо, до свидания», и оставил эту квартиру, даже не поперхнулся.
Независимость Виталия, на мой взгляд, вредила ему не только в карьерном отношении. В человеческом плане с ним было очень трудно. Виталий был человек очень сложный, конфликтный, очень ранимый и незащищённый – обидеть его можно было на раз. Но проходили годы, и Виталий менялся. Он стал мудрее и сильнее – научился отстаивать свою независимость ровно, спокойно. Мы были знакомы довольно близко, но я был удивлён, узнав, что два года назад Виталий крестился. И тогда же я почувствовал, как он переменился, появились внутренняя мудрость и сила. Оказалось в конце жизни, что он так много набрал всего, столько саккуммулировал, что у него появилась потребность всем этим с кем-то поделиться. И я уверен, что Виталий стал руководить курсом во ВГИКе не из каких-то тусовочных престижных соображений, а оттого, что ему нужны были ученики, он хотел после себя что-то оставить, свой мир он в себе держать уже не мог. Виталий шёл к этому давно, ведь он давно начал заниматься режиссурой, вначале по необходимости, потому что надо было помочь самому себе в актёрской деятельности, а он не хотел просить роли. Настоящий вкус он впервые почувствовал, ставя знаменательный для меня спектакль «Свадьба Кречинского». А на «Иванове» – и это подтвердят все участники – был настоящий фейерверк. Как будто мы снова увидели Бабочкина, — вот клянусь! – Бабочкина, Ильинского, потому что это была такая мудрость, такая прелесть, такой багаж, такая фантазия! Мы с Сашей Клюквиным не придумали ничего лучше, как после удачных репетиций поднимать руки вверх и кричать: «Слава Соломину!» В этом какая-то страшная жуть – когда человек стал совершенен, прекрасен – приходит удар, смерть, и всё рушится. Ведь если бы Виталий ещё вот так же поработал несколько лет, то, я уверен, он встал бы в ряд великих режиссёров.
Рано или поздно, но Виталий понял одну вещь: в нашем коллективном искусстве нужны партнеры, нужна компания, и у Виталия был огромный дар лидера. Лидер – это умение объединить людей, используя, конечно, и понимая их слабости и причуды, заразить какой-то идеей, полюбить, создать свой собственный мир. В этом и есть талант режиссёра. И он у Виталия органично раскрылся в последнее время. Очень жалко тех наших актеров, кто не успел поработать с ним как с режиссёром, войти в его мир. Виталий никогда не приглашал в свои постановки по товарищеским или конъюнктурным соображениям, исключительно по творческим. Мне горько, что ушла наша надежда на что-то интересное, на компанию, на борьбу за свободу.
Виталий был настоящим рыцарем театра — недавно, чтобы не опоздать в Малый на спектакль, он всю ночь ехал из Риги на машине. Он слишком много работал. Не рассчитывал силы, но подсказать ему было невозможно, без работы он не мог. Это и грустно, и печально, и светло.
Мы вместе снимались в «Сибириаде». На ту роль, которую в итоге сыграл Виталий, изначально был приглашён я. А когда появился Виталий, Кончаловский сказал мне: «Выбирай любую другую роль». Я как артист не несу обиды на Виталия за то, что он меня потеснил. В «Сибириаде», мне кажется, многое надумано, многое взято из американских фильмов в приёмах и стилистике, но идея была одна – свободные, независимые люди. Когда пришёл Виталий, Андрон Кончаловский сказал: «Он просто рождён для этой роли, он борец, и он из Сибири». И я сыграл одного из его братьев. Была умелая, профессиональная компания, буфет, спрашивали, какие кому нужны лекарства. Но даже там я понял, что Виталий на порядок более настоящий. Это проявлялось и на съёмочной площадке — Андрон говорил: «Надо делать так! Ты видел, как классно играет этот американский артист?» А Виталий говорил: «А при чём здесь Америка?» Он опять не захотел быть хорошим, ласковым, ловким, а пытался оставаться самим собой. Андрон был очень расстроен и говорил: «Да что ж такое, вечная сопротивляемость!» Незадолго до смерти Виталия мы вместе играли в спектакле у Трушкина. Трушкин – классный, известный режиссёр и очень толковый человек. Он придумал Виталию какую-то свою режиссёрскую концепцию. Что сделал Виталий? Всё выслушал, не стал ничего отвергать, доказывать, что у Трушкина совсем другой мир. Он сказал: «Чудно, я это сделаю, но здесь надо добавить это и это, а вот так, может быть, будет ещё интереснее?» И Трушкин с ходу увлёкся этим. Виталий повёл его за собой, и тот пошёл с удовольствием. Вот это прелесть, вот это профессиональный актёр, который и себя отстоял, и режиссёра не обидел, и создал нечто дружеское в компании, создал искусство. В последнее время Виталий поднялся на такую профессиональную высоту… И тем сильнее сегодня горечь о потерянной надежде.

