Новости

«Пресса о гастролях Малого театра» ТРАДИЦИОННЫЙ РУССКИЙ СТИЛЬ

«Пресса о гастролях Малого театра»

ТРАДИЦИОННЫЙ РУССКИЙ СТИЛЬ

Бессмертной комедией Гоголя «Ревизор» в минувшее воскресенье в Сочи открылись гастроли Московского государственного академического Малого театра

ВПЕРВЫЕ В СОЧИ

Старейший театр России приехал на гастроли в ее летнюю столицу впервые. Об этом на пресс-конференции в Зимнем сообщил художественный руководитель Малого, народный артист СССР и лауреат государственных премий России Юрий Соломин. Рассказывая об истории коллектива, он напомнил, что первая труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа императрицы Елизаветы Петровны: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр...» А возглавил Вольный русский театр при университете известный поэт и драматург Михаил Херасков. Артистами стали учащиеся университетской гимназии.
На основе университетского позднее появился драматический Петровский театр, еще чуть позже – Императорский Московский. Слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы. Оно объясняется размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.
Знаменитый писатель Иван Гончаров, обращаясь к драматургу Александру Островскому, писал: «Только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». Сегодня Островский и Малый театр – имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург создал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский писал их специально для Малого и обязательно сам читал актерам, проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения. Еще при жизни Александра Николаевича Малый стали называть Домом Островского. Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. В Сочи прославленный коллектив привез спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». Однако, как отметил Соломин, в репертуаре театра сегодня в полной мере представлена как русская, так и зарубежная классика.
Труппа театра насчитывает более 100 человек (общее количество работников – более 700). Малый сохранил свой вокально-драматический состав, хор и малый симфонический оркестр, где играют музыканты высочайшего профессионального уровня, лауреаты международных конкурсов. Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей. И все же, по мнению его художественного руководителя, сейчас Малый – единственный театр, придерживающийся традиционного русского стиля и русской театральной школы. Сочинцы и гости курорта, судя по полным залам, поддерживают выбранный коллективом курс и, не жалея рук для аплодисментов, воздают должное его мастерству.

НАД ЧЕМ СМЕЕТЕСЬ?

Восстанавливать спектакль невозможно, можно только ставить заново. Но, по мнению режиссера-постановщика «Ревизора» Юрия Соломина, заново – не значит «вверх ногами». Чиновничий произвол, о котором сегодня так много говорят и пишут, в гоголевской трактовке 1832 года отличается от современного. Хлестаков отнюдь не бандит, а мальчишка, которого приняли Бог весть за кого. В этом смысле «Ревизор» Соломина – встреча с бессмертным гоголевским текстом, сохраненным вплоть до запятой, но живым, играющим яркими красками. Режиссура Соломина в поиске оригинального, а точнее, изначального авторского смысла. Замысел автора здесь превыше всего! Отсюда и классический стиль в исполнении, в восхитительных костюмах и в декорациях, световом и звуковом решениях.
Перед нами – целая коллекция типов: не масок – образов. Каждый имеет свою историю и запоминающийся характер: будь то хитрый попечитель богоугодных заведений Земляника (народный артист России Александр Клюквин), интеллигентный смотритель училищ Хлопов (народный артист России Эдуард Марцевич), прямолинейный судья Ляпкин-Тяпкин (заслуженный артист России, лауреат Государственной премии РФ Борис Невзоров), чрезмерно любезный почтмейстер Шпекин (народный артист России Александр Ермаков), темпераментная и умная жена городничего Анна Андреевна (народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ Людмила Полякова) или, скажем, покладистый трактирный слуга (Евгений Куршинский). На сцене раскрывается вся гамма взаимоотношений между персонажами: «подводные течения», дружба с кем-то против кого-то… Уездные страсти разыгрываются артистами виртуозно и с наслаждением: все привычно и странно, узнаваемо и абсурдно.
Ревизия происходит фактически без ревизора (мнимого или подлинного). Ведомственные пороки выявляются задолго до официального «разбора полетов»: уже в первой сцене комедии, где городничий (народный артист России, лауреат Государственных премий России Александр Потапов) и все его присные признаются друг другу в беззаконии, ими творимом. Живые глаза подельников не эфемерные приказы посланца из ниоткуда. Здесь нет чужих грехов, все – собственные. Да, их обнажили, но тут же снова скрыли. Таковы уж правила ревизии взаимопонимания (на сцене и в зале). Ведь в каждом из нас, как писал Гоголь, живет городничий: толковый и глупый, наблюдательный и темный, сильный и слабый, грешный и боящийся греха, честный семьянин в своем доме и разрушающий семьи людей в своем городе.
Герой Потапова весьма убедителен и особенно хорош во время грез о небывалых благах, которые ему готовит судьба. А когда иллюзии рассеиваются, мы видим плачущего человека, произносящего знаменитое «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!..» без всякого пафоса и с очень точной, житейской интонацией.
«Невзрачный и тоненький» Хлестаков Дмитрия Солодовника (кстати, ученика Юрия Соломина) при всей своей пластичности и симпатичности выпадает из привычной для многих трактовки образа, однако в общем-то соответствует духу гоголевского произведения: он – никакой. Даже своего слугу Осипа (заслуженный артист России Виктор Низовой) бьет платком по лицу с инфантильной беспомощностью. Куда уж такому кого-то сознательно обмануть?! Обманываются чиновники! Именно они в меру своего страха и фантазии создали Хлестакова: «вначале был взяточник, и только потом – ревизор». Причем создание «ревизора» происходит поэтапно, на наших глазах. А в финале спектакля, когда рисованные декорации распахиваются во всю ширину сцены, перед нами уже не тихий уездный городок с его «смешными» проблемами и обитателями, а вся Россия – главный герой комедии.

