Новости

НАМ, ГАГАРАМ...

НАМ, ГАГАРАМ...

В Малом театре Адольф Шапиро поставил «Дети солнца» Горького

«Дети солнца» - один из немногих на нашем театральном небосклоне спектаклей, о которых хочется думать и говорить всерьез. То, что споры «восхищенных» и «возмущенных» начались в курилке театра уже в антракте, лучшее тому подтверждение. Впрочем, «возмущенность» я, быть может, несколько преувеличиваю. Диалог скорее выглядел так: да, замечательные артисты замечательно играют, да, Шапиро - был, есть и остается мастером, да, для Малого - это спектакль значительный, спектакль-поступок. Но... скучно ведь, многословно, пьеса-то не лучшая у Буревестника, и аллюзии надоели, все наперед знаем, уже сто раз проходили. В антракте хотелось немедленно возражать: при таком блистательном ансамбле, при таком профессиональном классе чего еще-то вам надобно? После спектакля я ответила сама себе: потому-то и надобно чего-то еще.
Ум с сердцем оказались не в ладу. По уму нравилось все или почти все, а душа не надрывалась, не трудилась, лишь холодно констатировала то перекличку Горького и Чехова, оказавшихся сквозь время для режиссера больше современниками, чем антагонистами, то бессмертность проклятых русских вопросов из серии «Кто виноват?». Рвалось как раз, где тонко, оборачиваясь общим местом. «Достало», задело, растревожило лишь к финалу столкновение витающего в империях ученого интеллигента Протасова, «уважающего» простого человека из народа, с не просыхающим пролетарием Егором. Александр Коршунов с такой силой играет бездонную, непознаваемую и неуправляемую мощь этого булыжника, что становится по-настоящему, не по-театральному страшно.

Собственно говоря, «Дети солнца» - пьеса об очередной российской смуте (действие происходит в 1905 году). Традиционное имение с традиционными уже персонажами, одинокими и не слышащими друг друга, с любовями невпопад и с трагедиями, совершающимися в тот момент, когда пьют чай или обедают. И все же не перестаю задавать себе вопрос: отчего же меня не разволновали судьбы персонажей, так искусно представленные Василием Бочкаревым, Евгенией Глушенко, Людмилой Поляковой, Людмилой Титовой, Светланой Амановой и Виктором Низовым? Почему не «выстреливают» аллюзии, снайперски попадавшие в нас в застойные годы?

«Дети солнца» не относятся к числу славных спектаклей Художественного театра, но Станиславский сохранил в своих мемуарах легендарный премьерный эпизод, характеризующий атмосферу времени и умонастроение зала, к которому обращался автор. Когда в финале из-за кулис вывалилась толпа изображавших сцену холерного бунта, в публике возникла паника, и многие покинули зрительный зал, приняв статистов за погромщиков. Подозреваю, что если бы сегодня на сцену ворвались казаки или нацболовцы, то зрители, пожалуй, аплодировали бы, приняв их за ряженых. Какие уж тут аллюзии, какие уроки прошлого. В «застойные» казалось, эх бы, хоть и не реально, но если крутануть назад, мы уже не повторим тех ошибок, ужо ученые. Крутанули.

Почему-то именно на этом спектакле я особенно остро почувствовала, как задыхается думающий современный театр без своего автора, утомленный бесконечной необходимостью объясняться околичностями, отсутствием попросту прямой речи, отыскивая в далеких предках родовые черты. Крутанули и выяснилось: мы те, да не те.

Когда посадили Ходорковского, по телевизору показали сюжет домашнего видео. Кадры запечатлели безмятежную семью в скромном имении, оговорилась, на даче возле традиционного теперь мангала, на котором хозяин жарит шашлык. Рядом суетится жена, щебечут дети. Люди обедают, только обедают...

Мария Седых
«Итоги», 27 октября 2008 года


Дата публикации: 27.10.2008
НАМ, ГАГАРАМ...

В Малом театре Адольф Шапиро поставил «Дети солнца» Горького

«Дети солнца» - один из немногих на нашем театральном небосклоне спектаклей, о которых хочется думать и говорить всерьез. То, что споры «восхищенных» и «возмущенных» начались в курилке театра уже в антракте, лучшее тому подтверждение. Впрочем, «возмущенность» я, быть может, несколько преувеличиваю. Диалог скорее выглядел так: да, замечательные артисты замечательно играют, да, Шапиро - был, есть и остается мастером, да, для Малого - это спектакль значительный, спектакль-поступок. Но... скучно ведь, многословно, пьеса-то не лучшая у Буревестника, и аллюзии надоели, все наперед знаем, уже сто раз проходили. В антракте хотелось немедленно возражать: при таком блистательном ансамбле, при таком профессиональном классе чего еще-то вам надобно? После спектакля я ответила сама себе: потому-то и надобно чего-то еще.
Ум с сердцем оказались не в ладу. По уму нравилось все или почти все, а душа не надрывалась, не трудилась, лишь холодно констатировала то перекличку Горького и Чехова, оказавшихся сквозь время для режиссера больше современниками, чем антагонистами, то бессмертность проклятых русских вопросов из серии «Кто виноват?». Рвалось как раз, где тонко, оборачиваясь общим местом. «Достало», задело, растревожило лишь к финалу столкновение витающего в империях ученого интеллигента Протасова, «уважающего» простого человека из народа, с не просыхающим пролетарием Егором. Александр Коршунов с такой силой играет бездонную, непознаваемую и неуправляемую мощь этого булыжника, что становится по-настоящему, не по-театральному страшно.

Собственно говоря, «Дети солнца» - пьеса об очередной российской смуте (действие происходит в 1905 году). Традиционное имение с традиционными уже персонажами, одинокими и не слышащими друг друга, с любовями невпопад и с трагедиями, совершающимися в тот момент, когда пьют чай или обедают. И все же не перестаю задавать себе вопрос: отчего же меня не разволновали судьбы персонажей, так искусно представленные Василием Бочкаревым, Евгенией Глушенко, Людмилой Поляковой, Людмилой Титовой, Светланой Амановой и Виктором Низовым? Почему не «выстреливают» аллюзии, снайперски попадавшие в нас в застойные годы?

«Дети солнца» не относятся к числу славных спектаклей Художественного театра, но Станиславский сохранил в своих мемуарах легендарный премьерный эпизод, характеризующий атмосферу времени и умонастроение зала, к которому обращался автор. Когда в финале из-за кулис вывалилась толпа изображавших сцену холерного бунта, в публике возникла паника, и многие покинули зрительный зал, приняв статистов за погромщиков. Подозреваю, что если бы сегодня на сцену ворвались казаки или нацболовцы, то зрители, пожалуй, аплодировали бы, приняв их за ряженых. Какие уж тут аллюзии, какие уроки прошлого. В «застойные» казалось, эх бы, хоть и не реально, но если крутануть назад, мы уже не повторим тех ошибок, ужо ученые. Крутанули.

Почему-то именно на этом спектакле я особенно остро почувствовала, как задыхается думающий современный театр без своего автора, утомленный бесконечной необходимостью объясняться околичностями, отсутствием попросту прямой речи, отыскивая в далеких предках родовые черты. Крутанули и выяснилось: мы те, да не те.

Когда посадили Ходорковского, по телевизору показали сюжет домашнего видео. Кадры запечатлели безмятежную семью в скромном имении, оговорилась, на даче возле традиционного теперь мангала, на котором хозяин жарит шашлык. Рядом суетится жена, щебечут дети. Люди обедают, только обедают...

Мария Седых
«Итоги», 27 октября 2008 года


Дата публикации: 27.10.2008