МИХАИЛ ЩЕПКИН: «ЕСЛИ ИГРАТЬ – ТАК ИГРАТЬ»
Сегодня исполняется 220 лет со дня рождения
Михаила Щепкина. Сын крепостного, получивший волю «в награду за талант», гениальный актер, который одинаково уверенно чувствовал себя во всех жанрах. Казалось, не было ролей, неподвластных Щепкину. Он с успехом воплощал на сцене и женские образы. Именно Щепкин утвердил в театре принцип, позже положенный в основу системы Станиславского. Рассказывают «Новости культуры».
Ум, доброта и прямодушие – об этом говорят все историки театра, лично знавшие великого Щепкина. Однажды в Москве, в одном аристократическом доме, готовился благотворительный спектакль. Хозяйка пригласила Щепкина на репетицию с просьбой высказать свое мнение. Он приехал, остался недоволен исполнением, и вместо ожидаемых светских любезностей от него услышали правду: «По-моему, если играть – так играть. А на вздоры и звать было незачем».
«Щепкин Михаил Семенович не только для артистов Малого театра, я думаю, что и для всего театрального общества, особенно для театралов, очень много значит. Пожалуй, наверное, с именем Щепкина и родился тот психологический театр, который существует и по сегодняшний день», – считает художественны руководитель Малого театра Юрий Соломин.
Выдающийся русский актер родился в селе Красное Курской губернии. Сын крепостных графа Волькенштейна, он начал свою актерскую карьеру на сцене Курского театра. Затем были Харьков и Полтава. Уже будучи известным актером, Щепкин все еще оставался крепостным – сначала графини Волькенштейн, а затем князя Репнина. В 1821 году князь Репнин подписывает вольную выдающемуся актеру, и с 1823 года Щепкин живет и работает в Москве. В Малом театре. «Для меня это есть определенный символ – знаменитое его изречение: «Театр – это храм. Священнодействуй, или убирайся вон». Мне кажется, что оно прекрасно отображает то отношение, которое у артиста к театру», – говорит народный артист России Борис Клюев.
О его умении, а главное, желании общаться уже при жизни складывались легенды. Хлебосольный дом Щепкина собирал за столом очень разных людей – и аристократов, и простолюдинов. «По званию комического актера, – говорил Михаил Семенович, – мне часто достается представлять людей низких, криводушных, с гаденькими страстями. Изучая их характеры, стараясь передать их комические стороны, я сам отделался от многих недостатков, и в том, что я сделался лучше, нравственнее, я обязан не чему иному, а театру».
«Огромный актерский дар – ему надо было что-то вокруг себя строить. Неслучайно этот человек, вышедший из крепостных, поднялся на тот уровень общественного признания, когда правитель Крыма, губернатор Одессы Воронцов, пишет в конце жизни Щепкину и советуется с ним по поводу обустройства театра в Крыму», – говорит ректор Высшего театрального училища имени Щепкина Борис Любимов.
Щепкин всегда шел навстречу новому таланту, искал его и, тронутый искренностью чувства и непритворными слезами на сцене, интуитивно угадывал личность, которая должна занять достойное место на российской сцене. Талант педагога у него был не меньший, чем талант актера. 20 лет назад в Белгороде, на земле, где появился на свет Михаил Семенович Щепкин, родился фестиваль его имени. Фестиваль, «Актеры России – Михаилу Щепкину» зажигает новые звезды.
«Постоянно переполненные залы, постоянно аплодирующие зрители на протяжении долгого времени. И, что для меня очень важно, находится возможность тех актеров, которые приехали, повезти на родину Щепкина, посмотреть музей, который существует, и поклониться Михаилу Семеновичу», – замечает заместитель художественного руководителя Малого театра Валерий Подгородинский.
Земной человеческий путь не долог. Но дело не в количестве прожитых лет, а в тех делах и свершениях, которые сделаны на этом пути. Михаил Семенович Щепкин. Великий русский актер. Великий человек.
«Культура», 22 ноября 2008 года