ЛЮДИ, ЛЬВЫ, ОРЛЫ И КУРОПАТКИ…

Один из первых зрителей первой постановки «Чайки» в Александринском театре известный юрист Анатолий Кони писал Чехову о красноречивом бездумьи жизни, всем доступной и почти никем не понимаемой. «Вы не можете себе представить, как обрадовало меня ваше письмо, – отвечает Чехов. – После спектакля, ночью и на другой день, меня уверяли, что я вывел одних идиотов, что пьеса моя в сценическом отношении неуклюжа, что она неумна, непонятна, даже бессмысленна... Ваше письмо подействовало на меня самым решительным образом. Я верю вам больше, чем всем критикам, взятым вместе».
Увы, несмотря на участие в постановке великой Комиссаржевской, игравшей роль Нины Заречной, в Петербурге в октябре 1896 года пьеса успеха не имела. Триумф ожидал ее в Московском Художественном театре (МХТ) в сезон 1898-1899 годов. «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» – выгравировано на медальоне, подаренном автором Немировичу-Данченко. Теперь «Чайка» – символ и визитная карточка МХТ имени Чехова. И все же Малый театр отважился поставить свою – получившую очень высокую оценку у большинства столичных критиков – версию знаменитой пьесы (режиссер спектакля – Владимир Драгунов, руководство постановкой Юрия Соломина).
Пронзительные крики чаек мы слышим еще до того как занавес успевает открыться. За ним – дворянская усадьба у озера любви и смерти, где разыгрывается полифоническое действо, исполненное светлого драматизма. «Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно». Чехов начинает свою историю не с томного дачного вечера – с провала спектакля. Катастрофа начинающего художника Константина Треплева (Степан Коршунов) происходит на фоне как бы второстепенных личных связей и проблем других героев. И даже пьесу Треплева в первом и четвертом действиях Нина Заречная (Ольга Молочная) играет на вращающемся сценическом круге в мелькании декораций, приоткрывающем завесу над подлинным ритмом и накалом страстей. На первый взгляд, все предельно просто и непритязательно. Однако паутинка образа соткана из множества сияющих в загадочном лунном свете нитей: вот Тригорин (Юрий Соломин), лениво взирающий на жизнь, делится с Заречной сюжетом для небольшого рассказа, а вот из этого сюжета уже вырастает параллельная реальность. Схема тригоринского поведения (легкого и изящного) проста: увидел «чайку» и от нечего делать погубил ее. Не по злому умыслу – случайно. А когда Шамраев, управляющий у Сорина (народный артист России Вячеслав Езепов), вручает этому скорее рыбаку, чем писателю чучело чайки, сделанное по его заказу, то слышит в ответ: «Не помню»… Так ли это? «Я» в предлагаемых обстоятельствах понимается в точном соответствии с классической формулой постановок чеховских пьес, с «переживаниями» и «перевоплощениями», свойственными академической сцене.
«Когда я стану большой актрисой, – говорит Заречная Треплеву, – приезжайте взглянуть на меня». Становление большой актрисы в «Чайке» Малого происходит на глазах зрителей: душа девушки выпорхнула на свободу, избежав незавидной участи подстреленной Треплевым птицы.
Заслуживают особой похвалы немного взбалмошная Аркадина (народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства России Ирина Муравьева), милый и деликатный Сорин, ее брат (народный артист России Валерий Бабятинский), преуспевающий, уверенный в себе доктор Дорн (народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Ярослав Барышев) и другие виртуозы сплоченного актерского ансамбля, весь творческий коллектив, включая художника-декоратора, художников по свету и по костюмам, композитора, участвовавшие в создании многогранного сценического произведения с удивительной чеховской атмосферой.