Дата публикации: 21.06.2002
Александр Потапов, народный артист России: «ЕГО ЖИЗНЬ – БОРЬБА ЗА СВОБОДУ»

Мы познакомились в театральном училище, Виталий был на курс старше меня. Сейчас, после этого трагического события, по прошествии целой жизни, я ещё раз убеждаюсь, что Виталий всю жизнь прошёл в борьбе за свою независимость, за свободу. Сейчас говорят: «Наконец-то мы обрели свободу!» А по-моему, умение жить свободно и независимо не зависит ни от какого политического строя, это дан талант человеку. Виталий никогда ни у кого ничего не просил и чувствовал себя очень свободно. Он за это, кстати говоря, всю жизнь и расплачивался. Вот я вспоминаю первый брак Виталия с актрисой Наташей Рудной – красивой, молодой светской дамой из очень благополучной семьи. Виталий был в неё безумно влюблён. Но ему надо было ходить в гости к «нужным людям», соответствовать уровню жизни Наташиной семьи, играть во все эти игры… И развод их был закономерен, потому что подлаживаться, быть зависимым Виталий просто не мог от природы. А после развода его вызвал к себе бывший тесть, поставил бутылку коньяка и аккуратно так сказал, что Наташе надо где-то жить, хотя у её отца и у Наташи было две квартиры, но – «Наташе надо где-то жить, мы взрослые люди». Виталий бровью не повёл – он встал, сказал: «Спасибо, до свидания», и оставил эту квартиру, даже не поперхнулся.
Независимость Виталия, на мой взгляд, вредила ему не только в карьерном отношении. В человеческом плане с ним было очень трудно. Виталий был человек очень сложный, конфликтный, очень ранимый и незащищённый – обидеть его можно было на раз. Но проходили годы, и Виталий менялся. Он стал мудрее и сильнее – научился отстаивать свою независимость ровно, спокойно. Мы были знакомы довольно близко, но я был удивлён, узнав, что два года назад Виталий крестился. И тогда же я почувствовал, как он переменился, появились внутренняя мудрость и сила. Оказалось в конце жизни, что он так много набрал всего, столько саккуммулировал, что у него появилась потребность всем этим с кем-то поделиться. И я уверен, что Виталий стал руководить курсом во ВГИКе не из каких-то тусовочных престижных соображений, а оттого, что ему нужны были ученики, он хотел после себя что-то оставить, свой мир он в себе держать уже не мог. Виталий шёл к этому давно, ведь он давно начал заниматься режиссурой, вначале по необходимости, потому что надо было помочь самому себе в актёрской деятельности, а он не хотел просить роли. Настоящий вкус он впервые почувствовал, ставя знаменательный для меня спектакль «Свадьба Кречинского». А на «Иванове» – и это подтвердят все участники – был настоящий фейерверк. Как будто мы снова увидели Бабочкина, — вот клянусь! – Бабочкина, Ильинского, потому что это была такая мудрость, такая прелесть, такой багаж, такая фантазия! Мы с Сашей Клюквиным не придумали ничего лучше, как после удачных репетиций поднимать руки вверх и кричать: «Слава Соломину!» В этом какая-то страшная жуть – когда человек стал совершенен, прекрасен – приходит удар, смерть, и всё рушится. Ведь если бы Виталий ещё вот так же поработал несколько лет, то, я уверен, он встал бы в ряд великих режиссёров.
Рано или поздно, но Виталий понял одну вещь: в нашем коллективном искусстве нужны партнеры, нужна компания, и у Виталия был огромный дар лидера. Лидер – это умение объединить людей, используя, конечно, и понимая их слабости и причуды, заразить какой-то идеей, полюбить, создать свой собственный мир. В этом и есть талант режиссёра. И он у Виталия органично раскрылся в последнее время. Очень жалко тех наших актеров, кто не успел поработать с ним как с режиссёром, войти в его мир. Виталий никогда не приглашал в свои постановки по товарищеским или конъюнктурным соображениям, исключительно по творческим. Мне горько, что ушла наша надежда на что-то интересное, на компанию, на борьбу за свободу.
Виталий был настоящим рыцарем театра — недавно, чтобы не опоздать в Малый на спектакль, он всю ночь ехал из Риги на машине. Он слишком много работал. Не рассчитывал силы, но подсказать ему было невозможно, без работы он не мог. Это и грустно, и печально, и светло.
Мы вместе снимались в «Сибириаде». На ту роль, которую в итоге сыграл Виталий, изначально был приглашён я. А когда появился Виталий, Кончаловский сказал мне: «Выбирай любую другую роль». Я как артист не несу обиды на Виталия за то, что он меня потеснил. В «Сибириаде», мне кажется, многое надумано, многое взято из американских фильмов в приёмах и стилистике, но идея была одна – свободные, независимые люди. Когда пришёл Виталий, Андрон Кончаловский сказал: «Он просто рождён для этой роли, он борец, и он из Сибири». И я сыграл одного из его братьев. Была умелая, профессиональная компания, буфет, спрашивали, какие кому нужны лекарства. Но даже там я понял, что Виталий на порядок более настоящий. Это проявлялось и на съёмочной площадке — Андрон говорил: «Надо делать так! Ты видел, как классно играет этот американский артист?» А Виталий говорил: «А при чём здесь Америка?» Он опять не захотел быть хорошим, ласковым, ловким, а пытался оставаться самим собой. Андрон был очень расстроен и говорил: «Да что ж такое, вечная сопротивляемость!» Незадолго до смерти Виталия мы вместе играли в спектакле у Трушкина. Трушкин – классный, известный режиссёр и очень толковый человек. Он придумал Виталию какую-то свою режиссёрскую концепцию. Что сделал Виталий? Всё выслушал, не стал ничего отвергать, доказывать, что у Трушкина совсем другой мир. Он сказал: «Чудно, я это сделаю, но здесь надо добавить это и это, а вот так, может быть, будет ещё интереснее?» И Трушкин с ходу увлёкся этим. Виталий повёл его за собой, и тот пошёл с удовольствием. Вот это прелесть, вот это профессиональный актёр, который и себя отстоял, и режиссёра не обидел, и создал нечто дружеское в компании, создал искусство. В последнее время Виталий поднялся на такую профессиональную высоту… И тем сильнее сегодня горечь о потерянной надежде.

Дата публикации: 21.06.2002