Виктор ТЕРЕНТЬЕВ
«Новости Сочи», 29 октября 2008 года


Дата публикации: 18.11.2008
«Пресса о гастролях Малого театра»

ТРАДИЦИОННЫЙ РУССКИЙ СТИЛЬ

Бессмертной комедией Гоголя «Ревизор» в минувшее воскресенье в Сочи открылись гастроли Московского государственного академического Малого театра

ВПЕРВЫЕ В СОЧИ

Старейший театр России приехал на гастроли в ее летнюю столицу впервые. Об этом на пресс-конференции в Зимнем сообщил художественный руководитель Малого, народный артист СССР и лауреат государственных премий России Юрий Соломин. Рассказывая об истории коллектива, он напомнил, что первая труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа императрицы Елизаветы Петровны: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр...» А возглавил Вольный русский театр при университете известный поэт и драматург Михаил Херасков. Артистами стали учащиеся университетской гимназии.
На основе университетского позднее появился драматический Петровский театр, еще чуть позже – Императорский Московский. Слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы. Оно объясняется размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.
Знаменитый писатель Иван Гончаров, обращаясь к драматургу Александру Островскому, писал: «Только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». Сегодня Островский и Малый театр – имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург создал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский писал их специально для Малого и обязательно сам читал актерам, проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения. Еще при жизни Александра Николаевича Малый стали называть Домом Островского. Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. В Сочи прославленный коллектив привез спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». Однако, как отметил Соломин, в репертуаре театра сегодня в полной мере представлена как русская, так и зарубежная классика.
Труппа театра насчитывает более 100 человек (общее количество работников – более 700). Малый сохранил свой вокально-драматический состав, хор и малый симфонический оркестр, где играют музыканты высочайшего профессионального уровня, лауреаты международных конкурсов. Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей. И все же, по мнению его художественного руководителя, сейчас Малый – единственный театр, придерживающийся традиционного русского стиля и русской театральной школы. Сочинцы и гости курорта, судя по полным залам, поддерживают выбранный коллективом курс и, не жалея рук для аплодисментов, воздают должное его мастерству.

НАД ЧЕМ СМЕЕТЕСЬ?

Восстанавливать спектакль невозможно, можно только ставить заново. Но, по мнению режиссера-постановщика «Ревизора» Юрия Соломина, заново – не значит «вверх ногами». Чиновничий произвол, о котором сегодня так много говорят и пишут, в гоголевской трактовке 1832 года отличается от современного. Хлестаков отнюдь не бандит, а мальчишка, которого приняли Бог весть за кого. В этом смысле «Ревизор» Соломина – встреча с бессмертным гоголевским текстом, сохраненным вплоть до запятой, но живым, играющим яркими красками. Режиссура Соломина в поиске оригинального, а точнее, изначального авторского смысла. Замысел автора здесь превыше всего! Отсюда и классический стиль в исполнении, в восхитительных костюмах и в декорациях, световом и звуковом решениях.
Перед нами – целая коллекция типов: не масок – образов. Каждый имеет свою историю и запоминающийся характер: будь то хитрый попечитель богоугодных заведений Земляника (народный артист России Александр Клюквин), интеллигентный смотритель училищ Хлопов (народный артист России Эдуард Марцевич), прямолинейный судья Ляпкин-Тяпкин (заслуженный артист России, лауреат Государственной премии РФ Борис Невзоров), чрезмерно любезный почтмейстер Шпекин (народный артист России Александр Ермаков), темпераментная и умная жена городничего Анна Андреевна (народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ Людмила Полякова) или, скажем, покладистый трактирный слуга (Евгений Куршинский). На сцене раскрывается вся гамма взаимоотношений между персонажами: «подводные течения», дружба с кем-то против кого-то… Уездные страсти разыгрываются артистами виртуозно и с наслаждением: все привычно и странно, узнаваемо и абсурдно.
Ревизия происходит фактически без ревизора (мнимого или подлинного). Ведомственные пороки выявляются задолго до официального «разбора полетов»: уже в первой сцене комедии, где городничий (народный артист России, лауреат Государственных премий России Александр Потапов) и все его присные признаются друг другу в беззаконии, ими творимом. Живые глаза подельников не эфемерные приказы посланца из ниоткуда. Здесь нет чужих грехов, все – собственные. Да, их обнажили, но тут же снова скрыли. Таковы уж правила ревизии взаимопонимания (на сцене и в зале). Ведь в каждом из нас, как писал Гоголь, живет городничий: толковый и глупый, наблюдательный и темный, сильный и слабый, грешный и боящийся греха, честный семьянин в своем доме и разрушающий семьи людей в своем городе.
Герой Потапова весьма убедителен и особенно хорош во время грез о небывалых благах, которые ему готовит судьба. А когда иллюзии рассеиваются, мы видим плачущего человека, произносящего знаменитое «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!..» без всякого пафоса и с очень точной, житейской интонацией.
«Невзрачный и тоненький» Хлестаков Дмитрия Солодовника (кстати, ученика Юрия Соломина) при всей своей пластичности и симпатичности выпадает из привычной для многих трактовки образа, однако в общем-то соответствует духу гоголевского произведения: он – никакой. Даже своего слугу Осипа (заслуженный артист России Виктор Низовой) бьет платком по лицу с инфантильной беспомощностью. Куда уж такому кого-то сознательно обмануть?! Обманываются чиновники! Именно они в меру своего страха и фантазии создали Хлестакова: «вначале был взяточник, и только потом – ревизор». Причем создание «ревизора» происходит поэтапно, на наших глазах. А в финале спектакля, когда рисованные декорации распахиваются во всю ширину сцены, перед нами уже не тихий уездный городок с его «смешными» проблемами и обитателями, а вся Россия – главный герой комедии.

ЛЮДИ, ЛЬВЫ, ОРЛЫ И КУРОПАТКИ…

Один из первых зрителей первой постановки «Чайки» в Александринском театре известный юрист Анатолий Кони писал Чехову о красноречивом бездумьи жизни, всем доступной и почти никем не понимаемой. «Вы не можете себе представить, как обрадовало меня ваше письмо, – отвечает Чехов. – После спектакля, ночью и на другой день, меня уверяли, что я вывел одних идиотов, что пьеса моя в сценическом отношении неуклюжа, что она неумна, непонятна, даже бессмысленна... Ваше письмо подействовало на меня самым решительным образом. Я верю вам больше, чем всем критикам, взятым вместе».
Увы, несмотря на участие в постановке великой Комиссаржевской, игравшей роль Нины Заречной, в Петербурге в октябре 1896 года пьеса успеха не имела. Триумф ожидал ее в Московском Художественном театре (МХТ) в сезон 1898-1899 годов. «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» – выгравировано на медальоне, подаренном автором Немировичу-Данченко. Теперь «Чайка» – символ и визитная карточка МХТ имени Чехова. И все же Малый театр отважился поставить свою – получившую очень высокую оценку у большинства столичных критиков – версию знаменитой пьесы (режиссер спектакля – Владимир Драгунов, руководство постановкой Юрия Соломина).
Пронзительные крики чаек мы слышим еще до того как занавес успевает открыться. За ним – дворянская усадьба у озера любви и смерти, где разыгрывается полифоническое действо, исполненное светлого драматизма. «Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно». Чехов начинает свою историю не с томного дачного вечера – с провала спектакля. Катастрофа начинающего художника Константина Треплева (Степан Коршунов) происходит на фоне как бы второстепенных личных связей и проблем других героев. И даже пьесу Треплева в первом и четвертом действиях Нина Заречная (Ольга Молочная) играет на вращающемся сценическом круге в мелькании декораций, приоткрывающем завесу над подлинным ритмом и накалом страстей. На первый взгляд, все предельно просто и непритязательно. Однако паутинка образа соткана из множества сияющих в загадочном лунном свете нитей: вот Тригорин (Юрий Соломин), лениво взирающий на жизнь, делится с Заречной сюжетом для небольшого рассказа, а вот из этого сюжета уже вырастает параллельная реальность. Схема тригоринского поведения (легкого и изящного) проста: увидел «чайку» и от нечего делать погубил ее. Не по злому умыслу – случайно. А когда Шамраев, управляющий у Сорина (народный артист России Вячеслав Езепов), вручает этому скорее рыбаку, чем писателю чучело чайки, сделанное по его заказу, то слышит в ответ: «Не помню»… Так ли это? «Я» в предлагаемых обстоятельствах понимается в точном соответствии с классической формулой постановок чеховских пьес, с «переживаниями» и «перевоплощениями», свойственными академической сцене.
«Когда я стану большой актрисой, – говорит Заречная Треплеву, – приезжайте взглянуть на меня». Становление большой актрисы в «Чайке» Малого происходит на глазах зрителей: душа девушки выпорхнула на свободу, избежав незавидной участи подстреленной Треплевым птицы.
Заслуживают особой похвалы немного взбалмошная Аркадина (народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства России Ирина Муравьева), милый и деликатный Сорин, ее брат (народный артист России Валерий Бабятинский), преуспевающий, уверенный в себе доктор Дорн (народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Ярослав Барышев) и другие виртуозы сплоченного актерского ансамбля, весь творческий коллектив, включая художника-декоратора, художников по свету и по костюмам, композитора, участвовавшие в создании многогранного сценического произведения с удивительной чеховской атмосферой.

Виктор ТЕРЕНТЬЕВ
«Новости Сочи», 29 октября 2008 года


Дата публикации: 18.11.2008